Обострение социально-политических противоречий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: дать анализ роли династии Цинь в истории Древнего Китая.
Задачи:
изучить административно-экономические реформы династии Цинь;
дать оценку отношениям Древнего Китая с соседними племенами;
проанализировать противостояние двух идеологий;
выявить причины обострения социально-политических противоречий в Древнем Китае;
изучить исторические источники по данной теме.
раскрыть слабые стороны устройства Циньской империи, способствовавшие ее краху.

Содержание

Введение.......................................................................................2
1. Реформа государственного устройства......................................5
создание централизованного государства
создание административных округов
аппарат государственной власти
введение единой системы законов и измерений
в письме - единое начертание иероглифов.
2. Внешняя политика.......................................................................8
война с сюнну
завоевательный поход против юэ.
строительство Великой Китайской стены
3. Идеология...................................................................................10
торжество легизма.
гонения на конфуцианцев
4. Обострение социально-политических противоречий............13
покушение на Цинь Шихуанди
смерть Цинь Шихуанди
народные восстания
падение империи Цинь.
Вывод............................................................................................16
Список использованной литературы.........................................19

Работа содержит 1 файл

Династия Цинь.docx

— 54.81 Кб (Скачать)

В общем  стена возводилась  около 10 лет и стоила Поднебесной колоссального напряжения всех её ресурсов, а активная внешняя политика циньской империи и грандиозные мероприятия, проводимые Цинь Ши Хуанди внутри страны, требовали постоянного притока новых людских сил и новых материальных средств. В последние годы империи поземельный налог возрос до 2/3 урожая общинника, увеличились так же сроки воинской и трудовой повинности. Участилось обращение земледельцев в государственных рабов  [Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. /  М.: Изд-во восточ. лит., 1981. С. 199].

 

3. Идеология

Далее Сыма Цянь описывается борьбу двух лагерей при циньском дворе: конфуцианцев, сторонников древних традиций и восстановления власти на местах и "школы законников" фацзя, сторонников централизованной власти и строгих законов.

С проведением новых реформ, наибольшим влиянием при дворе императора стали пользоваться представители новой знати. Это были крупные ростовщики, собственники земель, ремесленных мастерских,  собственники большого числа рабов. Вся имущественная знать в результате официального разрешения продажи должностей, получила возможность проникать в государственный аппарат. Эта аристократия занимала решающие позиции в империи Цинь и была заинтересована в поддержке Цинь Ши Хуанди, объеденившего разрозненную в политическом и экономическом аспектах страну. Но волнения со стороны старой аристократии и отпрысков бывших царских родов набирало обороты и выказывало резкое недовольство господствующей властью. Самыми ярыми возмутителями спокойствия оказались конфуцианцы. Они открыто осуждали политику Цинь Ши Хуанди и распускали слухи о зловещих знаках, якобы суливших гибель империи.

Когда нападки  конфуцианцев участились, в  213 году до н. э. против них выступил  Ли Сы - основной сторонник легистских взглядов в Бень Цзи, обвиняя их, в том что они "восхваляют древность с целью опорочить современность", ценя только свои учения. В качестве иллюстрации этого противостояния я приведу отрывок речи Ли Сы: «… Однако приверженцы частных школ, поддерживая друг друга, поносят законы и наставления, и каждый, услышав об издании указа, немедля, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Входя [во дворец], они осуждают [все] в своем сердце, а выйдя [из дворца], занимаются пересудами в переулках. Поношение монарха они считают доблестью, использование других [учений] почитают за высокую [заслугу]; собирая вокруг себя низких людей, они сеют [среди них] клевету. Если подобное не запретить, то наверху ослабеет положение правителя, а внизу образуются группы и партии. Самое лучшее — запретить это! Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме циньских анналов...» [Сыма Цянь. Исторические записки. Глава 6 ].

Выступление Ли Сы положило начало жесточайшим  репрессиям против сторонников конфуцианского учения. По приказу императора все  конфуцианские книги подлежали  немедленному сожжению [Цитируется по: Всемирная история. В 10 Т. Т. II. /Под. ред. Утченко. - Государственное изд-во политической лит-ры. М. : 1956. C. 179].

Циньская модель централизованного  государства, воплощенная в жизнь  стараниями Ши-хуана и Ли Сы, заметно  отличалась от конфуцианской. Если у  конфуцианцев огромную роль играли патернализм  и постоянная мелочная, даже навязчивая забота управляющих верхов об управляемых  низах, к которой чжоусцы за другие века в определенной мере привыкли и которая санкционировалась  традицией, то здесь все было иначе. Конечно, справедливости ради следует  заметить, что и в легистской схеме  Цинь Ши-хуана было определенное место  для традиции, опиравшейся именно на конфуцианские ценности: Чтобы  убедиться в этом, достаточно прочесть помещенные в шестой главе сочинения  Сыма Цяня тексты стел, в которых  есть немало рассуждений на тему о  гуманности и справедливости, даже о деяниях древних мудрецов. Иными  словами, циньский император был  в какой-то мере причастен к идее синтеза конфуцианства и легизма, пусть даже в наиболее близкой  к жесткому легизму форме. И все  же от такого синтеза у Ши-хуана  остались в основном только стереотипные фразы. Что же касается конкретных дел  и тем более стратегии строительства  империи, то здесь легистская административная модель предстала в своем наиболее бесчеловечном варианте [История Китая / Под ред. Меликсетова. М. : Изд-во МГУ. 2002. C. 117].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обострение социально-политических противоречий

Ненависть к новым порядкам и  их живому олицетворению Ши-хуану  усиливалась, по мере того как первые результаты реформ, давших экономический  эффект, стали перекрываться дискомфортом, вызывавшимся армейско-казарменными порядками  в духе Шан Яна, к которым подавляющая часть населения Поднебесной не привыкла. Отправление на строительство Великой стены воспринималось в стране как ссылка на каторгу, откуда мало кто возвращается. Людей изматывали длительные войны против сюнну на севере и во вьетских землях на юге. По мере нехватки средств в казне поборы с населения увеличивались, что вызывало протесты. Недовольство жестоко подавлялось, виновные — будь то критикующие конфуцианцы или бунтующие крестьяне — сурово наказывались. Средств для строительства и войн требовалось все больше, а взять их можно было только лишь за счет увеличения налогов и трудовых повинностей. Лишала людей  духовного комфорта и жестокость по отношению к привычному конфуцианству. В результате порядок без гармонии обратился в экстремистский произвол, способный вызвать лишь отчаяние и толкнуть на крайние меры ради попранных принципов и идеалов.

Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки  покушения на Цинь Шихуанди. После  чего император, страдая манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы  никто не знал, где именно он находится  в данную ночь [История Китая / Под ред. Меликсетова. М. : Изд-во МГУ. 2002. C. 116].

В 210 г. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался. Это произошло во время поездки по стране, в которой его сопровождали Ху Хай вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы.

Сам Ши-хуан перед смертью завещал передать власть критиковавшему его порядки старшему сыну, чего Ли Сы и другие  его приближенные сделать не захотели.  Опасаясь волнений, они скрыли смерть императора и, вступив в сговор, сфабриковали от имени императора письмо, в котором престолонаследником объявлялся не старший сын Фу Су, а младший — Ху Хай. В этом же письме содержался приказ о «даровании почётной смерти» старшему сыну Фу Су и военачальнику Мэн Тяню.

Пока был жив Ши-хуан, никто  не смел, да и не мог всерьез противостоять  аппарату государственного принуждения. Но после его смерти  ситуация резко изменилась. Ху Хай унаследовавший трон под именем Эр Ши-хуанди не только не обладал способностями, характером и авторитетом отца, но и вообще едва ли годился в правители. В результате империя вступила в период придворных интриг и политической неустойчивости, что в свою очередь придало силы оппозиции двора императора. Начались восстания. Их по-прежнему жестоко подавляли, но сил на это уже не хватало. В стране быстрыми темпами росло недовольство. Испуганный Эр Ши-хуан попытался было прибегнуть к казням сановников и приближенных, наиболее ненавистных народу и опасных трону и лично ему. Но империи уже ничто не могло помочь [История Китая / Под ред. Меликсетова. М. : Изд-во МГУ. 2002. C. 117-118].

Осенью 209 г. до н.э. вспыхнуло восстание Чэнь Шэна, за ним начались другие. Эр Ши-хуан объявил большую амнистию в Поднебесной, стал мобилизовывать войска против повстанцев. Были сокращены расходы на дорогостоящие стройки, обвинены в преступлениях и казнены еще некоторые видные сановники, включая и Ли Сы. Но, несмотря на все усилия, движение восставших ширилось и набирало силу. Во главе его стал Сян Юй, выходец из бывшего царства Чу. Евнух Чжао Гао, сменивший Ли Сы в качестве главного советника императора, попытался было взять власть в свои руки. По его приказу Эр Ши вынужден был покончить с собой. Однако вскоре во дворце был заколот и сам Чжао Гао. Циньский двор агонизировал, и вскоре династия Цинь прекратила свое существование [Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство Китая. М. : 1962. С. 202].

Тем временем у Сян Юя объявились соперники, сильнейшим из которых стал выходец из крестьян Лю Бан. Длительная междоусобная борьба завершилась победой  Лю Бана, который и стал основателем новой династии Хань.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Завоевания и колонизация стали  лейтмотивом внешней политики Цинь Ши Хуанди. Помима покорения древнекитайских царств, он продолжил экспансию на севере и юге, благодаря чему под властью империи Цинь оказалась огромная территория. Провел ряд реформ направленных на централизацию власти.

            Правление Цинь Шихуана характеризуется большим количеством общественных работ, на которых было задействовано огромное колличество граждан. В этот период была построена: Великая китайская стена, что говорит о высоком уровне военно-инженерного дела, уникальная гробница Цинь Ши Хуана, в которую входила Терракотовая армия, огромнейший императорский дворец Эпан [Ульянов, М. Ю. Цинь Шихуан и его армия — Восточная коллекция, 2007, с. 20-38]. Была построена единая сеть дорог , которая оказала огромное влияние на развитие Китая при последующих династиях .

          Он установил единоличное господство  на всей территории Внутреннего  Китая и вошёл в историю  как правитель первого централизованого  китайского государства.

 

История гибели династии Цинь является поучительной и заслуживает отдельного внимания. Тема её гибели интересовала многих, в том числе и её современников. Например в шестой главе труда Сыма Цяня, посвященной жизнеописанию Цинь Ши-ху-анди, включено эссе Цзя И, которое касается причин падения могущественной империи, просуществовавшей менее 15 лет, где Цзя И упрекал Ши-хуана за излишнюю самоуверенность, жестокости и бесчинства,  осуждая его за отказ внимать критике и исправлять ошибки. Цзя И считал, что недовольство и восстание народа в такой ситуации были неизбежны. По мнению Цзя И существенной причиной краха империи стал отказ от традиций и пренебрежение ими. [Сыма Цянь. Исторические записки. Глава 6 ]

Во многом можно согласиться с Цзя И. Но так же важно обратить внимание на то, что империя Цинь в истории Китая сыграла роль своего рода социально-политического эксперимента. Это был триумф жесткого легизма, который в момент своего наивысшего торжества неожиданно продемонстрировал внутреннюю слабость.

Казалось бы страна объединена и усмирена, враги повержены, а народ пользуется благами эффективных экономических реформ, но для достижения желанного результата нужны были ещё некоторые усилия, а именно: достроить столицу с ее 270 дворцами и мавзолеем, стратегические дороги, Великую стену для защиты от набегов и демонстрации величия империи, так же необходимы и дорогостоящие военные экспедиции против варварских племен на севере и юге, дабы все знали о мощи Цинь. При этом легистских правителей совершенно не смущала реакция народа, на резкие перемены в образе жизни и то, что новые стандарты противоречат укоренившимся традициям.

Нельзя не считаться с тем, что  период Чжаньго подвел Поднебесную  к объединению, а благодаря легизму и реформам Шан Яна укрепилось царство Цинь, сумев одолеть своих соперников и основать империю. По праву империя стала считаться легистской. Однако если легизм Шань Яна принес полезные плоды в отсталом царстве Цинь середины IV в. до н.э., где не было ещё ни больших городов, ни развитой частной собственности и торговли, ни ярко выраженной интеллектуальной традиции, а немногие конфуцианцы не играли заметной роли в жизни общества, потому и были названы Шань Яном "паразитами", за то, что они не занимались полезным физическим трудом.

Но с тех пор изменилось многое, и во второй половине III в. до н.э.  в царстве Цинь уже существовала частная собственность, были достаточно развиты торговля, города, культурные традиции, а интеллектуальная жизнь уже стала нормой. В связи с этим, в своем желании подчинить Цинь жестким легистским законам, Цинь Ши-хуан и Ли Сы столкнулись со сложностями и недовольными настроениями со стороны конфуцианцев. [История Китая / Под ред. Меликсетова. М. : Изд-во МГУ. 2002. C. 119].

В отличие от легизма, конфуцианская традиция гармонично впитывала в себя нововведения придавая им облик обогащенный высоконравственным смыслом, легизм же к другим доктринам относился резко отрицательно. Он отвергал все то, что зарождалось в соответствии с духом этической традиции конфуцианства, отрицал все новое и не соответствовавшее его нормам, тем самым становясь реакционным. Легизм не терпел неожиданностей, замечаний и критики со стороны оппонентов, так как они были опасны для него и подрывали прочность его позиций. Таким образом в тех условиях, которые уже сложились в Китае к концу Чжаньго, легизм оказался нежизнеспособным.

Несмотря на то, что Цинь Шихуанди  вошёл в историю древнего Китая как "Первый император Цинь" и сумел добиться многого за короткие годы его власти, но всё это было создано, лишь ценой невероятного напряжения сил. А общество не выносит длительного перенапряжения и релаксация в обществе легистского типа означает крушение всего, на чём держиться жесткость легизма. В этом и заключается главная причина краха вроде бы сильной и великой империи.

       

 

 

                        Список использованной литературы

1)Васильев Л. С., Лапина З. Г., Меликсетов А. В., Писарев А. А. История Китая: 2)Учебник для студ. вузов, обуч. по ист. спец. / А.В. Меликсетов (ред.) — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Московского университета, 2004. — 751с.

 3)Васильев К.В. Государственные и социальные структуры на Древнем Востоке М.,1989.

4) Границы Китая: история формирования / РАН; Институт Дальнего Востока / В.С. Мясников (общ.ред.), Е.Д. Степанов (общ.ред.). — М. : Памятники исторической мысли, 2001. — 470с.

Информация о работе Обострение социально-политических противоречий