Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:19, реферат
Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями или Эйдесами. Главным недостатком модели государства Платона является недостаточная обоснованность принципа разделения людей на сословия. К тому же, руководствуясь идеей блага и желая сделать благополучным общество целиком, он не учел того, что это зависит от благополучия каждого отдельного индивида. Модель мыслителя получилась тоталитарной.
Введение………………………………………………………………..3
1. Второе по совершенству государство……………………………...3
2. Утопия идей Платона……………………………………………….6
3. Заключение…………………………………………………………..8
4. Список используемой литературы…………………………………9
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА
Государственного и муниципального управления
Контрольная работа
По дисциплине:
Концепции государственного управления
на тему:
Обоснование Платоном второй модели идеального государства
Выполнила:
студентка 4 курса
4132 группы
Юсубова Н.Б.
Проверила:
доц. Древаль И.В.
Санкт-Петербург,
2010 г.
Содержание
Введение
Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями или Эйдесами. Главным недостатком модели государства Платона является недостаточная обоснованность принципа разделения людей на сословия. К тому же, руководствуясь идеей блага и желая сделать благополучным общество целиком, он не учел того, что это зависит от благополучия каждого отдельного индивида. Модель мыслителя получилась тоталитарной.
Второе по совершенству государство
Там, где установлено идеальное правление, полагает Платон, там не нужны и слишком детальные законоположения. В этих условиях законодатель издаст законы, носящие самый общий характер, адресованные большинству, каждому же лишь в более грубом виде будет ли он излагать их письменно или же устно, в соответствии с неписаными отечественными законами. Но такой порядок предполагает наличие достаточного количества правителей-философов. Если же по какой-либо причине в обществе наблюдается дефицит практикующих философов, то тогда жителям этой страны придется довольствоваться вторым по совершенству государством, которое Платон подробно описал в "Законах".
Жизнь в таком государстве, как и предполагает название диалога, полностью регламентируется законами. Но устанавливать их имеют право лишь философы, с учетом местных особенностей, и интересов всех его жителей. однако, следует помнить что "интересы" граждан, в понимании Платона, это не то что хочет тот или иной человек, а то, что полезно его душе. А душе, по мнению Платона, полезна умеренность во всем. И описываемое в Законах государство он характеризует как смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных устройств государства монархии и демократии. Философ отмечает, что персы и афиняне довели до крайности начала (соответственно подчинение и свободу), лежащие в основе этих форм правления. Правильная же организация государства (близкого к идеальному), согласно Платону, должна сочетать в себе оба этих начала для достижения умеренности в вопросах политической свободы и подчинения. Так, он подчеркивает, что законодатель должен придерживаться середины, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой свободу управляемых.
Предлагаемая
Платоном конструкция второго
А, во-вторых, сохранить неизменными размеры государства. Так как чрезмерное его увеличение вызовет трудности с навязыванием единомыслия, а чрезмерное уменьшение зависимость от соседей и потерю самодостаточности.
Граждане делятся на четыре класса в зависимости от величины имущества. Разбогатев или обеднев, граждане переходят в соответствующий класс. Роскошь пресечена. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Закон запрещает частным лицам владеть золотом или серебром. Ростовщичество преследуется.
Рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом и торговлей (в основном мелкой), в число граждан не входят. Наличие рабства является еще одним отличием второго по совершенству государства от идеального строя. Платон отмечает, что граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов.
Для
формировании органов и должностных
лиц второго по достоинству государства,
Платон предусмотрел сочетание выборов
с последующей отсеивающей
Проектируемые Платоном органы государственной власти и способы их формирования выглядят следующим образом. Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем много-ступенчатых выборов. К выборам допускаются только те граждане, которые носят оружие или уже принимали участие в войне.
Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Стоять у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего стражи законов.
Предусматривается создание Совета из 360 членов, избираемых по 90 человек от каждого из четырех классов. Совет наделяется значительной властью. Имеется также народное собрание, но посещать его обязаны (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Проектируется также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Причем предусматривается процедура своеобразной проверки правомерности претензий кандидатов на занятие соответствующих должностей, что также призвано ограничить "разгул демократии".
Большая роль в платоновском проекте отводится особому (по существу надгосударственному и экстраординарному) органу ночному собранию из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым, по словам Платона, вручается государство. Члены этого охранного органа для спасения государства подобно философам первого проекта причастны к сокровенным космическим и политическим знаниям, и только они могут быть совершенными стражами по охране добродетели.
Ведь если бы, подчеркивает Платон, по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих .взглядов, то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания. Таким путем второе по совершенству государство заметно сближается с первым. Что не удивительно поскольку цели и задачи у них одинаковые.
Они различаются лишь своими возможностями. В том, которое описано в "Законах" души людей еще не достаточно освободились от телесного и материального. Но со временем под воздействием законов прописанных правителями-философами, и умеренной без сильных эмоций и желаний жизни, как под действием лекарств, души окрепнут, и тогда станет возможным построение идеального государства.1
Правильное воспитание граждан, а вернее сказать их душ, потому что души бессмертны, вот что больше всего занимает Платона.
Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — С. 46.
Каким же образом Платон, создавая "идеальное" государство на основах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под словами "идеальное государство". Во-первых, это государство, устроенное лучшим образом, во-вторых, (и это важнее) это идея государства. Рассмотрим сначала, что мог понимать Платон под словами "лучшее государство".
Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и регламентации жизни могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и, занимаясь не своим делом. Когда же их нет, каждый человек более или менее свободен, и все векторы людских желаний направлены в разные стороны, возникает хаос, беспредел, невозможно провести общую линию действий, как это делается на войне. Поэтому Платон устроил жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали.
Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", но и то, что является "идеей" предмета. Слово "идея" и близкое к нему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик" предмета.
"Идея" у Платона это то, что есть: причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие.
В связи с этим возникает
еще одна проблема. Человек, не знакомый
с творчеством Платона и
2Поппер К. "Открытое общество и его враги", т.1, - "Чары Платона" / М.: 1992. - С. 233.
Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой личности. Быть может, это изначально заложено в нас, как инстинкт самосохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственное мнение. За две тысячи лет мы научились осуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек должен стремиться исключить тоталитаризм из собственной души…3
3Платон, собр. соч. в 4 тт. / Под ред. А.Ф. Лосева. - М.: 1990. – С. 698.
Заключение
В политической философии Платона центральное место занимает идея «идеального государства». Оно строится на принципе, что каждый человек занимается тем, к чему он предназначен своим происхождением. Общество в «идеальном государстве» делится на две категории: высшую, в которую входили сословия философов и стражей, и низшую – сословие ремесленников. Причем владение частной собственностью доступно только второй категории. А высшая категория занимается управлением страной и ее защитой. Управление «идеальным государством» Платон доверил философам-правителям, вследствие того, что правитель должен научить народ высокому познанию, то есть умению видеть благо и стремлению приблизиться к нему. Он считал, что главным инструментом создания «идеального государства» является разум. Так как разум и его целенаправленное приложение может изменить мир.
Но в ходе развития
своей идеи Платон стал понимать, что
создать такое государство
Для обеспечения порядка в «идеальном государстве» Платон считает необходимым создание законов регламентирующих все аспекты жизни народа. Хотя сам он достаточно скептически относится к силе закона, но все же отмечает, что вследствие того, что удел большинства есть невежество, закон необходим.
Особое место в философии «идеального государства» у Платона занимает вопрос воспитания. По его мнению, оно есть основа совершенного правления, общественного устройства в целом. В новом «идеальном государстве» должны жить новые люди, отвечающие принципам этого государства. А формирование такого человека достигается через его воспитание.
9. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие. — Краснодар, 1994. — Ч. II. — 210 с.
Информация о работе Обоснование Платоном второй модели идеального государства