О некоторых методологических и методических перспективах исследования молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:55, доклад

Описание работы

В связи с новыми реалиями становится необходимым добавить к уже имеющемуся арсеналу социологических исследований самой молодежи и взрослого сообщества методики изучения групп предмолодежного возраста. В первую очередь внимание социологов должно быть сконцентрировано на проблемах определения границ перехода от детства к молодости не по ортодоксальным признакам возраста и биологического полового созревания, а по биографическим и личностным событиям, изменениям от детской к подростковой и молодежной субкультурам

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

 

 

О некоторых методологических и методических перспективах исследования молодежи

 

 

Куда должен быть направлен  вектор исследования молодежной группы? По нашему мнению, его следует направлять из детства к юности и молодости вглубь и вперед, т.е. интересен, прежде всего, инновационный потенциал, который можно выявить не поверхностными, массовыми опросами, а качественными, глубинными.

В связи с новыми реалиями становится необходимым добавить к  уже имеющемуся арсеналу социологических исследований самой молодежи и взрослого сообщества методики изучения групп предмолодежного возраста. В первую очередь внимание социологов должно быть сконцентрировано на проблемах определения границ перехода от детства к молодости не по ортодоксальным признакам возраста и биологического полового созревания, а по биографическим и личностным событиям, изменениям от детской к подростковой и молодежной субкультурам.

Методологические подходы  к микроуровневому глубинному анализу, на наш взгляд, необходимо существенно расширить, изучая не только две наиболее значимые для юных референтные группы: сообщество ровесников и семью, но постоянных сексуальных партнеров в связи с распространенностью гражданских браков.

Для изучения проблем  молодежи сегодня очень часто  применяются опросы взрослых людей: учителей, родителей, работников молодежной сферы. Цель проведения таких опросов состоит в получении дополнительной информации или в сравнении мнения юного и взрослого сообществ.

Являются ли подобные опросы достоверными и, в полном смысле этого слова, экспертными? Мы склонны считать, что не все взрослые могут квалифицироваться в качестве экспертов при изучении данной проблематики. Считаем, что профессиональные специалисты могут являться экспертами по весьма важной, но определенно ограниченной проблематике, в первую очередь, при оценке состояния государственной инфраструктуры для молодежи. (Под социальной молодежной инфраструктурой мы понимаем совокупность организаций и учреждений, непосредственно работающих с молодежью, посредством которых реализуются потребности и интересы общества в подготовке подрастающего поколения). Развитие государственной молодежной политики требует разработки специальных ориентиров деятельности и здесь также весьма полезным может стать мнение экспертов. Именно они сообщат об эффективности практических социальных, экономических, политических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических и других мер в системе социальной защиты молодежи. Взрослые руководители молодежных и подростковых общественных объединений смогут высказать свою экспертную оценку как по вопросам внутренней жизнедеятельности своих формирований, так и о взаимоотношениях некоммерческих, негосударственных формирований с государством и поддержке последним молодежного движения.

Следует различать эксперта-практика (непосредственно работающих с молодежью) и эксперта-управленца. Представители двух этих групп компетентны в своем круге проблем. Так, например, в нашем недавнем опросе лидеров молодежных организаций, 14,3% экспертов-управленцев предполагали, что молодежь готова заниматься общественно-полезной деятельностью, но среди тех, кто постоянно работает с юными, лишь один (!) эксперт указал на это. Представители двух этих групп  компетентны в своем круге проблем. Поэтому  при разработке инструментария каждому из них надо формулировать вопросы исходя из его сферы деятельности или опыта.

Поэтому в идеале при  разработке инструментария каждому  из них надо формулировать вопросы  исходя из его сферы деятельности или проводить отдельный анализ данных, полученных от двух этих групп.

Родители обладают лишь частичной информацией о формах проведения досуга молодого поколения  вне дома. В одном из проведенных  нами исследований только 7% родителей были уверены, что в свободное время их дети часто ходят на свидания. По результатам анкетирования таких подростков в четыре раза больше. Ретроспективный взгляд старшего поколения на свой молодежный возрастной период жизни не точен и главное почти не дает полезной информации о сегодняшней молодежи, поэтому уже пора прекратить в исследованиях сравнительные пассажи в отношении советской молодежи. Такое сравнение даже в ограниченных сферах невозможно, т.к. все нововведения глобализации уже «осели» в личностях молодежи. «... старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга» - так охарактеризовала эту ситуацию М.Мид [1, 358]. Вот почему, нам представляется неэффективным такого рода исследования по молодежной проблематике.

Как правило, рассматривается вертикальная стратификация  внутри молодежи, основанием для нее служат общие индикаторы социального статуса любой профессиональной группы: доходы, власть, престиж, образование. Так, выделяются студенты, молодые предприниматели, молодые рабочие, ученые и т.д. Предпринимаемые попытки типологизировать молодежь по политическим, мировоззренческим, ценностным основаниям, на наш взгляд, неполны, крайне редко затрагиваются гендерные, поселенческие, «возможностные» основания. Собственно субкультурный аспект молодого поколения рассматривается недостаточно. Субкультурный аспект, конечно, не является определяющим, но так как речь идет о молодежи крайне важным, это основание также для «горизонтальной» дифференциации молодого поколения.

Должны шире практиковаться наблюдение, визуальный метод, анализ «документов» молодежного образа жизни, включая такие его символические формы как граффити, мода, демонстративность поведенческая. Особого внимания требует разработка методики изучение жизнедеятельности молодежи в новом информационном пространстве (SMS-общение, виртуальные взаимодействия, мобильное чтение и др.)

Важный методологический аспект исследований молодежи должен состоять, по нашему мнению, в том, что не нужно бояться провокационных и отчасти неэтичных вопросов. С молодежью дозволительно беседовать в «жесткой» манере, имитирующей, кстати, их стиль общения между собой. Например, вопросы «В каком возрасте ты хотел(а) бы умереть?», «Молодость- это начало пути, все еще впереди, или главное в жизни происходит именно сейчас?», «В чем вина и заслуга молодого поколения перед старшим? В чем вина и заслуга старшего поколения перед молодым?» в этой возрастной группе будут восприняты нейтрально, в отличие от иных групп.

 

  1. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Наука, 1988. – С.322-361.

Информация о работе О некоторых методологических и методических перспективах исследования молодежи