Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 13:44, доклад
О музыке Древней Руси(IX-XIIвв.) рассказывают памятники литературы и искусства - летописи, фрески, иконы. В житии новгородского епископа Нифонта(XIII в.), в поучениях монаха Георгия(XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы(проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы(день летнего солнцестояния) и др.
О музыке Древней Руси(IX-XIIвв.) рассказывают памятники литературы и искусства - летописи, фрески, иконы. В житии новгородского епископа Нифонта(XIII в.), в поучениях монаха Георгия(XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов. Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы(проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы(день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов - странствующих актеров и музыкантов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Так, перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной.
Наиболее распространенным инструментом были гусли. Не случайно в "Слове о полку Игореве" (XII в.) воспет Баян - эпический сказитель-гусляр. Однако отношение к гуслярам было двойственное. Они пользовались уважением за сходство с музыкальном инструментом библейского царя-псалмопевца Давида(неизменный атрибут его изображений - гусли). Но те же гусли в руках забавников-скоморохов порицались Церковью. Скоморохи и предметы их быта, в том числе и музыкальные инструменты, исчезли в XVII в.Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988 г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одной из важнейших сторон богослужения стало пение - человеческий голос считался на Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом. В основе песнопений лежало заимствованное из Византии осмогласие. Первыми учителями русских были греческие и болгарские певчие.
Произведения церковного певческого искусства(тропари, каноны и др.) оставались, как правило, анонимными. История сохранила имена только некоторых выдающихся мастеров, и то уже конца XVI в., - Саввы и Василия Роговых, Маркела Безбородого, Федора Крестьянина, Федора Носа.
Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками-символами - знаменами(крюками). Свое происхождение знамена вели от византийских невм. Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева.
Количество знамен было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамен, а как их петь, не указывалось - это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI - начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамен, но и способов их пения.
Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно - слогу соответствовало одно знамя(крюк).
Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения, более сложные по мелодии - на один слог приходилось несколько звуков. Кондак - разновидность хвалебной молитвы. Образцы кондакарного пения содержатся в древнейших русских певчих книгах XII-XIII вв. - кондакарях. Такие песнопения имели особую систему записи, не поддающуюся расшифровке.