Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 17:36, реферат
Облик главного героя, Онисимова, воплощает идеал государственного человека своей эпохи. Девизом его жизни является безупречность, в том числе и внешняя. Свое дело он знает до малейших тонкостей. Его организованность и пунктуальность поражают. В сложных жизненных ситуациях (даже после истинного крушения: Онисимов оказался смещенным с поста и оторванным от главного дела жизни) он сохраняет вызывающую изумление работоспособность. С тем же рвением и упорством, с которым изучал обычно все, касавшееся дорогой сердцу металлургии, теперь он изучает отнюдь немилую Тишландию (так он окрестил страну, куда он был назначен послом).
Я бы хотела показать и проанализировать нравственный мир государственного служащего на основе произведения А. Бека «Новое назначение», написанного в начале 60-х годов.
Литературный герой романа - Александр Леонтьевич Онисимов - лицо вымышленное. Он работает председателем Государственного Комитета по делам металлургии и топлива в Совете Министров СССР.
Облик главного героя,
Однако, под скорлупой непроницаемой суровости скрывается эмоциональный, чуткий, легко ранимый человек. Александр Леонтьевич — нежнейший брат, отец, в характере которого "...казалось бы, однолинейном, целиком подчиненном лишь одной страсти — работе, таилось и несколько нежданное качество: глубокие родственные чувства. Никто не догадывается, как остро он горевал по несчастному, погибшему в заключении брату. Эта душевная ссадина и поныне не зажила…". По отношению к товарищам, которые когда-то стали жертвами репрессий, Онисимов деликатен и человечен. В самые страшные годы культа личности он с редкой в те времена смелостью отваживался вступаться за своих товарищей и родных.
Суровый и чуткий, преданный делу и близким людям, герой А. Бека служит своему долгу с великой самоотверженностью. Его скромность, требовательность к себе граничат с крайней степенью воздержания ,отречения от жизненных удовольствий. Больной, с забинтованными, немеющими ногами, он — член правительства — часами простаивал на рабочей площадке домны, когда там не ладились дела. А когда проблему удавалось устранить, иной раз ценой нечеловеческих усилий, в том числе и его личных, неумолимо вычеркивал фамилии — свою и своих сотрудников — из списка представленных на соискание Госпремии. Из всего этого видно — перед нами "рыцарь без страха и упрека", человек поистине высокого духа, глубоко нравственный, обладающий внутренней установкой действовать согласно своей совести и долгу.
Главный герой — продукт своей эпохи, в которой дух идеального, на первый взгляд, государственного служащего сочетался с абсолютным догматизмом мышления. Писатель убедительно демонстрирует, как неодолимо давила атмосфера культа личности на умы даже лучших людей. Онисимов сознательно и старательно культивирует в себе черты Служаки с большой буквы. Он беспрекословно выполняет волю Сталина даже там, где внутренне с ней не согласен. Именно эту его черту я считаю не подходящей для государственного служащего. Не спорю, для того времени, подобная черта была, возможно, идеальной для чиновника, но если говорить о сегодняшнем образе работника государственной службы, то нужно отметить, что слепая приверженность положениям или требованиям морали без анализа конкретной ситуации не приведет ни к чему хорошему. Сегодня, по-моему мнению, хороший государственный служащий должен учитывать влияние внешних факторов, постоянно находиться в поиске эффективных и инновационных методов принятия решений.
Привычка жестко подчинять свое "я" "верховной" воле, отказываться от самостоятельного мышления заставляет Онисимова требовать подобного и от своих подчиненных. Именно этим объясняется острейший конфликт с Петром Головней, который на свой страх и риск внедряет экспериментальные скоростные плавки, осваивает метод будущего. В озлобленности Александра Леонтьевича проглядывается нечто большее, чем деловое несогласие руководителя, — нечто личное, хоть и глубоко скрытое даже от самого себя.
Это неразрешимое противоречие между стремлением к внутренней самобытности и самодостаточности (требованием духа) и добровольным обязательством полнейшего подчинения чужой воле (в сущности, глубоко бездуховным) тем сильнее раздирает внутренний мир героя, чем решительнее он изгоняет его из своего сознания. Наиболее тяжелую форму внутреннее противоборство принимает, когда дело касается боготворимого вождя. Преклонение перед Сталиным столь велико, что Онисимов даже по телефону говорит с ним стоя.
Символична заключительная сцена романа. Академик Челышев сообщает Петру Головне, что Онисимов погибает от неизлечимой болезни. Однако Головня переводит разговор на другое. Челышев еще раз возвращается к этой теме. Но собеседник упрямо молчит. Что ж, Головня вправе не прощать Онисимова, даже находящегося на смертном одре. Вправе — от лица тех молодых творческих сил, которые беспощадно сминала жестокость сталинского времени, чьим верным орудием был Онисимов. Неизлечимая трещина прошла через душу героя, который воплотил в себе трагедию Духа — истинно высокого и в то же время пораженного болезнью своей эпохи. Служение идеалу и поклонение идолу. Сила мышления государственного человека и бегство мысли от самых больных вопросов современности. Безграничная преданность делу и неумение видеть и ценить движущие его духовные силы. Эти противоречащие друг другу черты парадоксально соседствуют в душе Онисимова и делают его образ поистине трагическим. Онисимов – несчастный человек, полностью посветивший себя работе и потерявший свое собственное «я». Оценивая нравственный мир героя, можно сказать, что это человек с высочайшей степенью ответственности, преданности своему делу, начальству, времени; в нем очень сильно развито чувство долга, достоинства, чести, совести, но это не делает его счастливым человеком, удовлетворенным своей жизнью. Эти, казалось бы идеальные качества, делают его несвободным, ограниченным в поступках, действиях и даже мыслях человеком. И все это, по-моему мнению, из-за того, что Александр Леонтьевич Онисимов помимо перечисленных выше качеств обладает так же высокой степенью догматизма, который не давал ему внутренней свободы, держал в постоянно напряжении. Государственный служащий, находящийся в таком состоянии, мне кажется, не может принимать эффективные управленческие решения, он может только следовать указаниям вышестоящего.
Таким он уходит от нас — нераскаявшийся и до конца не прощенный, с грузом своих неизжитых противоречий, разрешить которые способно лишь новое время.
Роман А. Бека «Новое назначение» сыграл значимую роль в моем нравственном становлении как будущего государственного служащего. Для меня чиновник Онисимова стал примером с одной стороны образцового служащего, умеющего правильно, точно и беспрекословно выполнять свою работу, а с другой стороны примером обезличенного, действующего по указке человека, что для меня является неприемлемым качеством. Думаю, что это произведение поможет мне правильно выстроить образ идеального, во всех смыслах, государственного служащего.