Новые формы национализма конца ХХ начала XXI века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 21:02, реферат

Описание работы

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

Новые формы национализма конца ХХ начала XXI века.

Введение.

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.

1.История движения, особенности организации:

Одним из проявлений националистического характера  в России в 90-е годы 20 века стало  появление молодежного националистического  движения.

Националистические  группировки или скинхеды – это  участники относительно нового неформального  движения. Слово «скинхеды» происходит от слияния двух английских слов: skin – кожа и head – голова. В России представители этого движения предпочитают называть себя бритоголовыми.

Впервые скинхеды появились  в конце 60-х годов в Европе в  рабочих предместьях Лондона. На западе опубликовано большое количество исследований, в которых приводится несколько причин возникновения  этого движения. Одна из главных  – начавшийся в то время бурный приток эмигрантов из стран «третьего  мира», которые стали дешевой  рабочей силой и стали вытеснять  из некоторых сфер производства и  торговли коренных британцев. Скинхеды в то время носили модные пиджаки  с подбитыми плечами и слушали  афроамериканскую музыку. В 1969 году в  английских портовых городах начались массовые драки между ними и американскими  морскими пехотинцами, среди которых  было много афроамериканцев. Именно тогда выработался их стиль одежды, используемый и сейчас в Европе и  России. Это была короткая военная  куртка без воротника, узкие, высоко закатанные джинсы на подтяжках, тяжелые  ботинки из толстой свиной кожи. Такая форма помогала в драке. Афроамериканскую музыку вытесняет  арийский стиль «Ой» – белый рок.

К началу 80-х годов  движение становится довольно массовым и распространяется по Европе, постепенно добираясь до Австралии и Южной  Америки. Бурно развивается индустрия  скинхедов, особенно музыкальная. Появляются десятки скинхедовских музыкальных групп. В Европе выпускается много аудиокассет с записями гитлеровских военных маршей и видеокассет нацистских фильмов, в частности «Триумф воли» любимого режиссера Гитлера Лени Риффеншталя . Популярны у скинов майки с цифрами 88 – порядковый номер двух «н» в немецком алфавите, что означает «Хаиль Гитлер», 14 – символ фразы на английском языке из 14 слов «Мы должны сохранить существование наших людей и будущее для белых детей» и 18 – числовое обозначение первых двух букв имени Адольф Гитлер. Символика скинов восходит к обожаемому ими Третьему рейху и кельтской мифологии. Есть и собственный символ – скрещенные молотки. Но все же основной их знак – кельтский крест.

В начале 90-х годов  первые скинхеды появляются и в России. Сначала их увидели в Москве, с  той поры ставшей считаться идеологическим и духовным центром движения. В  это время в Москве насчитывалось всего несколько десятков поклонников скин-культуры и идеологии.

В 1993 – 1994 годах численность  московских скинхедов достигла 150 – 200 человек. Их деятельность уже активно  влияла на криминальные сводки столицы. Подобные группировки начинают возникать  в других крупных городах России, и, прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде .

Начиная с середины 90-х годов, общее число бритоголовых превышает 1000 человек, их субкультура  и идеология становятся заметным явлением в мире российского политэкстремизма правого толка. В движении наметился определенный рост и оживление. В Москве стал выходить журнал «Под ноль» - первый в России печатный орган движения.

С 1994 – 1998 годов среди  бритоголовых произошел гигантский скачок в численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько раз. В Москве и Петербурге появляются довольно крупные группировки. В Москве в 1998 году насчитывается около 20 объединений. Активность скиндвижения приобретает катастрофические размеры, чаще происходят столкновения с иностранцами.

2.Скин-индустрия

Все возрастающее количество неонацистов и выросший при этом спрос на скинхедовскую атрибутику породили целую скин-индустрию, созданную исключительно для неонацистов. Вместо одного журнала «Под ноль», нерегулярно выходившего в Москве, появляется несколько новых изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвертка». Увеличилось и число музыкальных скин-групп, многие из которых известны по всей России. Из их числа – «Штурм», «Вандал», «Ультиматум».

Стоит отметить, что  про скинхедов часто писала газета Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова. Наиболее активно писал о скинхедах и о музыке стиля «Ой» журнал «Железный марш».

В данных журналах и  газетах, часть из которых издавалась нелегально, поются настоящие гимны  будущим спасителям Земли от зла. Субкультура приносит весьма ощутимый доход. Например, группа «Коловрат» призывает своих поклонников покупать односторонние футболки черного цвета с надписью «Коловрат. Россия», и с цветным изображением креста с логотипом группы на груди, а также на правом рукаве .

В Москве есть свои сформировавшиеся «точки», где практически всегда можно купить экстремистские газеты, журналы, музыкальные альбомы, нашивки. Неплохой доход приносят видеокассеты с нацистскими фильмами. Становятся востребованы «Маин Кампф» Адольфа Гитлера и «Мир 20 века» одного из главных идеологов нацизма Альфреда Розенберга.

Сколько на сегодняшний  день в России националистических организаций, точно сказать невозможно. 99% таких  объединений состоит из 3 – 5 человек, очень часто один и тот же человек состоит в нескольких организациях одновременно. По данным МВД, только в Москве нацистские группировки располагают тремя тысячами активистов. Кроме того, еще около 30 тысяч человек, проживающих в столице, так или иначе, связаны с экстремистскими организациями ультраправого толка. Что же касается молодежных группировок – «скинхедов», то в столице их более 10 тысяч .

Скинхеды называют себя солдатами Третьей Мировой  войны, уже вступившими в войну. Их группировки наиболее многочисленны  и опасны. Согласно исследованиям  социологов, в России сейчас (конец 90-х – 2000 годы) не менее 35 тысяч «скинов», объединившихся, чтобы поддержать «чистоту нации». Первый всплеск численности бритоголовых приходится на начало 1994 года, тогда это были «молодежные объединения» РНЕ и других ультраправых партий .

Согласно исследованиям  последних пяти лет, результаты которых  приводит агентство ИТАР-ТАСС, 15% россиян  в возрасте 8 – 30 лет объединены в  неформальные молодежные объединения, одно из которых – скинхеды. В 1992 году скинхедов в России было всего  несколько десятков человек, к началу же 2000 года их насчитывалось уже  свыше 20 тысяч. Большинство из них  объединены в небольшие банды  по месту жительства или учебы. Считается, что в Московской области численность  фашистов на порядок выше, чем в  столице, что вполне объяснимо –  если в Москве молодежь еще в состоянии  найти себе развлечения (увеселительных заведений здесь в избытке), то в областных городах и поселках заняться порой нечем. Поэтому большинство  молодых людей, которых удалось  задержать милиции после погромов в Ясенево и Царицыно, оказались  жителями именно Московской области, а  не самой Первопрестольной. Национальный экстремизм в России носит, как правило, провинциальный характер .

4.Классификация  скинхедов

Для того чтобы понять сущность и идеи скин-движения в России, необходимо рассмотреть его состав, используя классификацию журналиста С.Беликова, изложенную в его статье «Бритоголовая культура».

Первая, самая многочисленная группа – «малолетки», это подростки 12 – 14 лет, иногда даже начиная с 8-летнего возраста, которые выучили несколько расистских или нацистских лозунгов, уяснили некоторые основные нормы поведения. Эта категория активно использует внешнюю символику – свастику.

Вторая  категория«молодые», подростки старшего возраста, 14 – 16 лет, активно участвующие во всевозможных митингах, демонстрациях. Эта категория обладает более четко оформленной политической ориентацией и умением связно изложить главные принципы националистического движения.

Третья  категория – «старшие» - помимо участия в митингах и сборищах они обладают твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеют не только связно изложить основные пункты программы своего движения, но и ведут агитационную работу. Эта категория обладает, как правило, прочными связями с различными право- и леворадикальными экстремистскими организациями.

Среди огромного  количества националистов самых  разных видов, степеней организованности существует небольшая сплоченная группа, называемая «старые» скинхеды.

Эта относительно маленькая  часть националистического движения состоит из наиболее идеологизированных и активных. Они хорошо знают обычаи, традиции, принципы националистов, являясь их основными хранителями и толкователями для основной массы. Каждый из них имеет определенный стаж пребывания в данном движении, от трех – пяти до десяти лет, в течение которых они должны жить и действовать, соблюдая все принципы и заповеди националистического движения. Одна их осуществляемых ими основных задач – стимуляция и радикализация как отдельных групп, так и всего движения в целом.

Классические «старые» члены движения – это в основном политики, занимающие активную жизненную  позицию. Статус этот могут иметь  и некоторые особо агрессивные  музыканты, исполняющие песни в  стиле рока или панк-рока .

В конце 90-х годов  число людей, принадлежащих к  верхушке движения, существенно возросло, что напрямую связано с популяризацией националистического движения. Усилилась  и их идеологическая образованность, именно здесь проводятся действия по легализации и созданию собственной  партии.

Отдельно обособленно  в общей массе стоит категория  «модников» - скинхедов самой низшей ступени. Они полностью аполитичны и инертны. Основная их масса –  люди, не нашедшие своего муста в  обществе, отдающие дань моде, так как  движение становится все более популярным. Они непреследуют каких-либо идей и отличаются от обычных людей лишь тем, что используют националистическую атрибутику и устраивают беспорядки.

Во всем мире скинхеды редко примыкают к патриотическим партиям, предпочитая создавать  собственные независимые группировки. Обычно группировку образуют ребята из одной компании, из соседних дворов.

На конец 90-х годов  самым крупным скин-объединением была «Русская цель» Семена Токманова, она насчитывала около 150 активных членов. «Русская цель», пожалуй, единственная организация, слившаяся с политической партией – Народной национальной партией (ННП). Лидер партии А.Иванов не единственный, кто призывал скинхедов под свои знамена как опору партии. Подобные попытки предпринимали также А.Баркашев (РНЕ), К.Касимовский (лидер «Русского действия»), Юрий Беляев (питерская Партия Свободы), солист «Коррозии металла» С.Троцкий . Но особенностью скин-движения является то, что оно не желает подчиняться «посторонним вождям», предпочитая обходиться собственными силами.

В России скинхеды ведут  себя не так, как положено любому обычному неформальному молодежному движению. Особенно это заметно в самых  крупных городах России – Москве и Санкт-Петербурге. Они собираются в определенных местах, ходят на музыкальные концерты, футбол, однако не всех участников движения удовлетворяет  безобидное существование в виде неформального контркультурного движения. Нынешняя нестабильная ситуация, сложившаяся  в России, редко политизировала большинство  российских националистов. Из контркультурного движения, проникнутого духом агрессии, оно постепенно превратилось в неорганизованное молодежное политическое движение неонацистского толка.

В отличие от других неформальных движений, существующих на настоящий момент, движение русских  скинхедов является самым жестким, агрессивным и криминализированным. Они постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения, причем большинство  противоправных действий совершается  на основе расистских идей и неонацистской  идеологии.

Среди причин, породивших такую позицию молодежи, стоит  отметить, прежде всего, усиление миграционных процессов, территориальные особенности (пограничные районы), рост конфликтов культур и этносов, война в  Чечне, терроризм.

В идеологии скинхедов  присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении  неприязни и ненависти по расово-национальному  признаку, путем лозунгов, надписей, рисунков, призывов и путем прямых действий – стычек, столкновений, драк.

От рук неонацистов  может пострадать любой нерусский  человек неславянской внешности. Объекты  воздействия определяются по визуальному  признаку – цвет кожи, разрез глаз, черты лица. У определенной части  участников движения господствуют антисемитские  и антикавказские настроения. Особенно агрессивная неприязнь имеет место в отношении к эмигрантам – беженцам, вынужденным переселенцам из стран ближнего зарубежья.

Главное в идеологии  скинхедов – это национализм, национал-расизм, превозношение своей (в данном случае – русской) нации  как стоящей выше других наций. Гордость затрагивает также и обычаи, и  традиции своей страны и национальности. 

В идеале социальное устройство государства националистами мыслится как государство с некоторыми элементами общественного устройства Германии времен Третьего рейха 30 – 40-х  годов. Это должно быть унитарное  государство, в котором существует значительное социальное и имущественное  неравенство по цвету кожи и самая  явная расовая дискриминация. В  российском варианте в этом государстве  должен существовать приоритет русской  нации над остальными .

Информация о работе Новые формы национализма конца ХХ начала XXI века