Невербальные элементы в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:53, реферат

Описание работы

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - “body language” .
Что касается стороны исследования проблемы body language, то, пожалуй, наиболее влиятельной работой начала ХХ века была работа Чарльза Дарвина “Выражение эмоций у людей и у животных” , опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области “языка тела” , а многие идеи Дарвина и его наблюдения признаны сегодня исследователями всего мира. С того времени учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000 невербальных знаков и сигналов.

Работа содержит 1 файл

Невербальный язык.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

Вяло  откинутая назад голова. Если голова, которую держали прямо, вяло откидывается назад, это является выражением самоотдачи. В отличие от подчинения, когда опускание головы наряду с уменьшением воздействия приводит и к одновременной защите шеи, в данном случае беззащитно отдаются во власть другого человека. По данной позе можно также судить, что тот или иной человек пребывает во власти воспоминаний, удовольствий, испытываемых при наслаждении тем или иным видом искусства, и т.п. В сочетании со смехом подчиненность трансформируется в наигранность и выражает беспомощность.

Голова, расслабленно откинутая назад. В  таком положении говорят о  снижении концентрации внимания, нередко  оно наблюдается у людей в  мечтательных состояниях и при созерцательном поведении. Если такое положение  головы “не вписывается” в ситуацию, неадекватно ей, то мотивами подобного поведения могут быть мягкотелость, ленность и жажда наслаждений.

Запрокидывание  головы. В качестве спонтанного движения такое поведение в большинстве  случаев возникает как реакция  на соответствующий раздражитель. Так демонстрируется смелость, например, артистами цирка, когда они собираются на верхнюю трапецию. В сочетании с пронзительным взглядом откидывание головы производит впечатление наглости, а при повороте всего корпуса в сторону визави еще к тому же и навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения. В таких случаях подобным образом могут быть выражены решительный протест и оскорбление чувства чести собственного достоинства.

При спокойном  варианте исполнения можно сделать вывод об авторитарном поведении превосходства. Так может быть выражено либо безмолвное приглашение, либо немой вопрос.

Голова, выставленная вперед. Смысл этого  жеста заключается в том, чтобы  приблизить органы чувств к источнику  раздражения. Таким образом выставленная вперед голова свидетельствует о наличии интереса. Голова, выставленная вперед, используется также при угрожающем поведении. Она как бы демонстрирует: “Я воспринимаю все раздражители, передаваемые тобою, и не боюсь их”.

Поворот головы. Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствует о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру. Из-за неполного поворота головы зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное.

Отворачивание головы. Такое уклоняющееся движение свидетельствует о том, что заинтересованность в том или ином объекте отпала. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение. При варианте исполнения из стороны в сторону отворачивание головы превращается в отрицательный сигнал. Отворачивание за счет поворота головы может, таким образом, иметь следующие значения: “Нет, я не могу” , “Я не знаю” и “Я не стану” .

Плечи

Плечи используются главным образом для  выделения и уточнения прочих сигналов. Они могут находится в следующих положениях:

приподняты, если по соображениям общей опасности  и неуверенности защита шеи представляется необходимой;

опущены, если шея должна быть открыта как  сигнал свободы и уверенности  в себе;

подниматься и опускаться, если хотят выразить сомнение и задумчивость, изменения в плане защиты и открытости шеи;

отведены  назад, если грудь хотят выставить  вперед, чтобы продемонстрировать предприимчивость, силу и мужество;

“провисать  вперед” , когда человек словно проваливается  сам в себя, приобретая “жалкий вид” , выражая отчаяние и чувство слабости;

выставлены  вперед, когда страх и ужас приводят к уменьшению площади, открытой для  нападения;

подниматься и опускаться с одной стороны, когда фраза “я не знаю” выражается с подчеркнутым чувством сожаления.  
 

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают  с целью общения и которые  могут сопровождать размышление  или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие) , демонстративные  и касательные жесты.

Указательные  жесты направлены в сторону предметов  или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты  служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при  этом положению кисти руки. Демонстративные  жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти  виды жестов могут сопровождать, дополнять  или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Различные положения рук

Ладони  вверх. Такое положение кисти  руки необходимо в случае получения  чего-либо. Поэтому в пантомиме  оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.

При сомкнутых  пальцах увеличенная плоскость  ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается.

Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя две руки. При этом края ладоней могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа действий могут быть обоснованы и с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: “Я иду без оружия и с мирными намерениями”.

Ладони  вовнутрь. В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом “разрушении” проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.

Ладони  вниз. При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы  или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность “сдержать” настроение, взять его под контроль.

Кулак. Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному Я. Но кулак - это и своего рода оружие. В положении “кулак” кисть руки “сложена” до своих минимальных размеров.

Означает  ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать  по сопровождающей ее мимике.

Разжатые  кисти. Кисти рук, когда из них  что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма  выражает нерешительность. Вместе с  бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление болезненного отречения (от чего-то) , скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.

Схватывающая  рука. Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание уяснить, что же это такое, и не упустить свой шанс. Схватывающая кисть может поэтому служить выражением или скупости и жадности, или же усилия подыскать слова и не упустить какую-то мысль. Обхватив и держа что-либо, кисть выражает чувство пребывания в опасности.

Заложить  руки за спину. Руки, заложенные за спину, свидетельствуют о том, что их владелец не хочет никого беспокоить. Так выражается выжидательное (сдержанное) поведение. Заложив руки за спину, вы как бы на некоторое время или вообще хотите отрешиться от мирской суеты. Поэтому данная поза, сохраняемая длительное время, часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей.

Руки  в карманах. Если руки засунуты (спрятаны) в карманы, то у собеседника может возникнуть чувство опасности. Он больше не в состоянии уследить за возможными приготовлениями к нападению. Поза “руки в карманах” может нести и компенсационную нагрузку при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. В ходе разговора такой образ действий как бы говорит о том, что собеседник больше не хочет вас слушать и, действуя по-прежнему, реагировать на ваши намерения.

Пальцы

Пальцы  служат в основном для выделения  жестов. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Но существуют и чисто пальцевые жесты, когда кроме пальцев больше ничто не задействовано и положение кисти не имеет никакого значения. Так, например, знак “V” (два растопыренных пальца), обозначает “victory” (“победа” ) , а знак с поднятым вверх большим пальцем означаем “о' кей” , все в порядке.

Еще один вариант использования пальцев  мы наблюдаем на примере тайных или  символических языков, в частности  в языке глухонемых. В нем при  помощи пальцев воссоздаются отдельные буквы или передаются символы, которые могут быть понятны теми, кому известен соответствующий код.

Большой палец. Этот палец известен как палец  “давления”. Как символ власти и силы большой палец становится важнейшим признаком демонстрации превосходства того или иного человека. Большой палец, свободно лежащий в состоянии покоя, свидетельствует об отсутствии какого бы то ни было сигнала. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.

Указательный  палец. Символизирует волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве указательных сигналов. К ним относятся: поворот корпуса, взгляд в соответствующем направлении, кивок в ту или иную сторону и указывание большим пальцем. Если мы хотим указать точно в цель, то тогда мы пользуемся указательным пальцем. Поднятый вверх и застывший в этом положении палец служит для обозначения знака “Внимание!”. Он обладает как бы двойственным воздействием. Его основное значение - оружие, а дополнительное - удлинение поднятой руки, т.е. в одном и том же месте сочетаются угроза и увеличение в размерах. Если кто-нибудь подзывает нас, помахивая указательным пальцем, то тогда мы сталкиваемся с таким его значением, используемым в приказной форме, как “палец - указка” . Если указательный палец поднять вверх и покачать из стороны в сторону, то в такой позиции он заменяет голову, которой покачивают при отрицании, т.е. он как бы отмахивается от того или иного действия.

Использование нескольких пальцев. Например, соприкосновением большого пальца с указательным при  оттопыренном мизинце как бы устанавливается  контакт с осязанием и выражается что-то небольшое, изящное и ценное. Такие жесты мы можем наблюдать  у гурманов или сибаритов.

Если  пальцы обеих рук как бы образуют островерхую крышу, то в таком  случае что-то должно быть защищено. Если большой палец поднимается вверх, а указательный вытягивается вперед, то возникает “жест пистолета”, по которому можно сделать вывод о внутренней агрессивности и еще не предъявленных аргументах (“готовность к выстрелу” ) .

Жесты “рука - лицо”

Ладони  наших рук превосходно приспособлены  и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах “рука - лицо” присутствует желание что-нибудь скрыть. Если кто-то смеется “в ладошку” , это значит, что он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.

Информация о работе Невербальные элементы в общении