Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:23, контрольная работа
До недавнего времени культура изучалась в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования.
Содержание
1. Введение 3
2. Неоэволюционизм Лесли Уайта 4
3. Мифология и религия античности. 7
3.1. Мифология античности 7
3.2 Религия античности 12
4. Заключение 22
5. Список использованных источников 23
Содержание
1. Введение
До недавнего времени культура изучалась в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры, так же по его идеям был введен такой термин, как “Неоэволюционизм”.
Большой вклад в разработку исторических и теоретических проблем культуры внесли и многие другие западноевропейские ученые. Среди них - английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор, крупный английский религиовед и этнолог Д. Фрэзер . Которые дали объяснение понятиям мифология и религия. Тайлор создал первую развернутую теорию происхождения и развития религии.
В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.
На
современном этапе
2.
Неоэволюционизм
Лесли Уайта
Неоэволюционизм - англ. neo-evolutionism; нем. Neoevolutionis-mus. В современной социологии, культурологии и социальной антропологии -теории (Л. Уайт, Г. Чайлд, Дж. Стьюард, М. Салинс, Э. Сервис), модифицирующие идеи эволюционизма XIX в. Отрицая однолинейность и непрерывность развития, Неоэволююционизм разрабатывает теории адаптации и механизмов естественного отбора; выделяет три основных процесса: дифференциацию социокультурных структур, специализацию социокультурных функций и интеграцию этих структур и функций в новые уровни организации1.
Неоэволюционизм
сложился в 60-х гг в Колумбийском и Мичиган
штатах (США). Импульс возрождения интереса
к этим идеям исходил от работ Л. Уайта
и был поддержан такими культурными антропологами
как А. Вайда, Карнейро, Р. Нэролл, Р. Раппопорт,
М. Салинс, Харрис и др. В настоящее время
основания неоэволюционизма объединяют
некоторые идеи классического эволюционизма,
общие принципы объяснения, свойственные
функционализму и диффузионизму, а само
направление включает в себя весь спектр
теорий ориентации, связанных с изучением
необратимых социокультурных изменений,
обусловленных отношениями человека как
вида с его окружением2.
Считается,
что эволюционный процесс обусловлен
действием механизмов адаптации к окружению,
имеющих и биологическую, и культурную
форму. Оба типа механизмов считаются
относительно взаимонезависимыми и по
действию, и по последствиям. Суть эволюционного
процесса состоит в том, что такого рода
механизмы контролируют параметры отношений
людей с их окружением, регулируют значения
соответствующих переменных (например,
обмен ресурсами, информацией, антропологическое
воздействие на среду и т. п.) Изменения
подразделяются на два основных типа ,во-первых,
вариации, не меняющие структуру объекта,
во-вторых, структурные изменения. Последние
считаются эволюционными, если способствуют
дифференциации системы и ее последующей
интерграции с повышением уровня организации.
Принято
выделять три типа эволюционной концепции
однолинейная, универсальная и многолинеиная.
Концепция однолинейной эволюции предполагает
наличие универсальных стадий последовательного
развития социокультурных систем (например
, классическое «дикость — варварство
— цивилизация»). В настоящее время она
не используется.
Идея универсальной эволюции состоит
в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития.
Теория многолинейной эволюции связана
с допуском возможности множества примерно
равноценных путей социокультурного развития
и не ориентирована на установление всеобщих
законов эволюции. Последние две концепции
используются в настоящее время весьма
широко
Исследование
связей человеческих популяций и отдельных
сообществ с природным окружением выделяется
в отдельную ветвь, называемую экологической
антропологией, или культурной географией
(А. Вайда, Р. Раппопорт и др.). Здесь выясняется
вопрос, как влияет адаптация социальной
системы к природной среде на формирование
эволюционных процессов.
Считается,
что адаптационные изменения социальной
системы осуществляются на уровне ее культурного
ядра, т.е. институтов, технологий, социокультурных
процессов, прямо связанных с жизнеобеспечением
(хозяйственная, политическая, нормативная
области культуры). Такие изменения называются
структурными и имеют эволюционный смысл.
Изменения,
вызванные динамикой окружения, могут
происходить и на символическом уровне
системы, не затрагивая ее структуры. В
этом случае речь идет о вариациях, порождающих
культурные конфигурации, отличающие
общества друг от друга. С их помощью объясняется
феномен «специфичной эволюции».
Важной
составляющей неоэволюционизма стала
концепция модернизации, выделяющая современные
развитые общества на основе такой совокупности
необратимых социокультурных изменении,
которая обеспечивает имеющим ее социальным
системам определенные гарантии развития.
К модернизационным чертам, обеспечивающим
преимущества обществам, обладающим ими
(модернизованным или модернизирующимся),
перед традиционными, не имеющими их, относятся
современные, базирующиеся на научном
знании технологии и производства, сменившие
традиционные, демократическо-политические,
режим (сменивший авторитарный и олигархический).
Универсалистская система юридических
законнов, заменившая обычное право достижение
социального статуса путем личных усилий,
сменившая предписанность его по рождению,
рационализация социокультурной жизни,
сменившая ее мифологизацию, универсалистское
мировоззрение (сменившее партикуляристское).
Все эти черты считаются ключевыми факторами
общей эволюции3.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМА :
1.
Неоэволюционизм понимает
2. В неоэволюционизме признается, что в культуре есть не только общее, универсальное для одних и тех же этапов развития, но и специфическое для отдельных народов. Поэтому необходимо изучать и общее, и особенное в культуре народов.
3. Отмечается, что эволюция культуры происходит не только в результате саморазвития (самостоятельного, независимого развития), но и в результате исторических контактов и заимствований. В неоэволюционизме утверждается положение о том, что необходимо учитывать все многообразие факторов, оказывающих влияние на развитие культуры. Если вначале считалось, что главным источником культурных заимствований является война, территориальная экспансия, то в дальнейшем основное внимание уделяется мирному заимствованию.
4. Происходит отказ от жесткого детерминизма, утверждается вероятностный подход, позволяющий определить суммарную тенденцию большого числа различных изменений. Одним из крупнейших представителей неоэволюционизма был американский антрополог Л. Уайт. Как известно, традицией культурно - антропологической школы было изучение культуры "примитивных" обществ, и в ходе такого рода исследований ученые выходили на культурологический уровень обобщения знаний о культуре. Уайт оказался одним из первых ученых американской школы, который сосредоточил внимание не на изучение особенностей примитивной культуры, а на природе культурного феномена вообще. Уайт впервые попытался обосновать необходимость специальной теории, исследующей культуру, - культурологии. В книге "Наука о культуре" (1949) Уайт ввел в научный оборот понятие "культурология". Настаивая на необходимости культурологии как самостоятельной науки, Уайт попытался определить предмет ее исследования, отграничить ее от смежных с ней наук, к которым он относил психологию и социологию4.
3. Мифология и религия античности.
3.1. Мифология античности
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия5.
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Мифы разделяются на: теогонические, изображающие рождение и возникновение богов; космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов; космологические, описывающие построение и развитие мира; антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе; сатериологические, имеющие своей темой спасение человека; эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов. Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов:
Космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».
Мифы
возникли из настоятельной потребности
людей объяснить происхождения природы,
людей, устройство мира, предсказать судьбу
человечества. В мифе человек и общество
не выделяют себя из окружающей природной
стихии. Природа, общество и человек слиты
в единое целое, неразрывное, единое. В
мифе нет абстрактных понятий, в нем все
- очень конкретно, персонифицировано,
одушевлено. Мифологическое сознание
мыслит символами: каждый образ, герой,
действующее лицо обозначает стоящее
за ним явление или понятие. Миф мыслит
образами, живет эмоциями, ему чужды доводы
рассудка, он объясняет мир, исходя не
из знания, а из веры.
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Информация о работе Неоэволюционизм Лесли Уайта. Мифология и религия античности