Наука и техника в системе культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание работы

Наука и техника являются важнейшими составляющими современной культуры. Они взаимосвязаны друг с другом и составляют основу преобразования окружающего человека мира.
Науку как элемент культуры можно рассматривать в четырех аспектах:
- как особую систему знаний;
- как вид духовной деятельности;
- как особый социальный институт;

Содержание

1. Наука как вид деятельности и социальный институт.
2. Нетождественность путей развития науки и культуры в целом. Наука и мораль.
3. Понятие техники. Сущность современной научно-технической революции и ее социально-культурное значение.

Работа содержит 1 файл

контр раб культорология 2 курс.docx

— 30.72 Кб (Скачать)
  • как объект, орудия труда, машины, представляющие пользу для жизнедеятельности человека;
  • как знание (технологическое), умение, навыки;
  • как творческий процесс изобретения. Техника составляет основу вещного, созданного руками человека, мира.

       С точки зрения качества человеческой деятельности техника представляет собой «искусность», «мастерство» (от слова «techne») в любой сфере деятельности. В данном смысле техника понимается как технология (способ) деятельности, а ее социокультурное содержание заключено в технологическом совершенстве.

       В аспекте «меры человеческого  в человеке» социокультурный смысл техники проявляется в том, что техника, с одной стороны, расширяет человеческие возможности, а с другой стороны, помогает реализовать природные задатки.

       В научной литературе отношение к  истокам происхождения техники  довольно неоднозначно.

       С точки зрения натуралистического подхода  техника проистекает из естественно-природных  инстинктов, из стремления человека защититься от враждебной  окружающей среды  с помощью артефактов.

       Волевой подход, учитывая природные истоки техники, делает акцент на волевом факторе. Согласно данному подходу современная  западная индустриальная цивилизация  и ее ценности вырастают из некой  воли мирового вселенного порядка. Ряд  мыслителей объясняет происхождение  техники действием инфернальных, дьявольских сил.

       Рациональный  подход трактует технику и техническую  деятельность как сознательно направляемое действие, вытекающие либо из присущей человеческому сознанию технико-научной  рациональности, либо из рациональности, обусловленной божественным  велением. В целом можно отметить, что данный подход опирается на антропологические и социокультурные предпосылки возникновения и развития техники. Антропологические предпосылки связаны с признанием человека существом не только разумом (Homo sapiens), но и преобразовывающие природу (Homo faber). Преобразуя природу в соответствие со своими потребностями, человек осмысливает процесс деятельности, оценивает ее результативность. В стремлении повысить эффективность своей деятельности и расширить возможности человек изобретает и создает все новые орудия труда, средства воздействия на окружающую среду. Одновременно развиваются творческие, аналитические способности человека по оценке эффективности и совершенствованию создаваемой им техники.

       Техника является средством хранения и передачи информации о степени развития культуры в ту или иную эпоху. Каждое изделие  представляет собой систему знаков, передающую информацию как об идее, так и форме ее материализации. Система знаков лежит в основе выработки навыков технической деятельности.

       Разные  подходы сложились и к вопросу  о логике развития техники. Согласно так называемой теории «технологического  детерминизма» направленность технического развития не связана с социальными  и культурными процессами, а обусловлена  только внутренними законами развития самой техники.

       Более широко трактуют феномен техники  сторонники «ценностного детерминизма». Данный подход рассматривает процесс  техники в общем контексте  социокультурной динамики. Технический прогресс, с одной стороны, опирается на  свободный выбор ценностей, определяющих технико-технологическую деятельность человека, с другой, - всецело обусловлен внешними (социальными и в определенной мере природными) факторами.

       Анализируя  развитие техники, можно отметить, что  производство и совершенствование  техники – это процесс изменения  искусственной среды, созданной  человеком. Деятельность человека обусловлена  социальными, а не чисто природными законами, и сложившейся системой социокультурных ценностей. Однако, создавая искусственный мир вторичной природы, человек, так или иначе, копирует первичную природу и потому не может игнорировать ее законы. Таким образом, процесс развития техники детерминирован не только внутренней, технологической логикой, но и внешней многообразной системой социальных и культурных факторов.

       Одним из таких факторов является развитие науки. До эпохи Нового времени наука  и техника развивались относительно самостоятельно друг от друга, связь  между ними не была системной. И лишь в XVI-XVII веках, в связи с первой промышленной революцией (возникновением мануфактурного производства), а затем и второй промышленной революцией (возникновение машинного, индустриального производства) развитие науки начинает ориентироваться на потребности техники. Более того, создание и массовое внедрение машин в XVIII-XIX вв. означало важный этап в прогрессе науки и техники: машины брали на себя выполнение физических функций человека, части его мускульного труда.

       Но  лишь со второй половины XX века с появлением и широким распространением электронно-вычислительных машин, компьютеров происходит коренной переворот в развитии орудий труда, науки и техники, получивший название научно-технической революции. Начинается сближение и тесное объединение науки, техники и производства, они развиваются вместе. Научно-техническая революция – это процесс глубоких, качественных перемен во всех сферах жизни общества, вызванный превращением науки в непосредственную производительную силу, компьютеризацией и информатизацией общества. НТР не только в огромных масштабах увеличивает производительные силы общества, усиливает и глобализирует воздействие человека на природу, но и прямо или косвенно вызывает серьезные изменения в экономике, социальной, политической и духовной жизни общества. В этом и состоит социокультурный смысл НТР.

       НТР многогранно ускоряет процесс глобализации в обществе: экономические, социальные интеграционные процессы, формирование мирового рынка, ломка границ национальных культур; закладываются основы будущей  мировой цивилизации. На первый план выходят общечеловеческие ценности. С другой стороны, глобализируются и многократно обостряются проблемы, состоящие перед человечеством: проблема всеобщей ядерной катастрофы, экологические, экономические культурные проблемы, проблема борьбы с преступностью, терроризмом и другие. Теряется самобытность национальных культур, размываются национальные особенности народов, их менталитет, происходит наступление некой мировой массовой культуры, в которой преобладающую роль играет американский образ жизни. На этом разворачивается противоположный интеграции процесс – рост национального самосознания.

       НТР поставила целый ряд проблем  во взаимоотношениях между элементами системы «человек-наука-техника». С  одной стороны, НТР играет позитивную роль в развитии человека: многократно  расширяет творческие возможности  человека; помогает реализовать его  природные задатки; умственный труд; повышает «разрешающую силу» человеческого  мозга и т. д.

       С другой стороны, глобальная компьютеризация  несет угрозу превращения человека в придаток «мыслящих» машин, угрозу «механизации», а, следовательно, обезличивание  человека. В результате нарастает деформация духовного мира человека, духовной коммуникации и связей; духовные ценности, творения превращаются в голую, обезличенную информацию, рассчитанную на усредненного массового потребителя и нивелирующую индивидуально-личностное восприятие. Происходит «механизация» взаимоотношений между людьми, теряется диалогичность общения, проявляется синдром «дефицита человечности», усиливается тенденция духовной и физической деградации человека.

       Компьютерная  техника предъявляет высокие  требования к профессиональному  уровню человека, способствует росту  творческого начала в работе и  научно-исследовательской деятельности, развивает системность мышления, профессионализм, осознание своего места и значения на работе и в  обществе. Одновременно происходит обезличивание  результатов человеческого труда, возрастает угроза духовной односторонности  в развитии человека и формирования технократического типа личности.

         НТР определяет собственные ценностные  ориентиры в сознании общества. Акцент делается на доминировании  материальных ценностей. Массовая  культура, реклама, пропагандируют  потребительский образ жизни,  подчинение духовных ценностей материальным. Безграничное развитие науки и техники преподносится само собой как разумеющаяся ценность. В результате накопленные человеком многие культурные, нравственные, этические, религиозные нормы объявляются «рудиментами», препятствием  на пути прогресса и подлежат «переоценке» или устранению. С данной проблемой человечество столкнулось в ходе разработки и создания различных систем оружия массового уничтожения, научных исследований в области генной инженерии и биомедицины, экспериментов по клонированию и т. д. Более того, в соотношении «техника-человек» предпочтение все более отдается техническому фактору, машинному интеллекту. Современная культура переживает серьезный кризис технической цивилизации, связанный с тем, что человеку и самой культуре остается все меньше места в системе техногенных ценностных измерений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Использованная  литература: 

Культурология. Часть I. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. / Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Ответственный за выпуск – проф. Пашковский М.Б. М., МГУТУ, 2007 г. 92с. 

Информация о работе Наука и техника в системе культуры