Наука и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:19, реферат

Описание работы

Наука и религия не исключают друг друга в том смысле, как это полагали просветители, которые думали, что рост научного знания автоматически вытесняет религиозную веру. Конечно, в истории пути науки и религии пересекались, вспыхивали конфликты, когда религия пыталась присвоить монопольное право объяснить мир и прерогативы высшего арбитра истины. В этой борьбе с теологией наука обрела самостоятельность. В познании мира она действует своими методами, обращаясь к естественным причинам явлений и неуклонно следуя принципу научного мышления, согласно которому мир должен быть объяснен из него самого. Произошло размежевание областей религиозной веры и научного познания. Религия сконцентрировалась на так называемых пограничных вопросах — вопросах смысла бытия и цели человеческой жизни, решение которых выходит за пределы компетенции эмпирической науки в область философского умозрения.

Работа содержит 1 файл

Наука и религия не исключают друг друга в том смысле.docx

— 14.16 Кб (Скачать)

Наука и религия  не исключают друг друга в том  смысле, как это полагали просветители, которые думали, что рост научного знания автоматически вытесняет  религиозную веру. Конечно, в истории  пути науки и религии пересекались, вспыхивали конфликты, когда религия  пыталась присвоить монопольное  право объяснить мир и прерогативы  высшего арбитра истины. В этой борьбе с теологией наука обрела самостоятельность. В познании мира она действует своими методами, обращаясь  к естественным причинам явлений  и неуклонно следуя принципу научного мышления, согласно которому мир должен быть объяснен из него самого. Произошло размежевание областей религиозной веры и научного познания. Религия сконцентрировалась на так называемых пограничных вопросах — вопросах смысла бытия и цели человеческой жизни, решение которых выходит за пределы компетенции эмпирической науки в область философского умозрения. Вопросы относительно того, как устроен мир, она полностью предоставила науке, оставив за собой «вечные проблемы»: кто мы и откуда? зачем существует мир и дана человеку его жизнь? Религия продолжает спор с наукой, перенеся его в новую плоскость. Вопрос о том, Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца, больше уже не является предметом спора. Подобные вопросы решает наука. Однако является ли объяснение мира, добытое на основе научных принципов мышления, полной и единственно возможной, хотя и бесконечно развивающейся, истиной или же оно только подводит к тем вопросам, на которые сама наука ответить уже не может и на которые ответ дает религия как принципиально иной и более глубокий способ постижения мира? Этот спор решается не только в теории, но и прежде всего в исторически развивающейся практике овладения человеком мира.

В XX в. роль науки  как инструмента познания неуклонно  возрастала и продолжает расти. Гигантским приращением знания о мире человечество обязано науке. Это знание расширило  горизонты его видения мира и  возможности его действия. Но при  этом не произошло того, чего ожидали  просветители прошлого: развитие науки  не привело к автоматическому  вытеснению религии, которое, по их понятиям, должно было бы знаменовать торжество  истины над заблуждением, Все оказалось  сложнее. Развитие науки было сопряжено  не только с завоеваниями, но и с  потерями.

Решение одних  проблем выдвигало другие, создавая подчас драматические ситуации и  предъявляя спрос не только на научное  знание, но и на моральную оценку человеческих действий в области  экономики, технологии, политики. В  этой ситуации религия продолжает играть видную роль в жизни общества как  критическая духовная инстанция  по отношению к быстро и противоречиво  развивающейся материально-технической  основе цивилизации. Не хлебом единым жив человек, и не только о выгоде и пользе своей он должен заботиться.

Развитие науки  постепенно формирует новый тип  отношения к миру, тип культуры и понимания возможностей и призвания  человека, которому свойственно такое  миропонимание, которое, говоря словами  Лапласа, не нуждается в гипотезе о боге. Когда-то ссылка на бога заменяла человеку объяснение тех явлений, которые  он объяснить еще не мог. Вера в  бога как бы восполняла незнание. Научное  познание, независимое от религии, несомненно, продемонстрировало огромную эффективность  в объяснении действительности на основе выявления естественных причин явлений.

В свое время  в религиозной морали был сделан важный шаг на пути духовного высвобождения  человека от внешних форм регуляции  его поведения: человек должен следовать  не только закону, но и голосу собственной  совести. Это завоевание, которое  останется навсегда, как бы ни менялись представления человека о себе самом.

И все же был  сделан со временем еще один шаг, возник и получил развитие светский гуманизм, на новом витке истории продолжавший стремление к освобождению творческих сил человека. Но во всяком случае очевидно, что подлинный духовный прогресс не разрушает завоевания религиозной морали, он опирается на них и стремится осознать общечеловеческое содержание нравственных ценностей. Вот почему религиозная этика — этика, опирающаяся на веру в Бога, и безрелигиозная этика светского гуманизма стоят вместе в своем противодействии аморализму, бесчеловечности, нравственному распаду.

Религия — не единственно возможная форма  духовной жизни человека, но ее так же нельзя запретить, как нельзя запретить поиски научной истины или художественное творчество. Вопрос заключается в том, будет ли воспринят в масштабах общества другой по сравнению с религией способ удовлетворения духовных потребностей человека, способ, который формируется в альтернативной религии светской культуре. Продуктом и одновременно созидателем этой культуры может стать лишь человек, свободно творящий свой мир и себя самого.

Информация о работе Наука и религия