Наука и искусство Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:30, контрольная работа

Описание работы

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая цивилизация - не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями.

Содержание

Введение.
Древняя Греция и ее культура.
Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Контрольная 1.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

новинки кроме военной области  использовались в подъемных механизмах,

судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические

предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось

давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще  в

античности начинают применяться  прогрессивные конструкции плугов, косилки,

жатки, и водяные мельницы.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система

образования - общее образование  или энциклопедическое образование, энкюклиос

пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским

средневековьем, ни христианско-демократическим  новым временем

(гуманистическая или классическая  гимназия, гуманитарное образование).

Классические языки - древнегреческий  и латынь - в форме так называемой

интернациональной лексики вошли  во все европейские и неевропейские  языки и,

являясь международным языком науки и культуры.

     Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства.

Искусство древнего Рима, как и  древней Греции, развивалось в  рамках

рабовладельческого общества, поэтому  именно эти два основных компонента имеют

в виду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считают

завершением художественного творчества античного общества. Правомерно

утверждать, что, хотя древнеримские  мастера продолжали традиции эллинских,

все же искусство древнего Рима - явление  самостоятельное, определявшееся

ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, и своеобразием

религиозных воззрений, свойствами характера  римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в  ХХ

веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость.

И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, что история  римского

искусства еще не написана, еще  не раскрыта вся сложность его  проблематики.

В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и

аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступили у римлян

место живописным, в которых преобладала  иллюзорность пространства и формы  –

не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния, подобные Менаде

Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, зато римлянам

принадлежали непревзойденные  скульптурные портреты с исключительно  точной

передачей индивидуальных особенностей лица и характера, а также рельефы,

достоверно фиксировавшие исторические события. Римский мастер в отличие от

греческого, видевшего реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся

к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению

явления. Грек видел мир как бы сквозь все объединявшую и связывавшую  воедино

поэтическую дымку мифа. Для римлянина она начинала рассеиваться, и явления

воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало  легче, хотя

это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим

рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства  с

иллюзорной трактовкой объемов  и форм - фреска, мозаика, станковая  живопись,

слабо распространенные у греков.

Архитектура достигла небывалых успехов  как в ее строительно-инженерном, так и

в ансамблевом выражении. Новым  было у римлян и их понимание взаимосвязи

художественной формы и пространства. Предельно компактные, концентрические  в

своей сущности формы классического  Парфенона не исключали, а напротив,

выражали открытость здания просторам, окружавшим Акрополь. В римской

архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевыми размахами, предпочтение

отдавалось замкнутым формам. Зодчие любили псевдоперипетры с колоннадой,

наполовину утопленной в стену. Если древнегреческие площади всегда были

открыты пространству, подобно Агоре  в Афинах или других эллинистических

городах, то римские либо обносились, как форумы Августа или Нервы, высокими

стенами, либо устраивались в низинах.

Тот же принцип проявлялся и в  скульптуре. Пластичные формы греческих атлетов

всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,

набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,

сосредоточены. Римские мастера  в скульптурных портретах концентрировали

внимание на личных, индивидуальных особенностях человека.

Система римских архитектурно-пластических образов глубоко противоречива.

Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная, вызванная, видимо,

подражанием классическим образцам эллинов. Отношение римлян к форме, объему,

пространству совершенно иное, нежели у греков, основанное на принципе прорыва

границ и рамок, на эксцентрической, а не концентрической динамике

художественного мышления. В этом смысле римское искусство качественно  новый

этап эстетического освоения человеком реальности. Тяготение римских

художников к классическим эллинским  формам, вызывающее ощущение

двойственности римских памятников, воспринимается сейчас как проявление

своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества. Осознававшаяся римлянами

утрата цельности художественных форм нередко заставляла их создавать

постройки громадные по размерам, порой грандиозные, чтобы хоть этим

восполнить противоречивость или  ограниченность образов. Возможно, именно в

связи с этим римские храмы, форумы, а нередко и скульптурные произведения

значительно превосходили размерами  древнегреческие.

Конец римского искусства формально  и условно может быть определен  падением

Империи. Вопрос же о времени возникновения  римского искусства - весьма

спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в I

тысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и греков

способствовало тому, что только начинавшее формироваться римское  искусство

оказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII по VI в.в. до н.э., Рим был

небольшим поселением среди множества  других италийских, этрусских и греческих

городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого, куда уходят

истоки римского искусства, сохраняются  фибулы с латинскими именами, цисты  и

такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийская волчица. Вряд ли

поэтому правомерно начинать историю  искусства древнего Рима, как это  иногда

делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшой количественно, но очень

важный материал, который со временем, нужно думать, будет возрастать.

Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет  на

себе следы сильного воздействия  римского искусства. Внимание к нему всегда

было очень пристальным. В идеях  и памятниках Рима многое поколения  находили

нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства,

его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим

выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХ века отмечали в нем

различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских

гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические

(Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-

художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однако сильнее всего

воздействовало древнеримское искусство на архитекторов, живописцев и ваятелей

Италии, по-своему воспринимавших и  трактовавших богатейшее художественное

наследие Рима. В XVII в. древнеримским  искусством заинтересовались ученые

других европейских стран. Это  было время интенсивного сбора художественного

материала, период "антикварный", сменивший гуманистический,

ренессансный.Революция XVIII в. во Франции  пробудила внимание французских

ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-

эстетическое отношение к древнему наследию. И.Винкельман, в отличие от

деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской

философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он

еще относился к римскому искусству  как к продолжению греческого. В конце

XVIII - начале XIX в. древнеримским  искусством начали заниматься  уже не

частные лица, а государственные  учреждения Европы. Финансировались

археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества,

создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства

были сделаны в конце XIX в.

Ф. Викгофом и А. Риглем.

Ценным теоретическим исследованием  явилась также книга О. Бренделя "Введение

в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные точки  зрения

на древнеримское искусство  от Ренессанса до наших дней.

    

Заключение.

 

Культура или цивилизация в  широком этнографическом смысле слагается в своем

целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и

некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом

общества.

Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная

(греко-римская) культура построена  на вере в силу освобожденного

человеческого духа, в знание и  правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней

цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой

культуры. Дошедшие до нас памятники  архитектуры и скульптуры, шедевры

живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры.

Они имеют значение не только как  произведения искусства, но и социально-

нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли  о добре, зле,

чести и бесчестии являются современными.

На почве античной культуры впервые появилась, и стали развиваться категории

научного мышления. Велик вклад  античности в развитие астрономии,

теоретической математики. Именно поэтому  античная философия и наука сыграли

столь важную роль в возникновении  науки нового времени, развитии техники. В

целом же культура античности явилась  основой для дальнейшего развития мировой

культуры.

    

Литература.

 

1.  Арнольдов А.И. Введение в культуру. - М.: Народная Академия культуры  и

общечеловеческих  ценностей, 1993

2.  Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону,

"Феникс", 1994

3.  Культурология (учебное пособие  и хрестоматия для студентов)  Ростов-на-

Дону, "Феникс",1997

4.  Куманецкий К.. История культуры  Древней Греции и Рима. –   М., "Высшая

школа",1990

5.  Любимов Л. Искусство Древнего Мира.

–  М., "Просвещение",1971

    

Наука

Основная статья: Древнегреческая наука

Уже в древнегреческой мифологии  было отчетливо видно стремление дать всеобъемлющую картину мира, найти объяснение всему сущему. Те же поиски, но уже на другом мировоззренческом  уровне были продолжены учеными Древней  Эллады. Именно в античной культуре наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу. Есть все основания вести речь не просто о накоплении научных знаний (что находились, как правило, в руках жрецов), а о развитии профессиональной науки.

Непреходящее  значение имеет античная философия. В Древней Греции зарождается философия как научная теория, развивается система понятий, ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы. Одним из важнейших достижений древнегреческой философии является разработка космологических вопросов — о происхождении Вселенной, о природе человека.

Традиция считает Фалеса первым греческим философом, астрономом и математиком. Он совершил дальние поездки для получения знаний. Его именем открывается перечень «семи мудрецов», ему приписывают много крылатых фраз: «Познай самого себя», «Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «Сильнее всего необходимость, потому что она имеет власть над всем», «Мудрее всего время, потому что оно все открывает». Первоосновой всего сущего Фалес считал воду — «умную и божественную». Фалес стоит у истоков в демифологизации мира: Зевса он считал мировым разумом, богов — действующими в мире силами. Фалес стал основателем стихийно-материалистической школы философии.

Наиболее видными представителями  этой школы были Анаксимандр, который дал первое формулировки сохранения материи; Анаксимен, согласно учению которого все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в нее возвращается; Демокрит, отстаивавший атомистическую («атомос» — неделимый) концепцию строения мира. В становлении диалектики огромную роль сыграл Гераклит, в постановке и глубокой разработке социально-этических проблем — Сократ. Его ученик Платон стал основоположником философской школы объективного идеализма, одним из крупнейших философов всех времен.

Фреска Афинская школа, Рафаэль Санти

Аристотель — самый знаменитый философ в истории человечества, в своем учении попытался соединить сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, совершил огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени.

Информация о работе Наука и искусство Древней Греции