НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
РЕЧИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОГО СТИЛЯ
РЕЧИ.
Научный стиль речи является средством
общения в области науки и учебно-научной
деятельности.
Каждый член
современного общества в разное
время жизни и в разной мере
сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего
в устной и письменной форме, поэтому овладение
нормами научного и научно-учебного стиля
речи является важной составной частью
культуры русской устной и письменной
речи. Под научной литературой понимают
произведения, которые появляются в результате
научных исследований, изысканий, теоретических
обобщений и разработок и публикуются
с целью информировать ученых или специалистов
высшей квалификации о последних достижениях
науки или просто об исследованиях, независимо
от того, дали они практический результат
или нет. Предметом содержания научной
литературы является сама наука – ее идеи,
факты, законы и категории, добытые или
открытые учеными в результате экспериментов,
наблюдений, теоретических изысканий.
Основная общественная сфера использования
научной литературы – прежде всего сама
наука, сфера научной деятельности.
Научный стиль
принадлежит к числу книжных
стилей русского литературного языка,
обладающих общими условиями функционирования
и схожими языковыми особенностями,
среди которых:
- предварительное обдумывание высказывания,
- монологический характер речи,
- строгий отбор языковых средств,
- стремление к нормированной речи.
Разновидности
научного стиля речи
Научный стиль
речи имеет разновидности (подстили):
- собственно научный,
- научно-информативный,
- научно-справочный,
- учебно-научный,
- научно-популярный.
Многообразие
видов научного стиля речи базируется
на внутреннем единстве и наличии
общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств
этого вида речевой деятельности, которые
проявляются даже независимо от характера
наук (естественных, точных, гуманитарных)
и собственно жанровых различий.
Сфера научного
общения отличается тем, что в
ней преследуется цель наиболее точного,
логичного, однозначного выражения мысли. Главнейшей
формой мышления в области науки оказывается
понятие, динамика мышления выражается
в суждениях и умозаключениях, которые
следуют друг за другом в строгой логической
последовательности. Мысль строго аргументирована,
подчеркивается логичность рассуждения,
в тесной взаимосвязи находятся анализ
и синтез. Следовательно, научное мышление
принимает обобщенный и абстрагированный
характер. Окончательная кристаллизация
научной мысли осуществляется во внешней
речи, в устных и письменных текстах различных
жанров научного стиля, имеющих, как было
сказано, общие черты. Научный стиль в
настоящее время – это обособленная, относительно
замкнутая система, характеризующаяся
стремлением к стандартизации средств
выражения. По степени стандартизации
научный стиль уступает место лишь официально-деловому.
Например, стандартными являются обороты:
речь идет о проблеме, следует заметить,
что…, данные приводят к следующим выводам…,
выводы носят предварительный характер,
из сказанного ранее вытекает…, перейдем
к рассмотрению… и т.д.
Научная информация может
передаваться с помощью так называемого
“искусственного” языка – графического. В этой роли выступают: 1) графики,
чертежи, рисунки и пр., 2) математические,
физические символы и пр., 3) названия химических
элементов, математических знаков и пр.
Характерной
особенностью научного стиля является
широкое применение разного рода
ссылок, сносок, примечаний, что обусловлено такой чертой
научного стиля, как его точность.
Таким образом,
научный стиль обладает такими функциональными
признаками, как: обобщенно-отвлеченный характер,
объективность, логичность, безличность,
точность изложения.
Общими внеязыковыми свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами,
обусловленными абстрактностью (понятийностью)
и строгой логичностью мышления, являются:
- Научная тематика текстов.
- Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
- Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
- Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
- Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
- Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
- Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.
Важнейшая задача научного стиля речи: объяснить
причины явлений, сообщить, описать существенные
признаки, свойства предмета научного
познания.
Названные особенности
научного стиля находят выражение
в его языковых характеристиках
и определяют системность собственно языковых
средств этого стиля. Научный стиль речи
включает в себя языковые единицы трех
типов.
- Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
- Межстилевые единицы, то есть языковые единицы стилистически нейтральные, используемые в равной мере во всех стилях.
- Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
2. Лексика
научного стиля
Так как ведущей
формой научного мышления является понятие,
то и почти каждая лексическая
единица в научном стиле обозначает
понятие или абстрактный предмет.
Точно и однозначно называют специальные
понятия научной сферы общения
и раскрывают их содержание особые лексические
единицы - термины.
Термин
- это слово или словосочетание,
точно и однозначно обозначающее
понятие специальной области
знания или деятельности, не выражающее экспрессии
и являющимся стилистически нейтральным.
Приведем
примеры терминов: атрофия, численные
методы алгебры, диапазон, зенит, лазер,
призма, радиолокация, симптом, сфера,
фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть
которых является интернациональными
словами, - это условный язык науки.
Термин является
основной лексической и понятийной
единицей научной сферы человеческой
деятельности. В количественном отношении
в текстах научного стиля термины преобладают
над другими видами специальной лексики
(номенклатурными наименованиями, профессионализмами,
профессиональными жаргонизмами и пр.),
в среднем терминологическая лексика
обычно составляет 15-20 процентов общей
лексики данного стиля. В приведенном
фрагменте научно-популярного текста
термины выделены особым шрифтом, что
позволяет увидеть их количественное
преимущество по сравнению с другими лексическими
единицами: К тому времени физики уже знали,
что эманация - это радиоактивный химический
элемент нулевой группы периодической
системы, то есть - инертный газ; порядковый
номер его - 85, а массовое число
наиболее долгоживущего изотопа - 222.
Для терминов, как
основных лексических составляющих
научного стиля речи, а также для
других слов научного текста характерно
употребление в одном, конкретном, определенном
значении. Если слово многозначно, то
оно употребляется в научном стиле в одном,
реже - в двух значениях, которые являются
терминологическими: сила, размер, тело,
кислый, движение, твердый (Сила - величина
векторная и в каждый момент времени характеризуется
числовым значением. В данной главе содержатся
сведения об основных стихотворных размерах.).
Обобщенность,
абстрактность изложения в научном
стиле на лексическом уровне реализуется
в употреблении большого количества лексических
единиц с абстрактным значением (абстрактная
лексика). "Научный язык совпадает с
понятийно-логическим языком, … понятийный
язык выступает как более абстрактный"
(Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961,
с. 144, 248).
О.Д. Митрофанова
в работе "Язык научно-технической
литературы" (М.:МГУ, 1973, с. 30, 31) отмечает
однообразие, однородность лексики
научного стиля, что приводит к увеличению
объема научного текста за счет многократного
повторения одних и тех же слов. Так, по
ее данным, в текстах по химии на объем
текста в 150 тысяч лексических единиц приведенные
ниже слова употреблены следующее число
раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182,
атом - 1011, ион - 947 и пр.
Научный стиль
имеет и свою фразеологию, включающую
составные термины: солнечное сплетение,
прямой угол, наклонная плоскость, глухие
согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное
предложение, а также различного рода клише: заключается в …,
представляет собой …, состоит из …, применяется
для … и пр.
Помимо узкоспециальных
терминов и фразеологии, существуют
общенаучные и межнаучные термины.
Общенаучные термины предназначены выражать категории
и понятия, продуктивно применимые ко
всем областям научного знания. Таковы,
например: система, программа, конструкция,
функция, фактор, свойство, качество, ускорять,
универсальный и т.д.
Межнаучные термины представляют собой наименования
базовых понятий, общих для определенного
комплекса наук (общетехнические, общебиологические,
общемедицинские и т.д.) Например: адаптация
(биол., пед.), валентность (хим.,лингв.),
охлаждение (хим., физ.) и т.д.
В научной литературе
широко применяются различные виды сокращений:
графически (изд-во), буквенные аббревиатуры
(ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан),
сокращение без гласных (млрд), сокращения
смешанной формы (НИИцветмет).
Различают по сфере применения:
общепринятые сокращения (ГОСТ, сберкасса,
и т.д., руб.); специальные сокращения, употребляемые
в литературе, рассчитанной на специалиста,
в библиографических и словарных текстах
и т.д. (к.п.д.); индивидуальные сокращения,
принятые только для данного издания,
например, для реферативного журнала определенной
отрасли (П – плотина, ТС – термоэлектрическая
система).
В буквенных (условных) сокращениях
(их применяют для терминов и слов,
которые часто повторяются в
тексте) сокращение делается, как правило,
по первым буквам термина. Каждое такое
сокращение при первом написании поясняется
в круглых скобках, дальше по тексту оно
употребляется без скобок. Например: Известно,
что облучение сталей и сплавов с аустенитной
структурой приводит к высокотемпературному
охрупчиванию (ВТО).
3. Морфология
научного стиля
Языку научного
общения присущи и свои грамматические
особенности. Отвлеченность и обобщенность
научной речи проявляются в особенностях
функционирования разнообразных грамматических,
в частности морфологических, единиц,
что обнаруживается в выборе категорий
и форм, а также степени их частоты в тексте.
- Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия. Среди существительных мужского и женского рода большое место также занимает отвлеченная лексика. Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных.
- Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).
- Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
- В научной речи встречаются формы множественного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются – множественное число от абстрактных и вещественных существительных, например: а) для обозначения сорта или вида вещественных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи), б) для обозначения некоторых отвлеченных существительных, приобретающих в форме множественного числа конкретное значение (мощности, емкости, математические преобразования, культуры) и выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты), в) для наименования отрядов животного и растительного мира (долгоносики, короеды, моли, медведки).
- Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных.При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др.
- Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения.
- Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.
- Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.
- Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.
- Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.
- Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.
- В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом –ся, –сь) в страдательном (пассивном) значении.
- Большое распространение в научном стиле имеют краткие страдательные причастия, которые по функции близки к возвратным глаголам с пассивным значением, например: Этот порочный круг вполне преодолим в популярных пособиях по культуре речи, однако не в теории; определение нормы как общепринятых … языковых средств дано Ф.П. Филиным…; культура речи и норма могут быть осмыслены и осмысливаются с разных точек зрения… [Л.П. Скворцов. Указ. раб., с. 43]
- Из форм наклонений в научной речи явно преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов – например, проверьте результаты…, сличите данные…).
- Для качественной и обстоятельственной характеристики явлений используются обычно наречия на –О типа убедительно, интересно, значительно, например: Все эти явления хорошо описаны в научной литературе…; совершенно невозможно представить Сталина в такой роли… [Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск, 1992, с. 53]