Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:32, реферат
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 3
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА В ТЕРМИНАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ.4
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ……………………………………………….7
Картины мира мыслителей древности…………………………....7
Классическое мировоззрение……………………………………...11
Эйнштейновская картина мира…………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………21
Наиболее
контрастные ее изменения
1. Ньютоновская естественнонаучна
2. Классическое
естествознание опиралось и на
другие исходные идеализации,
интуитивно очевидные и
3. Неклассическая естественнонауч
4. Изменилось
и «представление» естественнон
Итак, третья глобальная революция в естествознании началась с появления принципиально новых (по сравнению с уже известными) фундаментальных теорий - теории относительности и квантовой механики. Их утверждение привело к смене теоретико-методологических установок во всем естествознании. Позднее, уже в рамках новорожденной неклассической картины мира, произошли миниреволюции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др. В связи с этим нынешнее (конца XX в.) естествознание весьма существенно видоизменило свой облик по сравнению с началом века. Однако исходный посыл, импульс его развития остался прежним - эйнштейновским (релятивистским).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, три глобальные научные революции предопределили три длительных стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя общенаучная картина мира. Это, конечно, не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. На эволюционном этапе также делаются научные открытия, создаются новые теории и методы. Однако бесспорно то, что именно революционные сдвиги, затрагивающие основания фундаментальных наук, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.
Понять роль и значение научных революций важно еще и потому, что развитие науки имеет однозначную тенденцию к ускорению. Между аристотелевской и ньютоновской революциями лежит историческая пропасть почти в 2 тыс. лет; Эйнштейна от Ньютона отделяют чуть больше 200. Но не прошло и 100 лет со времени формирования нынешней научной парадигмы, как у многих представителей мира науки возникло ощущение близости новой глобальной научной революции. А некоторые даже утверждают, что она уже в разгаре. И они недалеки от Истины, т.к. даже простая экстраполяция тенденции ускорения развития науки на ближайшее будущее, позволяет ожидать в самое ближайшее время новых революционных событий в науке.
При этом научные революции (в отличие от социально-политических) ученый мир не пугают. В нем уже утвердилась вера в то, что научные революции, во-первых, необходимый момент «смены курса» в науке, а во-вторых, они не только не исключают, но, напротив, предполагают преемственность в развитии научного знания. Как гласит сформулированный Н. Бором принцип соответствия, всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, т.е. устанавливает для прежней теории ограниченную область применимости. И при этом обе теории (и старая, и новая) могут мирно сосуществовать. Отметим также, что в настоящее время появились реальные основания для объединения естественных и гуманитарных наук на базе принципов глобального эволюционизма и синергетики, что создает предпосылки для становления будущей науки, объединяющей науки о природе, обществе и человеке в единую науку о человеке; когда человек станет непосредственным предметом естествознания, а природа - непосредственным предметом науки о человеке.
Таким образом, диалектическое единство прерывности и непрерывности, революционности и стабильности можно считать одной из закономерностей развития науки.
В XIX и начале XX века естествознание вступило в свой золотой век. Во всех его важнейших областях произошли удивительные открытия, широко распространилась сеть институтов и академий, организованно проводивших специальные исследования различного рода, на основе соединения науки с техникой чрезвычайно быстро расцвели прикладные области. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с верой в науку и ее способность до неузнаваемости, преобразить состояние человеческого знания, обеспечить здоровье и благосостояние людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
3.Серебренников Б.В. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. – М., 1990. С.33.
4.Погосова К.О. Картина мира и ее виды.
5. Степин В.С. Картина мира и ее функции в научном исследовании. – Киев, 1983. С. 86.
6. Цицин Ф.А. Астрономия и современная картина мира. Астрономическая картина мира: новые аспекты.
7.Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику – М., 1992. С. 161
8.Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» - М., 1993. С. 26.
Интернет ресурсы:
http://www.allbest.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
Информация о работе Научная картина мира и ее исторические формы