Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:34, реферат
Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специально предназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков. Такие заведения появятся гораздо позже, когда навыков социального поведения, полученных естественным путём – через пассивное усвоение стереотипов поведения взрослых членов общества (и некоторые другие каналы, о которых мы скажем позже) станет недостаточно; когда мировоззрение, формируемое у детей традиционной культурой, станет всё больше разниться от тех условий, с которыми ему предстоит столкнуться в реальной жизни.
Дети становятся в круг и поют следующие слова:
А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.
(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.
Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между со¬бой, во всех отношениях – по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй – зверя; один – земли, другой – воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят пооче¬редно к той или другой матке и спрашивают: «Матка, Матка! Чего тебе надо? это или то?» – причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.
«Двойные горелки»
Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 – 12 метров, но также па¬рами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.
«Бабки»
Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов – побеждает.
«Заинька»
Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
Заинька, серенький, поскачи! 3 аинька, серенький, попляши!
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!
«Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
– Сплели лапти?
Водящий отвечает – нет!
– Сплели лапти?
– Да.
Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.
«Салки на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
2. Салка тоже прыгает на одной ноге.
«Гуськи»
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки,
стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: «На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
«Горячее место»
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.
Горелки (народная игра)
Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди в 3–5 м от первой пары стоит водящий. Все говорят хором нараспев: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят». Водящий стоит спиной к остальным, играющим. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с водящим, они ждут последнего слова «звенят» и после него бегут вперед мимло водящего. Тот гонится за любым из них, стараясь поймать и осалить, коснувшись рукой. ког водящий поймает, с тем и становится в пару впереди колонны. А водит игрок, он снова «горит» – ловит следующую пару.
Корзина (народная игра).
Любое число играющих образуют. Определяется начинающий. Он вначале руками побрасывает мяч, а затем, ударяя головой, плечами, коленями и т.д., старается как можно дольше продержать его в воздухе. За каждый удар по мячу дается 1 очко. Затем сильным ударом мяч передается другому участнику игры, который должен выполнить то же задание, и т.д. Побеждает игрок, набравшись наибольшее количество очков.
Пезд (народная игра)
Участники делятся на 2 равные группы. Игроки каждой группы, согнув руки в локтях и держась друг за друга, образуют цепь. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники – «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь разорвать цепь соперника или перетянуть ее за намеченную линию.
Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод, хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, – всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало.
Как правило, дошкольники – наиболее активные участники народных обрядов и игрищ – более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшего поколения – основные хранители Знания в традиционном обществе – более склонны акцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Из необходимости передать подрастающему поколению своё видение мира и сформировались те традиционные приёмы передачи традиции, напрмер с помощью игр.
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников направленный на духовное совершенствование личности ребенка, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Список использованной литературы
1 Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В. –М., 1997.–с. 7-8
2 И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.
3 Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.
2