Народные художественные промыслы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:10, доклад

Описание работы

Народные художественные промыслы являются неотъемлемой частью отечественной культуры.

Россия - одна из немногих стран, сумевших достаточно полно сохранить исторические традиции и стилевые особенности развития народных художественных промыслов. В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, защиты и представительства их интересов в федеральных и региональных органах исполнительной власти в 1990 году по инициативе предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России» - негосударственная некоммерческая организация.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 24.91 Кб (Скачать)

«Народные художественные промыслы России»  

 Народные художественные  промыслы являются неотъемлемой  частью отечественной культуры.

 Россия - одна  из немногих стран, сумевших  достаточно полно сохранить исторические  традиции и стилевые особенности  развития народных художественных  промыслов. В целях сохранения  народных художественных промыслов  в условиях рыночной экономики,  защиты и представительства их  интересов в федеральных и  региональных органах исполнительной  власти в 1990 году по инициативе  предприятий была создана Ассоциация  «Народные художественные промыслы  России» - негосударственная некоммерческая  организация.  

 В настоящее  время Ассоциация объединяет  около 250 организаций промыслов,  расположенных в 64 регионах Российской  Федерации. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров, художественное ткачество и вышивку различных регионов России.  

 Основные направления  деятельности:

Защита и представительство  интересов организаций промыслов  в федеральных и региональных органах исполнительной власти.

Разработка нормативно-правовых актов и подзаконных документов, регламентирующих деятельность предприятий  и организаций народных художественных промыслов.

Организация и проведение выставочных (проект «Молодые дарования» и др.), выставочно-ярмарочных мероприятий (проекты «ЛАДЬЯ» и «ЖАР-ПТИЦА»)

Пропаганда искусства  народных художественных промыслов  в средствах массовой информации.

Организация и проведение мастер-классов, семинаров ведущих  художников и мастеров промыслов.

Проведение углубленного анализа экономических показателей  по организациям, подтвердившим свое отнесение в соответствии с законодательством  к организациям народных художественных промыслов. 13:56:21 

Вологодская область - один из значимых российских центров сосредоточения народного  искусства. Традиционными для области  являются более 10 народных художественных промыслов, которые включают в себя производства различающиеся исходным сырьем, материалом и технологией изготовления. Это кружевоплетение, чернение по серебру, роспись по эмали (финифть), резьба по бересте, резьба по дереву, роспись по бересте, роспись по дереву, ручное ткачество, вышивка, вязание, изготовление керамических и гончарных изделий и др. При этом каждый промысел уникален. 

Сегодня художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности и народным творчеством. 

Уже в XVIII столетии сложились  художественные особенности вологодского кружева, и до начала XIX века кружевоплетение  имело характер домашнего художественного  ремесла. В 20-х годах XIX века в окрестностях города была основана кружевная фабрика, на которой работали десятки крепостных девушек-кружевниц. 

Художественное своеобразие  вологодского кружева слагается  сочетанием красивых, живописно изгибающихся орнаментальных форм и строгого ритмического их строя в общем композиционном решении кружевного изделия. 

Bеликоустюгская артель "Северная чернь" в наше время развилась в крупное предприятие, где молодые художники на основе лучших традиций искусства северной черни, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом успехом и в России и во многих странах мира. 

Признание в России и за рубежом находят также  и изделия других народных промыслов: резьбы и росписи по бересте, ручного  ткачества, вышивки, эмальерного искусства. 

В настоящее время  на территории Вологодской области  промышленное производство изделий  народных художественных промыслов  осуществляют специализированные предприятия  ЗАО "Вологодская кружевная фирма "Снежинка", ЗАО Великоустюгский  завод "Северная чернь", ООО "Великоустюгские  узоры", ЗАО "Красный ткач", ООО "Надежда", творческая мастерская "Вологодская финифть", ООО "Елена" и ряд непрофильных предприятий: ЗАО "Керамос", ООО "Нерум" и другие. Кроме этого изготовлением изделий народных промыслов занимаются центры ремесел и дома традиционной культуры, профессиональные училища, надомники и мастера народных художественных промыслов. За 2007 год выпущено изделий народных художественных промыслов на 380,3 млн. рублей, что составляет 131,6% к уровню 2006 года. Наибольший рост достигнут ЗАО "Великоустюгский завод "Северная чернь", ЗАО "Снежинка", ООО "Надежда", Творческая мастерская "Вологодская финифть".  

Большую роль в повышении  уровня творческой работы художников и мастеров промыслов играет художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам  области в состав, которого входят главные художники ведущих промыслов  области, искусствоведы, научные сотрудники Вологодского областного музея-заповедника. В 2008 году проведено 2 заседания совета, на которых было рассмотрено 196 образцов.  

Последовательно и  целенаправленно ведется работа по выявлению лиц, владеющих мастерством  изготовления художественных изделий  в традициях народного искусства  Вологодской области. В настоящее  время звание мастер народных художественных промыслов Вологодской области  имеют более 70 человек из городов  Вологды и Череповца, Великого Устюга, Сокольского, Бабушкинского, Бабаевского, Белозерского, Верховажского, Харовского, Кирилловского, Череповецкого, Никольского районов. 

Учитывая значимость кружевоплетения - этого уникального  художественного промысла, необходимость  его сохранения, развития и популяризации  Правительство Вологодской области  совместно с Ассоциацией "Народные художественные промыслы России" приняли  решение о проведении в Вологде  Российского конкурса мастеров кружевоплетения "Серебряная коклюшка". 

В первом конкурсе мастеров кружевоплетения "Серебряная коклюшка", который состоялся 2 марта 2006 года в рамках ярмарки-выст 22:26:37 

      эт хз к чему но тоже вроде туда же  

      Русские народные промыслы и русские художественные промыслы. 
 
 

 Когда говорят  о том, что же такое есть  народные промыслы, то многие  имеют в виду только художественные  промыслы, забывая или и не  зная о том, что ещё в прошлом  (начале) и позапрошлом веках на  Руси промыслы как раз и  были той «промышленностью», которая  и обеспечивала русский народ  всем необходимым. Мебельно-столярный  промысел, экипажный промысел, бондарный  промысел, бурачное ремесло, ложкарный  промысел, корзиночный промысел, драночный  промысел, смолодектярные промыслы и десятки других промыслов, самопроизвольно зародившись в разных краях нашей родной земли прекрасно справлялись с, как теперь говорят, «насыщением внутреннего рынка» всем демографически необходимым от еды до детских игрушек. А художественные народные промыслы – они как раньше, так и сейчас, в большей степени предназначены для удовлетворения культурных потребностей человека, хотя практически всё, производимое ими имеет и практически-хозяйственный смысл.

 В настоящее  время народные художественные  промыслы — особая отрасль  современной художественной промышленности, выпускающая изделия бытового  и сувенирного назначения. Предприятия  промыслов объединяют мастеров  и художников народного декоративного  искусства. Существенной их особенностью  является коллективность творческого  процесса, применение высококвалифицированного ручного труда наряду с использованием несложных вспомогательных приспособлений и средств малой механизации.

 Продукция художественных  промыслов пользуется широкой  известностью не только в нашей  стране, но и за ее пределами;  лучшие работы народных мастеров  с неизменным успехом демонстрируются  на отечественных и зарубежных  выставках, являются убедительным  свидетельством расцвета советской  многонациональной культуры. Кто  не знает «золотой» Хохломы,  палехской, холуйской или федоскинской миниатюрной живописи на папье-маше, нарядного и изысканного вологодского кружева, дымковской и тульской глиняной игрушки?

 Общепризнанное  культурно-историческое значение  художественных промыслов прежде всего определяется ценностью освоенных творческими коллективами ремесленных традиций. В практике ряда современных промыслов бережно сохраняются и совершенствуются традиционные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью. Благодаря существованию промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием массового потребителя, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают быт наших людей.

 Вместе с тем  промыслы могут рассматриваться  и как новая перспективная  форма художественного производства, позволяющая приобщить рядовых  мастеров-исполнителей к активной  творческой деятельности, полнее  использовать их таланты и  способности, сочетать производственное  тиражирование изделий с варьированием  и последовательной отработкой  исходного образца или орнаментального  мотива, сохранить в серийном  повторе проявления индивидуального  исполнительного мастерства.

 Производственная  структура промыслов, преобразованная  в советские годы на новых  социалистических началах, в известной  мере наследует специфические  формы и принципы организации  труда, существовавшие в мелкой  кустарной промышленности дореволюционного  периода.

 В экономике  России, являвшейся в прошлом  преимущественно аграрной страной,  заметную роль играли переходные  виды производства: домашнее ремесло  и промыслы. Если ремесло еще  оставалось в рамках натурального  хозяйства, то кустарные промыслы, являлись первой ступенью товарного  производства, предполагающей существование  специализированной ремесленной  мастерской с большим или меньшим  количеством работников.

 В крестьянском  и городском ремесле XVIII—XIX вв. отчетливо проявляется влияние  фольклорных традиций, в ряде  исконных отраслей ремесленного  производства мастерство ремесленника  достигает уровня высокого искусства.  Изделия ремесленного производства, предназначавшиеся для рынка,  обладали значительными э  

      Народные  художественные промыслы 

Народные художественные промыслы Рязанского края имеют глубокие истоки и вековые традиции. 

Распространенными ремеслами на Рязанщине были ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарное  ремесло, уходящие корнями в XII-XV века. Особого расцвета эти ремесла  достигли в 50-е годы прошлого столетия. На базе имеющихся промыслов в  начале XX века были созданы предприятия, входящие в систему местной промышленности, которые выпускали изделия утилитарного назначения и предметы декоративно-прикладного  искусства. 

В настоящее время  стремление к сохранению и развитию культурно-исторических традиций Рязанской  области вызвало всплеск интереса к традиционной народной культуре, привело к возрастанию роли народных праздников, обычаев и обрядов, активизации  экспедиционной работы по изучению фольклора  и народных художественных промыслов. 

Осознавая, как важна  государственная поддержка предприятий  народных художественных промыслов, как  высока значимость народного творчества и ремесел в духовном, нравственном развитии населения, Постановлением Правительства  Рязанской области от 22 июня 2004 г. № 16 был создан Рязанский областной  художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Принимаемые  меры государственной поддержки  со стороны Правительства Российской Федерации, Рязанской области, Ассоциации «Народные художественные промыслы России» не только позволили сохранить  в регионе имеющиеся предприятия: ЗАО «Рязанские узоры», ЗАО «Скопинская художественная керамика», ЗАО «Труженица», ПК «Кадомский вениз», но даже способствовали образованию новых, в частности ООО «Художественно-творческая мастерская «Михайловское кружево», содействовали созданию условий для работы художникам и мастерам, оживлению выставочной деятельности; в определенной степени создали предпосылки для адаптации предприятий народных художественных промыслов к рыночным условиям, поддержали учебные заведения области в переориентации деятельности на обучение детей народным художественным промыслам. 

Информация о работе Народные художественные промыслы России