Национальные стереотипы.
Почему они так живучи в нашем
сознании?
Если коротко, то национальные
стереотипы – это упрощенное,
эмоционально окрашенное представление
одного народа о другом или
о самом себе. Несмотря на то,
что национальные стереотипы
могут содержать зерно истины, они часто
основаны на дискриминации и предрассудках
и имеют, прямо скажем, негативную природу.
Укоренению стереотипов способствует
тот факт, что их разделяет большинство
людей. Таким образом, национальный стереотип
можно определить как предвзятое отношение
к представителю той или иной нации. Ученые-психологи
считают, что национальные стереотипы
возникают и живут в нашем сознании из-за
слабости нашего критического мышления.
Чтобы жить в этом мире, полном самых разнообразных
явлений и людей, человеку требуются определенные
упрощения-категории. Поэтому он, вместо
того чтобы всесторонне рассмотреть каждого,
с кем общается, навешивает на него известный
ярлык. Так нам легче и проще. Кто из нас
не улыбался, увидев на экране ТВ в программе
«Наша Раша» гастарбайтеров Равшана и
Джамшуда? Действительно, когда эти горе-строители
заклеивают окна обоями, варят суп из хозяйской
кошки и коверкают русский язык, это может
быть кому-то даже смешно. Такой вот обидный,
по сути, образ строителей-таджиков, да
и в целом всех гастарбайтеров, создан
на нашем телевидении. Задолго до Равшана
с Джамшудом, еще при советской власти,
эталоном недалекого человека у нас был
чукча. Кто не слышал анекдотов про этого
представителя народов Крайнего Севера?
Да что там чукчи. Давайте вспомним хохлов
с их «прижимистостью, хитростью и любовью
к салу». Или грузин, которые «все ходят
в кепках-аэродромах, продают зимой мимозу
и гвоздики и дают взятку машиной «Волгой»
или бараном за поступление сына в столичный
вуз». Прибалты у нас якобы заторможены,
белорусы питаются одной бульбой, все
цыгане воры, попрошайки и, вообще, детей
крадут. Все молдаване недалекие, потому
что с раннего детства пьют виноградное
вино. Больше всего обидных ярлыков досталось,
пожалуй, евреям. «Хитрые, жадные, с большими
носами, каждый день едят фаршированную
рыбу, презирают всех остальных и так и
норовят обмануть каждого русского». Вспомним
здесь также представителя закавказских
народов – армянина, который, «где прошел,
там двум евреям делать нечего». Ну а титульная
нация России – русский народ, что говорят
о нем другие. Лень, пьянство и неопрятность
– одни из самых обидных и болезненных
стереотипов для русских. Особенно много
прозвищ по национальному признаку бытует
в армейской среде. Раньше призывников
из среднеазиатских республик дразнили
«чурками». Сейчас выходцев с Кавказа
называют «зверьми, черными, азерами»
не только в армии. Это не мешает им приезжать
в российские города, оккупировать там
продовольственные рынки и открывать
свой бизнес, легальный или нелегальный.
Как видите, среди бесправных мигрантов-строителей
– белорусов, украинцев, молдаван и таджиков,
их нет. Теперь давайте представим себе
русского, который приехал, к примеру,
в Баку и открыл там свое дело. Это не напоминает
вам самый короткий анекдот: «Еврей –
дворник»? Почему же всем так неприятно,
когда кто-то грубо касается национальных
образов? Здесь надо отметить, что стереотипы
и основанные на них фольклор и анекдоты
в межнациональных отношениях – фактор
весьма распространенный. Они упрощают
представление о том, как выглядят другие
народы и кто такие мы сами на их фоне.
С одной стороны, подобные байки и шутки
оживляют нашу повседневную жизнь, придают
«перчинку» в общении. Критический взгляд
со стороны иногда бывает даже полезен.
С другой стороны, национальные стереотипы
не могут детально и точно описать тот
или иной народ. Ведь среда обитания у
народов, населявших не так давно Советский
Союз, была очень разной. Вспомним тех
же чукчей, в языке которых насчитывают
около двухсот синонимов определения
состояния снега, сванов, населяющих горные
районы Грузии или степных кочевников
киргизов. У каждой нации в ее культурном,
историческом и религиозном багаже есть
также масса различий и вещей, присущих
только ей и которым она придает особое
значение. Так, у народов, исповедующих
ислам, есть четко прописанное понятие
«харам», т.е. нечистое, неприятное, запретное,
греховное. Поэтому, когда с экрана телевизора
показывают, как Равшан с Джамшудом готовят
себе еду в унитазе, это не может не оскорбить
чувств мусульман. В Турции в любом общественном
туалете, даже деревенском, есть водопроводный
краник. И надо отметить, все им пользуются.
Тут к месту напомнить байку о том, как
узнать русского в Париже: хмурый, чем-то
всегда озабоченный и вечно куда-то спешащий,
а когда выходит из туалета, на ходу застегивает
ширинку. Есть одна тонкость в межэтнических
отношениях, которую стоит здесь упомянуть.
Ее можно отнести к двум соседним народам,
например, русским и украинцам, и даже
разным группам внутри одной национальности.
Разница в культурном развитии у них совсем
мала. Но, тем не менее, у каждого имеются
свои стереотипы восприятия друг друга
и свой фольклор. Поэтому выпячиваются
порой совсем незначительные на первый
взгляд мелочи. Взять, к примеру, любовь
украинцев к салу. Оказывается, половина
населения этой соседней страны терпеть
его не может, а сало больше едят в Беларуси,
где свиней выкармливают картошкой. В
анекдотах «москали» обычно больше пьют,
а «хохлы» изворотливы и прижимисты. Но,
как известно, большой разницы между водкой
и горилкой нет. Вообще, бытовые перешучивания
между Россией и Украиной напоминают больше
разборки много лет проживших под одной
крышей и недавно разошедшихся супругов.
В том, что мы сочиняем друг о друге анекдоты
и смешные байки, плохого ничего нет. Куда
страшнее, когда культурно близкие народы
начинают видеть в соседе настоящего врага,
как это было в распавшейся Югославии
между говорящими на одном языке сербами
и хорватами. И не дай нам Бог, если нечто
подобное случиться с нами. Тогда станет
уже не до анекдотов.