Национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Для философской науки тема «национальная идея» является одной из наиболее сложных и противоречивых. Хотя некоторые исследователи вообще отказывают ей в праве на существование (по крайней мере, в рамках научного анализа), национальная идея остается в числе наиболее обсуждаемых тем.
Проблема национальной идеи связана с выбором и реализацией народом своего пути развития, роли и места в мире, как своеобразного ответа вызову истории. Это, прежде всего, касается России, поскольку она как никакая другая страна, претендует на свой собственный ответ вызову современности.

Содержание

Оглавление:
Раздел 1. Становление понятия национального самосознания, как
предпосылки формирования национальной идеи 6
Раздел 2. Национальная идея России 10

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Филологический  факультет

Кафедра философии и культурологии 
 
 
 

    Национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа.

    Курсовая  работа 
 
 
 
 

                Выполнила студентка 3 курса

                3 Б группы ________________

                Научный руководитель

                к. ф. н., доцент

                _____________________

                  Оценка «________________»

                «____» ____________2010 г. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Барнаул 2010 

Оглавление:

Раздел 1. Становление  понятия национального самосознания, как 

предпосылки формирования национальной идеи                                               6            

Раздел 2. Национальная идея России                                                                  10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  исследования национальной идеи

    Для философской науки тема «национальная  идея» является одной из наиболее сложных и противоречивых. Хотя некоторые  исследователи вообще отказывают ей в праве на существование (по крайней мере, в рамках научного анализа), национальная идея остается в числе наиболее обсуждаемых тем.

    Проблема  национальной идеи связана с выбором  и реализацией народом своего пути развития, роли и места в мире, как своеобразного ответа вызову истории. Это, прежде всего, касается  России, поскольку она как никакая другая страна, претендует на свой собственный ответ вызову современности.

    Сегодня становится все более очевидным  тот факт, что для преодоления кризисного положения во всех сферах общественной жизни, в т.ч. в общественном сознании необходим поиск новых, объединяющих нас идейных концепций. Как отметил Президент Российской Федерации, Д.А. Медведев: «Каждая уважающая себя нация в тот или иной исторический период должна иметь набор ценностных представлений, которые значительная часть этой нации должна разделять. И желательно, чтобы они разделялись не по принуждению, а на основе личных убеждений»1.

    Поиск национальной идеи в такой многоукладной, многоэтнической стране, как Россия – задача весьма трудная, которая осложняется рядом внешних и внутренних факторов, тормозящих процесс ее становления. Их следует принять во внимание и представить таким образом, чтобы обеспечить самоидентификацию нашей страны, что является необходимым условием становления национальной идеи России. Все это в совокупности делает проблему национальной идеи актуальной для исследования и значимой для русского народа. Актуальность данного исследования обусловлена также спорами о современном содержании самого понятия «Русская идея», о необходимости её существования и осуществления для нынешнего периода истории России.

    Цель  курсовой работы: рассмотрение национальной идеи в качестве основы национального самосознания русского народа.

      Достижение поставленной цели предполагает решение ряда последовательных задач:

    - изучение становления понятия «национальное самосознание» в истории философской мысли.

    - изучение содержания понятия национальной идеи России в разные исторические периоды.

    - изучение влияния христианства  и язычества на развитие самосознания  русского народа.

    Объектом исследования выступает понятие национальной идеи.

    Предметом – национальная идея России.

Степень изученности и  разработанности  проблемы национальной идеи

    Феномен национальной идеи осмыслялся многими философами.

    Необходимо  выделить работы немецких ученых Э. Гуссерля «Кризис европейской культуры и  философии» и К. Хюбнера «Нации». Данные авторы выявили и обосновали сущностные компоненты, субсистемы национальной идеи.

    П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.Н. Савицкий, И.А. Ильин внесли вклад в разработку русской национальной идеи. Они указывали  на географические и исторические  факторы цивилизационно-культурного развития российской нации.

    А.С. Ахиезер, А.А. Валицкий, Дж. Скэнлан пришли к выводу, что основным препятствием для модернизации российского общества  является соборная ментальность.

    С.Н. Бабурин, С.Ю. Глазьев, А.Г. Дугин, С.Г. Кара-Мурза, С. Лурье, М. Назаров, О.А. Платонов, А. Проханов, Д.О. Рогозин выступали за возрождение государственно - национального устройства по типу Российской империи или СССР.

    М. Назаров, О.А. Платонов, А.С. Панарин, И.Р. Шафаревич проводили сравнительно-исторический анализ русской и западной цивилизации.

    М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, В.Н. Сагатовский  соотносят современное понимание  русской идеи с такими понятиями, как софийность, соборность, антропокосмизм.

    В работах А.В. Гулыги и Е.С. Троицкого  аргументируются идеи возрождения соборности как альтернативы глобализму.

    А.С. Саидов проводит рассмотрение национальной идеи на основе структурно-функционального анализа.

    Р.Г. Абдулатипов, К.С. Гаджиев, К. Касьянова выявляют принципы становления новой российской нации в контексте российского общества.

    В.В. Барис, О.А. Жукова,  В.А. Корецкий, В.Т. Пуляев, И.Н. Сиземская, О.Н. Смолин, В. Чарушников, А.Ю. Шадже и др. предлагают сформировать единое социокультурное (образовательное) пространство для сохранения своей цивилизационной идентификации в условиях глобализации.

    Несмотря на значительные достижения в разработке вопросов национальной идеи, в современной социально-философской литературе осмысление национальной идеи носит концептуально разрозненный характер, отсутствует целостный социально-философский подход, конкретно не определена ее роль в возрождении российского общества, в частности, в преодолении идентификационного кризиса. В связи с этим необходим общий методологический и социально-философский анализ, который позволил бы обобщить достижения для выявления аспекта идеи в процессе укрепления государственности.   

    Методологическая  база

    Для разработки данной проблемы в работе использованы способы системного и  сравнительного анализов, аксеологический  метод исследования. Работа построена на изучении работ Г.Ф.В. Гегеля, И.А. Ильина «О России», «О русской идее», «Сущность и своеобразие русской культуры», митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати», старца Елиазарова монастыря Филофея «Москва – третий Рим», Н.А. Бердяева «Русская идея», Ф.М. Достоевского «Русская идея» и др.

    Структура работы

    Работа  состоит из Введения, двух разделов, Заключения и списка использованной литературы.

    Во  введении ставится цель работы, определяется объект, предмет исследования. Рассматривается актуальность проблемы национальной идеи и аспект ее разработанности.

    В первом разделе изучается становление национального самосознания, как предпосылки формирования национальной идеи. Здесь обращение идет к таким философам Платон, Гердер, Гегель, Н.А. Бердяеву и др.

    Во  втором разделе рассматривается русская идея и ее содержание в разные исторические периоды, влияние христианства и язычества на становление национального самосознания русского народа.

    В Заключении обобщаются основные результаты, предлагаются выводы по избранной проблеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел  1.Становление понятия национального самосознания, как предпосылки формирования национальной идеи

    Национальная идея по своему содержанию – это многоаспектное и многогранное  понятие, поэтому имеет множество различных трактовок и определений:

    - национальная идея - религиозный  аспект, поскольку вероисповедание  всегда выступает как один  из сильнейших факторов духовного  сплочения нации;2

    - национальная идея есть принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя;3

    - национальная идея - это идея данного народа в ее этническом значении;4

    - национальная идея сегодня – это национализм;5

    - национальная идея - три сферы, в которых нация должна реализовать принципы, удовлетворять потребности и обеспечивать интересы - это область экономических, общественных и духовных отношений, в конечном счете создающих неповторимый, уникальный строй жизни, цивилизацию;6

    - национальная идея - высокое предназначение и плод исторического развития этноса и его культуры, зерно его национального духа и общечеловеческое значение.7

    Такое большое количество определений  национальной идеи возникло    с течением времени, в связи с тем, что перед нацией открывались новые перспективы и возможности, возникали новые проблемы, обусловленные внутренними или внешними факторами, происходили резкие, часто неожиданные и болезненные перемены, и прежняя формулировка становилась неприемлемой.

    Предпосылкой  для осмысления национальной идеи явилась  категория «идея», первоначально обоснованная в философии Платона. По его мнению, идеи являются образцами, прообразами, благодаря которым из бесформенной материи возникают реальные предметы.

    В философской литературе осмысление феномена национального самосознания с давних пор связывается с фундаментальными понятиями: «общественное сознание», «самосознание», «сознание». Не углубляясь в тонкости различных определений, можно проследить эволюцию понятия от «самосознания» до «национального самосознания».

    Философские воззрения на категорию «самосознание» ведут отсчет от античности. Философы античной эпохи, такие как Пифагор, Гераклит, Демокрит, Аристотель исследовали деятельность души, психики. Изучение души формировала круг проблем сознания и самосознания.

    Средневековье в силу своей теологичности связывало сознание с Богом. Высшее начало – Бог – есть подлинный разум. Человеческий же разум считался функцией души, а та в свою очередь проявлением разума божественного. Но душа была не пассивна. Она наделяется философами спонтанностью, активностью, свободой. Таким образом, весьма определенно формируется идея самосознания.

    В новое время происходил постепенный переход от термина «душа» к термину «сознание». Причем последнее рассматривалось, как углубление во внутренний мир человека, т.е. шел анализ самосознания. Главным ориентиром того времени было развитие личности. Место человека в мире стало центральным в отличие от всей остальной природы. Человек был противопоставлен природе. В культуре Нового времени светские элементы стали преобладать над церковными. Возрастают власть и компетенции национальных государств. Рождается новый склад ума, национальный менталитет, национальные идеалы и предпочтения.

    Впервые попытку ввести идеальное как  основу развития нации сделал  И.Г. Гердер, немецкий философ XVIII века, введя понятие «дух народа». В понимание содержания феномена Гердер вкладывал идею данности духа как объективного свойства народа; считал, что существует дух, который является основой активности нации, определяя его «лицо» среди других этносов; дух народа характеризовал как нечто непонятное, мистическое, связанное с внеземными силами.

    В немецкой классической философии обнаруживается весь комплекс проблем сознания и самосознания. И. Кант трактовал самосознание как отношение субъективных реалий к действительности и как отношение в действительности8. Последнее очень схоже с подходом Г.В.Ф. Гегеля в концепции национального духа, являющейся составной частью его учения.  

Информация о работе Национальная идея в качестве основы национального самосознания русского народа