Музыка в системе художественного образования и воспитания младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:07, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: определить роль и значение музыки в художественном образовании и воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1. Исследовать основные выразительные средства музыки
2. Изучить особенности взаимодействия с литературой и живописью.
3. Дать общую характеристику системы дополнительного художественного образования школьников.
4. Описать особенность восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.
5. Показать специфику проведения уроков музыки для детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение. 3
1. Музыка в системе искусств 6
1.1. Специфика музыкального искусства 6
1.2. Музыка и живопись 18
1.3. Музыка и литература 26
2. Особенности преподавания музыки детям младшего школьного возраста ________________________________________________________34
2.1. Общая характеристика системы дополнительного образования школьников 34
2.2. Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста 36
2.3. Методические рекомендации к преподаванию музыки в младших классах 46
Заключение. 54
Список используемой литературы. 58

Работа содержит 1 файл

Музыка в системе художественного образования и воспитания младших школьников.rtf

— 551.47 Кб (Скачать)

     Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.

     Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии "творческие" и профессии "нетворческие". Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду.

     Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой "творческой" профессии ничего путного не создаст.

     Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

     Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок выплескивал свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

 

Список используемой литературы.

  1. Абдулин Э.Б. Музыка в начальных классах. М., 1985г.
  2. Введение в теорию художественной культуры Учебное пособие. СПб.: 1993
  3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений./ Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  4. Из истории музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.А. Москва Просвещение 1990 г.
  5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981.
  6. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 1989.
  7. Кабалевский Д. Музыка в 4 7 классах Москва, Просвещение, 1986.
  8. Кабалевский Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1 3 классы Москва, Просвещение, 1980.
  9. Музыка в школе. Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 г.
  10. Порфирьева А.Л. Музыкальная классика и современность. М., 2002г.
  11. Психология. Словарь под ред. А.Петровского, М.: Политиздат, 1990.
  12. Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках музыки. М.: 1968
  13. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.О. - Москва: Просвещение 1987 г.
  14. Школяр И.В. Музыкальное образование детей. М.: 2001г.

Информация о работе Музыка в системе художественного образования и воспитания младших школьников