Музыка и театр Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 06:02, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются понятие музыки и театра, история группы "Песняры", особенности развития театра в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

Музыка.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

Песняры

     Несмотря  на скептическое и даже отрицательное  отношение некоторых ревнителей этнической чистоты, она сразу привлекла  внимание слушателей, прежде всего, молодых, и начали выступать за пределами  своей республики, а в октябре 1970 с триумфом выступила на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве, после чего их популярность начала расти как снежный ком.

     Вокально-инструментальный ансамбль (Минск). Пионеры фолк-рока на отечественной сцене, белорусские «ПЕСНЯРЫ» долгое время оставались одной из самых популярных групп страны, записали множество и сегодня свежо звучащих интерпретаций народных песен, первыми совершили турне по США, а позднее обратились к крупным формам и сделали несколько масштабных музыкальных спектаклей, в которых успешно соединяли фольклор и современное звучание.

     «ПЕСНЯРЫ» появились на свет в Минске под  названием «ЛЯВОНЫ» в составе: Владимир Мулявин (гитара, вокал), Леонид Тышко (бас), Владислав Мисевич (саксофон, флейта, вокал), Валерий Яшкин (клавишные, лира). В сентябре 1969, когда к ним присоединились младший брат Владимира, Валерий Мулявин (гитара, труба), а также Александр Демешко (барабаны) и бывший певец самодеятельной группы «ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ» Леонид Борткевич, родилось новое название «ПЕСНЯРЫ». Группа выступала в Белоруссии, исполняя народные песни, осовременивая их звучание примерно так же, как «FAIRPORT CONVENTION» в Британии исполняли песни старой Англии. Несмотря на скептическое и даже отрицательное отношение некоторых ревнителей этнической чистоты, она сразу привлекла внимание слушателей, прежде всего, молодых, и начали выступать за пределами своей республики, а в октябре 1970 с триумфом выступила на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве, после чего их популярность начала расти как снежный ком. В 1972, когда в составе «ПЕСНЯРОВ» появился скрипач Валентин Бадъяров, они записали для «Мелодии» свой первый диск с моментально ставшими популярными песнями Косил Ясь конюшину, Ой, рано на Ивана, Ты мне весной приснилась, Рушники, Александрина и т. д.

     Вскоре  после выхода пластинки Бадъяров покинул «ПЕСНЯРОВ» и собрал собственный ВИА «СЯБРЫ». Его место занял Чеслав Поплавский, а ко времени выхода следующего диска «ПЕСНЯРОВ» состав группы пополнили Владимир Николаев (клавишные) и Анатолий Кашепаров (вокал). Карьеру группы в середине 70-х годов омрачила гибель в автомобильной катастрофе Валерия Мулявина. 

     В 1976 «ПЕСНЯРЫ» совершили турне по Югу США в сопровождении популярной американской поп-фолк-группы NEW CHRISTIE MINSTRELS. В их составе появился еще один клавишник Анатолий Гилевич, а в конце того же года пришел скрипач и певец Юрий Денисов. Группа продолжала интенсивно гастролировать по СССР и Восточной Европе, записывала пластинки, однако, с течением времени отходили от переложения народных песен, исполняя как собственный материал, так и песни профессиональных композиторов. Как и многие динамично мыслившие музыканты, Владимир Мулявин во второй половине 70-х годов обратился к крупным формам, однако, несмотря на первоначальный интерес публики и доброжелательные отклики прессы, ни «Песня о доле» (по мотивам белорусских обрядовых песен), ни «Курган» (на музыку их постоянного автора композитора Игоря Лученка) не стали настоящим событием. Подобно питерским «ПОЮЩИМ ГИТАРАМ», для которых увлечение рок-операми и мюзиклами обернулось потерей направления, а следом и прекращением существования в виде единого коллектива, в этот период «ПЕСНЯРЫ» все больше превращались в профессионально безупречный, однако, работающий впустую механизм. Они продолжали напряженно работать, ставили новые программы (на стихи Роберта Бернса, Владимира Маяковского, поэтов-фронтовиков и т. п.), но внимание к ним неуклонно ослабевало.

     К 1980г. состав группы радикально изменился: к ядру (Мулявин, Тышко, Мисевич, Демешко, Борткевия, Николаев и Кашепаров) присоединились клавишники, гитаристы и скрипачи Октай Айвазов, Евгений Поздышев, Владимир Ткаченко, Игорь Паливода, Валерий Дайнеко и Анатолий Щеголев. В 1983 Айвазова, Поздышева и Щеголева сменили клавишники Аркадий Эскин и Игорь Пеня, место покинувшего «ПЕСНЯРОВ» после пятнадцатилетней работы Тышко занял новый бас-гитарист Борис Бернштейн, а за барабаны сел Владимир Беляев. Леонид Борткевич ушел и собрал собственный ВИА «МАЛЬВЫ».

В первой половине 80-х  годов «ПЕСНЯРЫ» заметно сдали  свои позиции, уступая даже явно вторичным  в художественном отношении «СЯБРАМ», «ВЕРАСАМ» и другим эстрадным  группам с фольклорной основой, а также филармоническим рок-группам. В 1987 Ткаченко, Паливоду, Эскина и Бернштейна сменили Эдуард Тышко, Дмитрий Явтухович, Александр Виславский и Александр Ростопчин (последний пришел из популярной в то время самодеятельной группы «СУЗОРЬЕ»). К началу 90-х годов о «ПЕСНЯРАХ» почти забыли.

Возвращение группы состоялось лишь во второй половине 1996, когда, возглавляемые своим неизменным лидером Владимиром Мулявиным, они вернулись на сцену и дали серию тепло встреченных концертов в Москве и Санкт-Петербурге, а также выступили в Витебске на ежегодном фестивале «Славянский Базар» 1996. 

ТЕАТР

Теа́тр (греч. θέατρον — основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище, от θεάομαι — смотрю, вижу) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. 

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Происхождение древнегреческой  драмы и театра.

Появлению драмы  в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос,а затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы "Иллиада" и "Одиссея",дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой  драмы и театра связано с обрядовыми играми,которые посвящались богам-покровителям земледелия:Деметре,ее дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались в культовую драму.Например,в городе Элевсине во время мистерий (таинств,на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры,во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры,похищение Коры Плутоном,

скитания Деметры  в поисках дочери и возвращение  Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Символами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.

На праздниках,посвященных Дионису,распевали не только торжественные,но и веселые карнавальные песни.Шумное веселье устраивали ряженые,составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры.

Из обрядовых игр  и песен в честь Диониса  выросли три жанра древнегреческой  драмы:трагедия,комедия и сатировская комедия (названная так по хору,состоявшему из сатиров).Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия- карнавально-сатирическую.Сатировская драма представлялась средним жанром.Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,брала начало от запевал дифирамба,комедия-от запевал фаллических песен,т.е. песен,в которых прославлялись плодоносящие силы природы.К диалогу,который вели эти запевалы с хором,примешивались элементы актерской игры,и миф как бы оживал перед участниками праздника.

Многое о происхождении  греческой драмы могут сказать  сами слова трагедия и комедия. Слово  трагедия происходит от двух греческих  слов: трагос-"козел" и одэ-"песнь", т.е. "песнь козлов".Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса,козлоногим существам,прославлявшим подвиги и страдания бога.Слово комедия происходит от слов комос и одэ."Комос"- это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками,на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно,слово комедия обозначает "песнь комоса".

Греческая трагедия,как правило,брала сюжеты из мифологии,которая хорошо была известна каждому греку.Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле,а на трактовке мифа автором,на той общественной и нравственой проблематике,которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа.Используя мифологическую оболочку,драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь,высказывал свои этические,философские,религиозные воззрения.Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

Уже во второй половине VI в.до н.э. трагедия достигла значительного  развития.Античная история передает,что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в.до н.э.).Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий.Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов.Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя,актера.Этот актер, или,как его называли в Греции, гипокрит("ответчик"),мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора,изображать по ходу действия различных персонажей,покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

Таким образом,ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану.

При этом,хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного,энергичного начала.

В комедии гораздо  шире,чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские,которые постепенно стали преобладающими или даже единственными,хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.Так,во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания.Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание","воспроизве-дение"; исполнители этих сценок также назывались мимами).Героями мимов были традиционные маски народного театра:горе-воин,базарный воришка,ученый-шарлатан, простак,дурачащий всех,и т.д. Песни комоса и мимы-это главные истоки древней аттической комедии.

Возникшая из аттического  комоса комедия V в. до н.э. была политической по своему содержанию.Она постоянно затрагивала вопросы политического строя,внешней политики Афинского государства,вопросы воспитания молодежи,литературной борьбы и др.

Злободневность древней  аттической комедии усуглублялась тем,что в ней допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан,выводимых к тому же под своими подлинными именами (поэты Эсхил,Софокл,Еврипид,Агафон,вождь афинской демократии Клеон,философ Сократ и другие-у Аристофана).При этом древняя аттическая комедия создает обычно образ не индивидуальный,а обобщенный,близкий к маске народного комедийного театра.Например,Сократ в "Облаках" Аристофана наделен не чертами реального лица,но всеми свойствами ученого-шарлатана,одной из любимых масок народных карнавалов.Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии. 

Театр Беларуси

Белорусское сценическое  искусство зародилось в то время, когда человек начал осознавать свое место в окружающем мире. Истоками послужили на родные верования, ритуалы, обряды. Сначала в обрядах, хороводах, народных играх принимали участие  все, без разделения на актеров и  зрителей.

Разделение началось с достижения определенного уровня цивилизации, когда возникла необходимость  в опытных мастерах, специалистах своего  дела. Первыми профессиональными  белорусскими актерами были скоморохи, которые до XI века назывались по-разному: гудцы, плясцы. В их творчестве синтезировались все виды сценического искусства - драматическое, музыкальное, вокальное, танцевальное, цирковое, эстрадное. Традиции скоморохов,  которые выступали в разных формах фольклорного театра, дожили до XX века.

Широкое распространение  с начала XVI века получил школьный театр. Он функционировал во многих городах  и местечках при католических и православных духовных учебных  заведениях. Так в Минской губернии возник театр при иезуитском коллегиуме. Он был польского происхождения  и стал средством борьбы католицизма  против право-славья и лютеранства. Сюжеты для театра заимствовались из Библии и Евангелия, а спектакли ставились исключительно на религиозные темы. Они проходили на торжественных школьных актах или по случаю политических праздников.

В свецкой жизни значительное место заняли сценки интермедий на свецкие темы, преимущественно комедийного, бурлескного плана. Еще большей популярностью и народной любовью пользовался кукольный театр батлейка. Показы проходили не только в городах, но и в отдаленных крестьянских домах. Батлейка на протяжении долгого сущест-вования переросла в уникальную театральную газету, поражающую и удивляющую зрителей и в нашем XX веке.

Наивысшим достижением  фольклорного театра стала народная драма, которая сильно приблизилась к профессиональному искусству. Немногочисленная по каноническим сюжетам,  она вновь же очень богата  интермедийными народными сценами.

Многогранной выдалась театральная жизнь в XVIII веке. В  этот период были основаны многие частные, городские и крепостные театры. 13 июня 1746 года в Альбе под Несвижем была сыграна комедия В.Радивила "Дасцiпнае каханне", ровно на десять лет раньше, чем появился первый спектакль в Ярославле "отце русского театра" Ф.Волкова. Работали коллективы в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Чечерске и в ряде других городов и местечек. Так в конце XVIII века в губернских городах Беларуси были построены зимние и летние театры. Строительство проходило на пожертвования и казенные деньги. Открывались кафе-шантаны - рестораны с возвышением для сценических представлений, репертуар которых состоял из песен, романсов, танцев прошлых лет, часто непристойного характера. Строились цирки, балаганы, устанавливались льготы для зазывания публики.

Информация о работе Музыка и театр Беларуси