Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:46, контрольная работа
Знакомство с экспозицией начинаем с широко известной дореволюционной фотографии деревни Кушлавуч, где 26 апреля 1886 г. родился в семье указного муллы Мухамметгарифа будущий поэт. Она выглядит необычно. Методом соляризации от фотографии оставлены только контуры, этим как бы подчеркнуто, что в памяти будущего поэта сохранилось смутное воспоминание о жизни в этой деревне.
СГУПС
Контрольная работа
Кафедра: «Философия»
По дисциплине: «Культурология»
На тему: «Музей Габдуллы тукая»
Студентки: 09-Э-1
Андреевой Виктории Андреевны
(заочный
факультет)
Новосибирск
2010 год
Знакомство с
экспозицией начинаем с широко известной
дореволюционной фотографии деревни Кушлавуч,
где 26 апреля 1886 г. родился в семье указного
муллы Мухамметгарифа будущий поэт. Она
выглядит необычно. Методом соляризации
от фотографии оставлены только контуры,
этим как бы подчеркнуто, что в памяти
будущего поэта сохранилось смутное воспоминание
о жизни в этой деревне.В центральной витрине
лежат уникальные документы регистрации
рождаемости и смерти по деревне Кушлавуч
за 1886 г., написанные арабской вязью. На
одном - рукой отца поэта запись о рождении
в его семье сына. Рядом - другой документ
с записью о смерти самого Мухамметгарифа.
Это случилось через 4 месяца после рождения
сына, 29 августа 1886 г. Неслучайно оба документа
лежат рядом: как бы судьба одного предопределила
судьбу другого на долгие годы вперед.
В экспозиции - фото дома, где родился поэт,
и могила отца с памятником, который поставили
благодарные потомки уже в наши дни.О тяжелом,
безрадостном детстве поэта свидетельствуют
подлинные экземпляры газет «Казанский
телеграф» за 1 января 1886 г. и «Волжский
вестник» от 6 ноября 1891 г. с многочисленными
объявлениями о голоде, пожертвованиях
голодающим в Казанской губернии и архивные
документы о волнениях крестьян, характеризующие
обстановку этого периода. В зале много
фотографий с изображением природы, деревень
Заказанья. Обращает внимание фотопанно
деревни Сасна с пересекающимися дорогами
на первом плане. Это - символ предстоящих
дорог поэта и начало его сиротских скитаний.
Короткие, запутанные дороги потом выходят
на большую дорогу бессмертия Тукая. Но
сколько нужно было испытать, пережить
до этого. Первая дорога мальчика в деревню
Сасна к матери, вышедшей замуж второй
раз, оставила в душе будущего поэта радостное
чувство. На фоне подлинных фотографий
деревни и дома деда 1914 г. воссоздан условный
уголок дома Зиннатуллы, куда вошли материалы,
собранные во время экспедиции в этих
местах. Центральное место в интерьере
занимает низенький столик с керосиновой
лампой. За таким столом проводил свободное
от службы в мечети время Зиннатулла за
чтением книг, написанием стихов. Стоит
в интерьере и сундук, сколоченный из грубообработанных
досок, аналогичный тому, в каком Зиннатулла
хранил книги - самое большое свое богатство.
Сохранились книги из его личной библиотеки.
Это - «История пророков» в пяти томах,
изданная в Египте в конце XIX в. Многие
страницы (поля,форзацы) испещрены надписями
- комментариями, полученными из других
источников. В экспозиции представлено
его стихотворение на смерть дочери - матери
поэта. Оно дошло до нас в памяти современников.В
интерьер экспозиции включен посох отчима
из деревни Сасна, расписанный арабской
вязью, с изречениями из Корана. В экспозиции
находится фото Сенного базара в Казани
конца XIX в., куда Зиннатулла отправил внука
с проезжим ямщиком, чтобы отдать кому-нибудь
на воспитание. Отсюда будущий поэт попал
в дом кустаря из Ново-Татарской слободы
Казани. Здесь же фото Захарьевской улицы
города, расположенной рядом с Ново-Татарской
слободой, где в основном проживала зажиточная
часть татарского населения. Маленький
Габдулла с приемной матерью часто посещал
подобные дома, когда она разносила заказы
татарских купцов: тюбетеи и калфаки, которые
сама же вышивала с утра до поздней ночи.
На фоне огромной фотографии Сенного базара
- ичиги, башмачки, вышитые тюбетеи - подлинные
экспонаты. Они не только предметы купли
продажи, но и символы эпохи, «малого»
и «большого» базара, где все покупается
и продается.И опять дорога. Она ведет
его на этот раз в деревню Кырлай в дом
крестьянина Сагди. Это было в середине
июня 1892 г. Но и здесь его ждут нищета,
голод, свирепствовавшие опять в Казанской
губернии в 1892 г., свидетельства этого
- сообщения в газете «Волжский вестник».Экспонаты
в витрине рассказывают о его жизни в Кырлае.
Здесь он начал учиться. Фото здания школы,
где мальчик получил азы грамоты. Книги,
которыми пользовались в дореволюционных
татарских мектебе: «Иман шарты» - букварь
арабского языка; «Хафтияк» - сборник,
составленный из отдельных сур Корана;
«Бэдэвам» - литературное произведение
18 в. И др. - в основном книги религиозного
характера. Но среди них лежит одна - солидного
объема и формата. Это - «Фавакыйгельжоласа»
(«Плоды собеседника»), составителем которого
является просветитель Каюм Насыри, своеобразная
антология поэзии, куда вошли произведения
древнетатарских поэтов, лучшие образцы
поэзии Востока. Музей располагает первым
изданием книги, вышедшей в 1884 г. в типографии
Казанского университета.До девяти лет
будущий поэт жил в деревне Кырлай. В последних
числах 1894 г. его ждала опять дорога. На
этот раз далеко, в степной город Уральск.
Ну вот мы и переходим во второй зал.Зал в котором мы находимся посвящен раскрытию двух тем: «Жизнь и деятельность Тукая в Уральске» и «Жизнь и творчество Тукая в Казани». Хронологически зал охватывает период с 1894 по 1911 г. Справа меньшая половина зала отведена материалам, рассказывающим о жизни и творчестве Тукая в Уральске. В экспозиции внимание привлекают фотографии огромных размеров: «Скачущие кони в степи» и «Пушкинский сад в г. Уральске»,выступающие как символы степного города и жизнеутверждающей силы поэзии Тукая; что свободолюбивые мотивы в его поэзии зародились в колыбели русской вольницы. Интерьер «Казахская юрта», воссозданный на подлинных этнографических материалах, передает национальный колорит степного края.Многочисленные материалы рассказывают о пребывании поэта в Уральске, корорый стал для него университетом. Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди них на фотографии - первая любовь поэта. Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта.В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока.Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.В экспозиции представлены уникальные экспонаты, связанные с учебой самого Тукая: рукописная газета «Эль магариф» («Просвещение») за 1903 г. и журнал «Эльгасрель-джадит» («Новый век») за 1904 г., которые выпускали шакирды медресе. По утверждению специалистов, некоторые страницы журнала написаны самим Тукаем. В одном из номеров журнала от 15 ноября 1904 г. имеется сообщение о состоявшемся в медресе литературном вечере, где ученик Тукаев выступил со своими стихами. Представлена страница журнала с первым ученическим стихотворением поэта.В бурные дни революции в Уральске наборщиком русской газеты «Уралец» поэт начал трудовую деятельность. На фото «Здание типографии газеты «Уралец» и «Тукай - наборщик газеты» и др.
Теперь мы переходим в третий зал. В центре зала на переднем плане установлены как образ дороги поэта рулевое колесо и спасательный круг с дореволюционных пароходов, принадлежавших обществам «Кавказ и Меркурий» и «Самолет». На пароходах этих компаний в 1909, 1911 гг. Тукай совершает поездки в различные города, где состоялись новые встречи и открытия, рождались новые чувства и переживания.В 1909 г. по настойчивому приглашению фабрикантов Акчуриных Тукай посетил поселок Гуриевка в Симбирской губернии. Скупые материалы рассказывают об этой поездке: это фото дома Акчуриных, в котором около недели жил поэт; как существенная деталь, указывающая на классовую принадлежность хозяев, в экспозиции футляр с надписью «Головной убор княгини Акчуриной». В августе этого же года Тукай посетил знаменитую ярмарку в Н.-Новгороде. Наблюдал за жизнью и повадками главных воротил ярмарки - татарских купцов, прототипы которых представлены подлинными фотографиями. В экспозиции дореволюционные фотографии с видами городов Астрахани, Уфы, Петербурга и Троицка, где бывал Тукай в 1911-1912 гг. Среди них известное фото «Тукай - среди интеллигенции города Астрахани» в 1911 г. В витрине фото поэта С. Рамиева, с которым Тукай жил в Астрахани, сборник его стихов 1908 г. издания. Рядом экземпляр азербайджанского сатирического журнала «Мулла Насретдин». Тукай был его постоянным читателем.14-18 апреля 1912 г. поэт в Уфе. И здесь у Тукая встречи с передовой интеллигенцией города, в частности с М. Гафури. В экспозиции фотокопия с картины худ. Якупова «Г. Тукай и М. Гафури»;фото здания библиотеки «Сабах» («Книга»), на складе которой Тукай жил во время пребывания в Уфе. Рядом - книги, сборники стихов Гафури.Крупным планом даны виды Петербурга, связанные с Тукаем. И отдельно - дом, где он останавливался. В витрине -подлинный экземпляр газеты «Нур» («Луч»), в редакции этой газеты побывал Тукай; широкий круг людей, связанных с Петербургом, - хозяев квартиры, где остановился Тукай: Муса Бигиев, его жена Марьям и своячница Гульсум.В завершающей теме зала проходят материалы, связанные с последними днями поэта, с подготовкой к изданию его сборника избранных произведений и переводов его стихов на русский язык. Свой сборник избранных произведений Тукай начал готовить в деревне Училе зимой 1912 г.
Работал над ним и в Клячкинской больнице до последней минуты своей жизни. В начале 1913 г. им был подписан и договор на его издание, но вышел сборник в 1914 г., когда поэта не было в живых.
Рядом с ней как веское доказательство общественно-политической значимости всего творчества Тукая документ царской цензуры о запрете стихов поэта.В экспозиции фото здания Клячкинской больницы Казани на бывшей Вознесенской улице (ныне Островского). Она считалась не самой дорогой больницей в городе. В этой больнице с 26 февраля по 2 апреля лечился и умер Тукай. В витрине на белой салфетке лежит стетоскоп того времени и фото лечащего врача Тукая, знаменитого в последствии терапевта Лурье. Обращает внимание последняя фотография поэта на больничной койке за 28 часов до кончины: на нас смотрит совершенно спокойное, осунувшееся лицо поэта. На нем ни малейшего сожаления, что он так рано, в 27 лет, уходит из жизни. Рядом с последней фотографией первые некрологи, в которых утверждается бессмертие поэта. Они шли в течение года отовсюду, из различных уголков страны, из-за рубежа.О многогранной деятельности Тукая не только как большого поэта, но как просветителя, педагога и фольклориста рассказано в следующем зале.Завершает экспозицию музея зал, где сосредоточены личные вещи поэта - бесценные реликвии, дошедшие до нас. Среди них подлинные фотографии Тукая различных лет. Фото 1908 г. - это широко известное по многим публикациям изображение поэта, в темном костюме, в белой рубашке с цветным галстуком, в темном стеганом тюбетее на голове. Долгие годы фото сохраняла любимая девушка Тукая Зайтуна Мавлюдова. Она передана в музей ее сыном, известным писателем А. Расихом. У Тукая не было своего угла, всю жизнь он скитался по чужим домам. До нас дошли единичные предметы, связанные с его бытом. Среди них тюбетей из черного бархата. Он имеет интересную историю. Как пишут современники, Тукай тюбетеи не носил. По рассказу ученого-исследователя М. Гайнуллина, тюбетей был надет на голову поэта, сидящего перед объективом фотографа, буквально в момент съемки. Достойное место в зале заняли: фаянсовая шкатулка, которую Тукай купил сестре Газизе на свой первый гонорар; подкарандашница в виде бокала, выпущенная к 200-летнему юбилею города Петербурга. С поездкой в этот город связана бронзовая чернильница оригинальной работы. Она была преподнесена Тукаю учащимися татарских школ Петербурга в день отъезда поэта из города.Свидетельством большой популярности поэта являются почтовые открытки с портретами Тукая, изданные в типографиях Казани в различные годы.
Интерес представляют подлинные фотографии, связанные с похоронами Тукая. Эти уникальные фотографии сохранились у племянницы Г. Кулахметова - Г. Шариповой.
Как последний, завершающий экспонат зала представлена дорожная корзина Тукая, с которой он приехал из Уральска и которая сопровождала поэта в его путешествиях по стране. Она как символ бессмертия поэта, как образ дороги, ведущей к вершинам мировой поэзии.Осмотр экспозиции окончен. Но знакомство с музеем продолжается. Из вестибюля первого этажа можно пройти в выставочный зал, где в дни открытия музея экспонировались рисунки детей к произведениям Тукая. Завершив осмотр выставки, проходим в лекционный зал. Он - небольшой, камерный. Рассчитан на малое число зрителей. Со сцены звучали романсы русских композиторов на слова Пушкина; песни и романсы татарских композиторов на слова Тукая в исполнении мастеров искусств. Осмотр музея завершен. Мы покидаем его с уверенностью, что наше посещение не последнее, что мы вернемся сюда еще и еще к Тукаю, к его бессмертной поэзии.
Музей - клетка живого
организма истории. Время проходит,
и мы проходим.Тем неожиданнее
и пронзительнее может быть встреча
настоящего и минувшего... Музеи - лучшие
помощники в росте интеллекта,
в понимании истории жизни человека
и Земли. Музейный экспонат живой, любая
вещь несет тепло или холод рук своего
мастера-изготовителя, владельца, имеет
свою историю. Пройдешь ли по залам музея,
поработаешь ли в его фондах, разыскав
в какой-нибудь папке неожиданный документ,
а с ним подробности жизни и движение души
человека - не раз всколыхнется сердце.Музей
- национальное достояние. Ценности уходят,
меняется образ жизни. Но музей - прежде
всего хранилище, кладовая памяти.
Список используемой
литературы