Мусульманская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:20, контрольная работа

Описание работы

Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.

Содержание

1. Возникновение ислама
2. Коран. Основные направления в исламе
3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение
4. Философия арабо-мусульманского Востока
5. Халифат. Распад халифата
6. Исламская словесность. Художественная культура Востока
7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока
8. Единые и отличительные признаки мусульманства и христианства

Работа содержит 1 файл

конт.раб. культорлогия.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

       ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

       ТЮМЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ

         МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ  И ПРАВА

       Заочный факультет 

       Кафедра философии, истории и социологии 
 

       КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

       по дисциплине: «Культорология»

       на  тему: Мусульманская культура

       Вариант №8  

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Выполнила:студентка  I курса

      Группы  ЗФНН-10-3,5

      Заочного факультета

Специальности:«Налоги  и налогообложения»

      Зачетная  книжка № 10258

      Срок  обучения 3,5 года

      Мухаметчина Альбина Гильмановна

      Проверила: Науменко

      Ольга Николаевна

             

     
 

Тюмень 2010 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План  работы

1. Возникновение  ислама

2. Коран. Основные  направления в исламе

3. Ислам как  фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение

4. Философия  арабо-мусульманского Востока

5. Халифат. Распад  халифата

6. Исламская  словесность. Художественная культура  Востока

7. Новое возрождение  культуры арабо-мусульманского Востока

8. Единые и  отличительные признаки мусульманства  и христианства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение

    Арабо-мусульманская  культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая  соответствующее место в общемировой  цивилизации. Арабо-мусульманская культура - культура, определившаяся в своих  характерных чертах в VII - XIII вв. и  получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского  халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской  религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура»  имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 - 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 - 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.

    Изучение  арабо-мусульманской культуры как  целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром  и периферией - всегда актуальная исследовательская  задача, вызывающая пристальный интерес  как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.

    1. Возникновение ислама

    До  того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы  монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской  империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной  религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько  позже, иудаизм не был принят арабами  в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные  монотеисты, схожие с древними пророками  Палестины, ханифы. Они не принимали  полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы  к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с  которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

2. Коран. Основные  направления в  исламе

    Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской  культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам  превратился в одну из мировых  религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение и распространение  ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка  Мухаммеда (ок. 570 - 632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой  и повседневной жизни каждого  мусульманина.

    Главной особенностью исламского мировоззрения  явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного  начал, и ислам не стремился, в  отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь  или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить «Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете, а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).

    Исламская религиозность содержала в себе отдельные положения, которые могли  иметь различное философское  значение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные  направления: во 2-й пол. VII в. - шиизм, во 2-й пол. VIII в. - исмаилизм, в X в. - суннизм. Особое место среди них занял  возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение  в исламе, представляется субкультурным  компонентом арабо-мусульманской  культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма  напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством  людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.

    Для многих мусульманских народов суфизм - неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннее эзотерическое  состояние верующего. Суфизм причастен  к освоению культурных ценностей  доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом. Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскими мыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальных поисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. На этом основании Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация в культурном и социальном отношении является одной из ветвей «развития античного и эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считает Византию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманской культуры.

    Мусульмане, по меньшей мере, являются обитателями  двух культурных сфер. Первая из них  позволяет им осознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны  и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования и аккультурации.

    3. Ислам как фундамент  арабо-мусульманской  культуры

    Ислам как тотальная система регуляции  составляет фундамент арабо-мусульманской  культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый  культурно-исторический тип, придающий  ему общечеловеческий характер. Приобретя  широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ  жизни. Опираясь на исламские доктринальные  положения и социально-философские  концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты  универсализма, приобретали целостное  видение мира.

    В самом исламе сегодня существуют две парадигмы, связанные с реформаторством  и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует ислам  на возвращение к своим истокам, первоначальному духовно-культурному  состоянию. Это реформаторское направление  называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма  сопряжена с модернизаторскими  тенденциями в исламе. В отличие  от салафитов, исламские модернизаторы  как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов с западной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-технических достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

    Ислам, возникший в доисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере  распространения арабо-мусульманской  культуры на Северном Кавказе выявляются особенности преломления универсальных  ценностей ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской  культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная часть этнической культуры, более укорененная, чем  базовые принципы ислама. На эту  особенность взаимоотношения между  ядром и периферией в арабо-мусульманской  культуре обращается внимание в исследованиях  Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

    Особую  ценность в арабо-мусульманской  культуре имеют такие труды, как  «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати... Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница  благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного  Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные  культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические  и духовно-нравственные аспекты  суфийской культуры

4. Философия арабо-мусульманского  Востока

    Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской  культуре стала философия, которая  развивалась в обстановке глубокого  уважения к книжной мудрости и  знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной  переводческой деятельности, одним  из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских  и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило  проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический  характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская  философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости  всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной  из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения  Множества в Единое и присутствие  Единого в Множественном. Все  эти принципы применялись также  в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.

Информация о работе Мусульманская культура