ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ
И ПРАВА
Заочный
факультет
Кафедра
философии, истории и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: «Культорология»
на
тему: Мусульманская культура
Вариант
№8
|
Выполнила:студентка
I курса
Специальности:«Налоги
и налогообложения»
|
Тюмень
2010 г.
План
работы
1. Возникновение
ислама
2. Коран. Основные
направления в исламе
3. Ислам как
фундамент арабо-мусульманской культуры.
Мусульманское вероучение
4. Философия
арабо-мусульманского Востока
5. Халифат. Распад
халифата
6. Исламская
словесность. Художественная культура
Востока
7. Новое возрождение
культуры арабо-мусульманского Востока
8. Единые и
отличительные признаки мусульманства
и христианства
Введение
Арабо-мусульманская
культура как единство многообразия
обладает своими потенциями и изъянами,
составляет культурное своеобразие, занимая
соответствующее место в общемировой
цивилизации. Арабо-мусульманская культура
- культура, определившаяся в своих
характерных чертах в VII - XIII вв. и
получившая свое первоначальное развитие
на Ближнем Востоке на обширной,
населенной разными народами Арабского
халифата и объединенная теократической
государственностью, мусульманской
религией и арабским языком, основным
языком науки, философии и литературы.
Сам термин «арабская культура»
имеет собирательный, а не буквальный
характер, т.к уже при династии
Аббасидов (750 - 1055) в ее создании участвовали
не только арабы, но другие подданные Халифата:
иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и
т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие
собственно арабской культуры и культурных
доисламских традиций других народов.
В частности, это проявилось в том, что
в среде «восточных иранцев» (таджиков)
и «западных иранцев» (персов) в благоприятных
условиях становления независимого от
Арабского халифата восточно-иранского
государства Саманидов (887 - 999) со столицей
в Бухаре сформировалась персидско-таджикская
литература на языке фарси, в рамках которой
к XII в. будет создана классическая традиция
восточной поэзии и прозы.
Изучение
арабо-мусульманской культуры как
целостного социокультурного феномена
со всей своей структурой, ядром
и периферией - всегда актуальная исследовательская
задача, вызывающая пристальный интерес
как отечественных, так и западных
историков, политологов, социологов, культурологов,
философов.
1.
Возникновение ислама
До
того как в Аравии появились первые
мусульмане, там уже были приверженцы
монотеистических религий. Наиболее ранней
из них был иудаизм, который исповедовали
еврейские эмигранты из Римской
империи, населявшие города Йемена, оазисы
Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он
даже был объявлен государственной
религией, но, как и христианство,
распространившееся в Аравии несколько
позже, иудаизм не был принят арабами
в качестве господствующей религий.
И все же в Аравии были стихийные
монотеисты, схожие с древними пророками
Палестины, ханифы. Они не принимали
полностью ни иудаизма, ни христианства,
хотя и испытали на себе их влияние.
В их проповедях звучали призывы
к аскетизму, к отказу от идолопоклонства,
к признанию единого Бога, с
которым иногда отождествлялся доисламский
Аллах, пророчества о конце света и страшном
суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства,
но они неясно сознавали, в какой мере
их идеи согласуются с древними обычаями.
Вопрос о новизне религии имеет принципиальное
значение только для исповедующих ее,
а для ученого-исследователя данный вопрос
может быть решен лишь в связи с тем влиянием,
которое она оказывает на народы.
2.
Коран. Основные
направления в
исламе
Отличительной
особенностью богатой арабо-мусульманской
культуры было то, что ее органической
основой стали Коран и философия,
получившая здесь всестороннее развитие
раньше, чем в Западной Европе. Ислам
превратился в одну из мировых
религий, способствуя созданию общности
народов и культуры на обширной территории
Халифата. Возникновение и распространение
ислама сопровождалось появлением Корана,
священной книги проповедей пророка
Мухаммеда (ок. 570 - 632), и изучение текста
Корана стало основой образованности,
религиозно-этического воспитания, обрядовой
и повседневной жизни каждого
мусульманина.
Главной
особенностью исламского мировоззрения
явилась идея о неразделимости религиозного
и светского, священного и земного
начал, и ислам не стремился, в
отличие от христианства, выработать
такие особые институты, как церковь
или Вселенские соборы, призванные
официально утверждать догматы и руководить
жизнью людей наряду с государством. Коран
имел всеобъемлющее общекультурное значение:
он способствовал формированию и распространению
арабского языка, письменности, различных
жанров литературы и богословия, оказывал
влияние на развитие философии, эпизоды
из Корана стали основой для сюжетов и
образов персоязычной и тюркоязычной
литературы классической эпохи. Коран
явился фактором западно-восточного культурного
взаимодействия, примерами чего может
служить «Западно-восточный диван» (1819)
немецкого писателя эпохи Просвещения
И.В Гете, а также «Подражание Корану»
(1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного
философа XIXв Вл. Соловьева принадлежит
очерк «Магомет, его жизнь и религиозное
учение» (1896).
Исламская
религиозность содержала в себе
отдельные положения, которые могли
иметь различное философское
значение и толкование. Таким образом,
в исламе появились отдельные
направления: во 2-й пол. VII в. - шиизм,
во 2-й пол. VIII в. - исмаилизм, в X в. - суннизм.
Особое место среди них занял
возникший в конце VIII в. суфизм, породивший
обширную философскую и художественную
литературу и оказавший существенное
влияние на всю духовную культуру
мусульманского Востока вплоть до современности.
Суфизм (или исламский мистицизм),
определяемый в самых общих чертах
как мистико-аскетическое течение
в исламе, представляется субкультурным
компонентом арабо-мусульманской
культуры. Суфийский компонент отражает
значительную часть морально-эстетической
системы мусульманской цивилизации.
Общественные, моральные идеалы суфизма
напрямую связаны с социальной справедливостью,
всеобщим равенством и братством
людей, неприятием зла, совестливостью,
утверждением добра, любви и т.д.
Для
многих мусульманских народов суфизм
- неотъемлемая часть их духовных культур,
отражающая внутреннее эзотерическое
состояние верующего. Суфизм причастен
к освоению культурных ценностей
доисламских цивилизаций, в значительной
мере воспринятых исламом. Философские,
этические и эстетические проблемы, заимствованные
мусульманскими мыслители из античной
культуры, перерабатывались через призму
интеллектуальных поисков суфизма, что
формировало общемусульманскую мыслительную
культуру. На этом основании Г.Э. фон Грюнебаум
утверждает, что мусульманская цивилизация
в культурном и социальном отношении является
одной из ветвей «развития античного и
эллинистического наследия», а главной
ветвью этого развития он считает Византию.
Таким образом, суфизм является составной
частью арабо-мусульманской культуры.
Мусульмане,
по меньшей мере, являются обитателями
двух культурных сфер. Первая из них
позволяет им осознать свою принадлежность
к нации или местной этнической
группе, а вторая служит источником
религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный
контекст и ислам тесно взаимосвязаны
и прошли в своем развитии длительный
этап сосуществования и аккультурации.
3.
Ислам как фундамент
арабо-мусульманской
культуры
Ислам
как тотальная система регуляции
составляет фундамент арабо-мусульманской
культуры. Основополагающие принципы
этой религии формируют новый
культурно-исторический тип, придающий
ему общечеловеческий характер. Приобретя
широкий размах, этот тип культуры
охватывает многие народы мира с их
многообразными этнокультурными системами,
определяя их поведение и образ
жизни. Опираясь на исламские доктринальные
положения и социально-философские
концепции, местные и региональные
этнокультуры вбирали в себя черты
универсализма, приобретали целостное
видение мира.
В
самом исламе сегодня существуют
две парадигмы, связанные с реформаторством
и определяющие его развитие. Первая
парадигма ориентирует ислам
на возвращение к своим истокам,
первоначальному духовно-культурному
состоянию. Это реформаторское направление
называется салафизмом и его сторонники
- противники западных веяний на общественное
и духовное состояние мусульманского
социума. Вторая реформаторская парадигма
сопряжена с модернизаторскими
тенденциями в исламе. В отличие
от салафитов, исламские модернизаторы
как сторонники возрождения ислама,
социокультурного его расцвета признают
необходимость активных контактов с западной
цивилизацией, обосновывая важность заимствования
научно-технических достижений и образования
современного мусульманского общества,
построенного на рациональных основаниях.
Ислам,
возникший в доисламской аравийской
культуре, взаимодействуя с инокультурными
традициями, расширял границы своего
культурного поля. На конкретном примере
распространения арабо-мусульманской
культуры на Северном Кавказе выявляются
особенности преломления универсальных
ценностей ислама. В качестве ядра
региональной арабо-мусульманской
культуры на Северном Кавказе оформилась
сакрализованная часть этнической
культуры, более укорененная, чем
базовые принципы ислама. На эту
особенность взаимоотношения между
ядром и периферией в арабо-мусульманской
культуре обращается внимание в исследованиях
Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху,
В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.
Особую
ценность в арабо-мусульманской
культуре имеют такие труды, как
«Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик»
(«Базилик истин и сад тонкостей»),
«Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат
макалати... Кунта-шейх» («Речи и высказывания
шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул
адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница
благодатных знаний», принадлежавших
суфийским мыслителям Северного
Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину
Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому,
Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому,
Сайду Черкейскому. Эти местные
культурные памятники, будучи религиозно-философскими
произведениями, раскрывают мистические
и духовно-нравственные аспекты
суфийской культуры
4.
Философия арабо-мусульманского
Востока
Важнейшим
явлением и фактором духовной жизни,
высшим ее выражением в арабо-мусульманской
культуре стала философия, которая
развивалась в обстановке глубокого
уважения к книжной мудрости и
знаниям. Философия арабо-мусульманского
Востока зарождалась на основе интенсивной
переводческой деятельности, одним
из знаменитых центров которой стал
Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна
(818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая
библиотека, содержавшая тысячи рукописных
книг на греческом, арабском, персидском,
сирийском и других языках. К концу
IX в. в арабоязычном мире были известны
большинство главных философских
и научных произведений античности,
и в частности, Аристотеля и Платона.
Это привело к тому, что именно
через арабский Восток происходило
проникновение античного наследия
в Западную Европу, что, начиная с
XII в., приобрело систематический
характер. Ведущими фигурами арабской
философской школы стали Аль-Фараби
(870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037),
Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская
философская мысль основывалась
на идее космизма, всеобщей зависимости
всех земных дел и явлений от процессов,
происходящих в небесных сферах. Одной
из доминирующих стала идея об исходе
Множества из Единого, возвращения
Множества в Единое и присутствие
Единого в Множественном. Все
эти принципы применялись также
в жизни отдельного человека, изучению
его души и тела. Недаром термином
«философия» объединялся практически
весь комплекс знаний о человеке, общественных
процессах и устройстве мироздания.