Морфология культуры. Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:48, реферат

Описание работы

Существует множество типов культуры, реализовавшихся в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Но можно обнаружить и общие черты, типичные для всех культур, являющиеся составными компонентами такого понятия, как “структура культуры”. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Таких компонентов можно насчитать не один десяток.

Работа содержит 1 файл

Морфология культуры.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Морфология культуры. Культура и цивилизация.

Существует  множество типов культуры, реализовавшихся  в человеческой истории. Каждая культура неповторима, и у каждой культуры есть свои особенности. Но можно обнаружить и  общие черты, типичные для всех культур, являющиеся составными компонентами такого понятия, как “структура культуры”. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Таких компонентов можно насчитать не один десяток. Часто звучат такие привычные словосочетания, как национальная культура, мировая культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т.д.  Морфология культуры предполагает изучение всевозможных  вариаций культурных форм  и артефактов в зависимости от их исторического, географического и социального распределения.

          Для культурологии крайне существенны такие структурные подвиды, как материальная культура и духовная культура. Эти два существеннейшие звена структуры культуры часто воспринимаются как антиподы.

Материальная  культура, которую обычно определяют как культуру быта и труда,  казалось бы, связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности  человечества, в котором она призвана.

Духовная  культура, – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, – несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных  запросов человечества – миссия гораздо более возвышенная и существенная. Отнюдь не случайный характер имеет изречение Иисуса Христа: “Не хлебом единым жив человек”. Человек сохраняет способность дерзать и творить, проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, только руководствуясь потребностями души. Но справедливости ради, нужно заметить, что нередко материальное и духовное выступают рука об руку. Для того чтобы воплотить в жизнь чисто художественные или интеллектуальные задачи, часто необходима весьма существенная материальная, техническая база. Это относится и к созданию художественных фильмов, и к доказательству научных гипотез, и к воплощению в жизнь великолепных архитектурных замыслов. Но поскольку во всех перечисленных случаях основой является начало духовное,  то и духовную культуру в целом справедливо считать доминантой структуры культуры. В доказательство перечислим некоторые из наиболее существенных форм духовной культуры: религия, искусство, философия, наука (по Гегелю, “теоретическая душа культуры”).

Можно по-разному оценивать те или иные формы культуры, видеть различные достоинства в культуре территориальных и национальных образований, но  степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека, а также теми  возможностями, которые она в состоянии предоставить для творческой самореализации человека как личности.

Структура культуры различными учёными рассматривается                  по-разному. Так, американский культуролог Л. Уайт усматривает наличие в ней таких подсистем, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура.  Советский культуролог Э.А. Орлова выделяет в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный. Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная. К обыденному  уровню относится  домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика. Перечень примеров своеобразного толкования структуры можно продолжить, что, несомненно, является доказательством неоднозначности и многоуровневости культуры как понятия.

Следует обратить внимания и на основные функции, которые  выполняет культура жизни человеческого  сообщества.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Другой ведущей  функцией является познавательная (гносеологическая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, накапливает богатейшие знания о мире и, тем самым, создаёт благоприятные возможности для их освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и оценки.

Семиотическая, или знаковая функция – важнейшая  в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая функция  способствует формированию у человека вполне определенных потребностей и ориентаций. По их уровню и качеству люди чаще всего судят об уровне культуры того или иного человека.

Существенное  место в теории культуры занимает вопрос о соотношении понятий  культура и цивилизация. Понятие  “цивилизация” появилось ещё в античности для отражения качественного отличия древнеримского общества от варварского окружения, но, как установил французский языковед Э. Бенвенист, в европейских языках слово цивилизация  укоренилось в период с 1757 по 1772 гг.  Оно тесно связывалось с новым образом жизни, сущностью которого были урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. Именно тогда сложилось актуальное до сих пор понимание цивилизации как определенной формы состояния культуры, межэтнической культурно-исторической общности людей, имеющих общий язык, политическую независимость и сложившиеся, развитые формы социальной организации. Однако до настоящего времени не выработано единого взгляда на соотношение понятий культура и цивилизация. Трактовки разнятся от их полной идентификации до категорического противопоставления. Философы эпохи Просвещения, как правило, настаивали на неразрывной позитивной  связи этих понятий: только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация соответственно является показателем  культурной  развитости и состоятельности. Исключением был,  пожалуй, лишь Жан-Жак Руссо. Хорошо известен выдвинутый им призыв: “Назад к природе!”.    Руссо не только в цивилизации, но и в самой культуре находил  немало негативного, искажающего природу человека. Цивилизованному человеку XVIII века он противопоставлял “естественного человека”, живущего в гармонии с миром и с самим собой. Идеи Руссо нашли сторонников среди романтиков. На рубеже  XVIII-XIX вв. противоречия, имевшиеся между культурой и цивилизацией, стали очевидны для многих: культура легко превращается в свою противоположность, если в ней начинает преобладать материально-вещественное, массовое, количественное начало.

Для немецкого  философа-культуролога О. Шпенглера  вступление в фазу цивилизации предопределяет смерть культуры, которая неспособна гармонично развиваться в условиях механистичности и искусственности цивилизации. Американский этнограф Р. Редфилд полагал, что культура и цивилизация – совершенно самостоятельные сферы человеческого бытия: культура – неотъемлемая часть  жизни всех, даже самых маленьких и неразвитых сообществ людей, самых простых “народных сообществ”, а цивилизация – сумма приобретённых навыков людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Русский учёный Н. Данилевский сформулировал законы перерастания культуры в цивилизацию, не усматривая в этих двух фазах саморазвития человечества особых противоречий.  Его соотечественник Н. Бердяев в работе “Воля к жизни  и воля к культуре” резко дифференцирует эти понятия: “Культура есть живой процесс, живая судьба народов. Во всяком сложившемся историческом типе культуры обнаруживается срыв, спуск, неотвратимый переход в такое состояние, которое не может уже быть наименовано культурой... Культура бескорыстна в своих высших достижениях, цивилизация же всегда заинтересована… Когда просвещенный разум сметает духовные препятствия для использования жизни и наслаждения жизнью, …тогда кончается культура и начинается цивилизация…”. Перечень примеров, отражающих сложную взаимосвязь  понятий культура и цивилизация, можно продолжить, но и приведённых выше примеров вполне достаточно, чтобы понять сколь разнообразно отношение к этой проблеме. “Культура и цивилизация – не одно и то же ... Культура благородного происхождения ... В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь... В ней даны не последние достижения бытия, а лишь символические его знаки... Цивилизация не имеет такого благородного происхождения... Её происхождение мирское. Она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа... Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия”, – отмечает Бердяев. Коротко и точно высказал своё мнение о культуре и цивилизации замечательный русский писатель М. Пришвин: “Культура – это связь людей, цивилизация – это сила вещей”.

 

Информация о работе Морфология культуры. Культура и цивилизация