Моральная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

. Моральная культура — сторона, аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых во-площены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире, производстве человека как живого существа и социального субъек-та.

Работа содержит 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

1. Моральная культурасторона, аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире, производстве человека как живого существа и социального субъекта.

      Культура  — это результат, условия и  процесс становления человека как  родового существа. Она включает:

  • уже созданные предметы и духовные ценности;
  • способы производства и освоения духовного и предметного мира;
  • субъектов и носителей культуры с их способностями жить в культуре, наследовать и обновлять ее.

2. Моральное  сознание как явление культуры  воплощается в разумно обоснованных нормах и ценностях, в прозрачности их содержания, значительной вариативности и терпимости одобряемых образов жизни, облика личности и моральных решений. Общей основой различных проявлений морального сознания являются мировоззренческие идеи о сущности человека, его назначении и месте в мире.

Моральная культура личности обнаруживается так  же, как культура поступка: мотива, соответствующего понятиям о добре и зле, справедливости, достоинства человека и конкретизирующим понятия нормам; соответствие средства мотиву, предвидение ценности результата, ответственности за последствия.

3. Моральная культура личности как ее деятельная способность может существовать на различных уровнях:

  • первый уровень — это ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков по привычке, автоматически;
  • второй уровень моральной культуры — это реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением, соревнованием, чувствами гордости и стыда, страхом перед осуждением и позором;
  • только третий уровень морального развития личности — уровень саморегуляции, опоры на совесть и моральные потребности — являются показателем собственно моральной культуры.

      Моральная культура составляет “срез” культуры в целом, всех ее сторон и проявлений, предлагая нормативно-ценностную ориентацию отношения индивидов и социальных групп ко всем сторонам своей жизнедеятельности. Но она не только сторона культуры, но ее ценностная основа.

      Моральную культуру можно определить как достигнутый  обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях социальных субъектов, ориентации отношения к человеку как цели и самоценности.

      Моральная культура — явление целостное, системное, многоуровневое. В ней сплетены культура общества и индивидов, культура морального сознания и поведения.

      Моральная культура личности воплощается в  отношениях ее с другими людьми, когда личность руководствуется  общечеловечески значимой системой понятий, ценностей и норм.

      Моральная культура общества определяется моральной культурой индивидов, тем, насколько велика масса окультуренных индивидов. Моральная культура индивидов оказывает воздействие на всю сферу социальных отношений, стимулируя их воспроизводство либо ставя вопрос о необходимости их изменения в случае несоответствия моральным критериям.

      Моральная культура общества тем развитее, тем  гуманнее, чем более адекватно  в ней выражена потребность в  очеловечивании, гуманизации общественной системы в целом, составляющей культурное пространство бытия человека.

      Ее  важнейший показатель — то, насколько индивид, действующий в соответствии с моральными критериями, может в то же время эффективно действовать в плане достижения практических, прагматических целей.

4. История  XX века полна неразрешимых загадок  и необъяснимых, парадоксальных противоречий. Демографический "взрыв", мировые войны, массовые голодовки, быстрый рост преступности и нищеты, экологическая и духовная деградация органически сочетались в это время с формированием и укреплением единого мирового хозяйства, всемирного рынка, модернизацией  всех  сторон  социально-экономической  и политической жизни человечества, ликвидацией массовой безграмотности. расцветом среднего н высшего образования, успехами науки, техники. достижениями НТР, становлением демократических, правовых отношении. созданием    постиндустриального,   информационного    общества. Интернационализация, глобализация и радикальное обновление мировых проблем и отношении способствовали подъему реформаторских н революционных сил и настроений, наступлению космической эры в истории   человечества,   поставили   его   перед  выбором   между необходимостью дальнейшего  духовного,  соииалыю-экономичекого совершенствования и возможностью термоядерно-экологической гибели и вырождения.

5. Говоря о своеобразных чертах современного культурного прогресса человеческого общества, составляющих и определяющих сердцевину, основу всего исторического процесса, можно отметить, что XX век - самый динамичный, богатый и разнообразный период развития всемирной культуры за всю историю человечества. В это время происходит распространение   всеобщей   грамотности   населения,   ликвидация неграмотности в Европе, Америке, Японии, Китае, Австралии к Новой Зеландии. Очаги массового невежества сохранились сегодня лишь в странах "третьего мира". Неграмотное взрослое население и дети, не имеющие возможности посещать школу, составляют сегодня примерно 1/6 населения всей Земли. Кроме того, в наиболее развитых странах нашей планеты утвердилось среднее и даже всеобщее высшее образование.

      Потребности современного производства привели  также к тому, что элитные в XIX веке профессии (ученые, писатели, художники, врачи и т.п.) становятся массовыми. Сегодня, например, в России, других развитых странах, численность научных работников превышает количество всей интеллигенции, всех лиц с высшим образованием в конце XIX - начале XX века. Недаром XX столетие называют веком образования.

6. Образование  сегодня стало делом большой  политики. В этом отношении весьма  показательна программа "Национальные цели просвещения'', разработанная в 1990 году Министерством просвещения США. В ней провозглашалось: "Образование является основным показателем качества нашей жизни: оно является сердцевиной нашего экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире XXI века.

Ценность  и важность всемерного развития всей системы народного образования и науки сегодня осознают и в Китае, и в Японии, и в Европе, и многих других местах нашей планеты. Об этом свидетельствуют финансовые затраты и усилия, предпринимаемые правительствами различных стран. Образование в XX в. превратилось в одну из важнейших отраслей человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают. В настоящее время в развитых странах в эту область вкладывается 5-8 % валового национального продукта. Печальным "исключением" из этого правила являются лишь некоторые страны "третьего мира" и современная Россия. В нашей стране на нужды образования тратится лишь 0,5 % ВНП.

      В отличие от прошлых веков "высшая" культура в наши дни стала достоянием широких народных масс. Благодаря успехам науки и техники, всемерному развитию средств коммуникации всем трудящимся стали доступны книги, журналы, газеты, радио, кино, телевидение, музеи, библиотеки, театры, выставки, другие культурно - массовые достижения и учреждения. 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Елисеев А.Л. Культурология: Учебное пособие/А.Л. Елисеев, Е.А. Тюрин/Под общ. ред. проф. Коренева Л.П.– Орел: ОрелГТУ, 2004.– 101 с.

Информация о работе Моральная культура