Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:19, реферат
Мораль – это особая внебиологическая культурно-нормативная форма регуляции межчеловеческих отношений. Человечество выработало множество способов освоения действительности: практический, ценностный, научный. Однако только мораль утверждает в обществе подлинно человеческие отношения, делает мир добрее и гуманнее.
I. Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов. 3-5.
II. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие. 6-10.
III. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке. 11-13.
VI. Список литературы. 14.
I. Понятие
морали. Самодостаточность и универсальность
моральных принципов.
II. Моральный
выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм,
агрессивность, лицемерие.
III. Проблема нравственного
прогресса. Нравственное сознание в XX
веке.
VI. Список литературы.
I.
Понятие морали. Самодостаточность
и универсальность
моральных
принципов.
Мораль – это особая внебиологическая культурно-нормативная форма регуляции межчеловеческих отношений. Человечество выработало множество способов освоения действительности: практический, ценностный, научный. Однако только мораль утверждает в обществе подлинно человеческие отношения, делает мир добрее и гуманнее.
Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.
Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.
Нравственное
сознание пронизывает все сферы
деятельности человека. Можно выделить
профессиональную мораль, бытовую мораль
и мораль семейную. При этом моральные
требования имеют идейную основу, они
связаны с пониманием того, как человек
должен себя вести. Нравственное поведение
должно соответствовать соответствующим
идеалам и принципам, при этом большое
значение здесь имеют понятия добра и
зла, чести и достоинства.
Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.
Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.
Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.
Выполнение требований Морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.
Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.
Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью
В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований морали общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, «...которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества» (там же).
Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает своими особенностями.
Для коммунистической
нравственности характерны последовательное
осуществление принципа равенства
и сотрудничества между людьми и
народами, коллективизм, уважение к
человеку во всех сферах его общественных
и личных проявлений на основе того принципа,
что «...свободное развитие каждого является
условием свободного развития всех» .
Поскольку коммунистической морали чуждо
рассмотрение общества и индивидуальной
жизни как внешних средств одного по отношению
к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом
единстве, постольку для неё неприемлемы
характерные для буржуазной морали жертвы
одним нравственным принципом ради другого
(например, жертва честностью ради выгоды,
достижение целей одних ценой ущемления
интересов других, компромиссы политики
и совести). Она является высшей формой гуманизма.
II. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.
Моральный
выбор - акт моральной деятельности,
выражающийся в сознательном предпочтении
определенной линии поведения или конкретного
варианта поступка, когда человек самостоятельно
должен принять моральное решение в пользу
одного из них и нередко вопреки др. (Конфликт
моральный). Субъектом В. м. может быть:
индивид, принимающий решение о поступке;
коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений
своих членов; класс, стремящийся изменить
или сохранить существующую социально-политическую
систему; общество в целом Индивидуальный
В. м. воплощает в себе существенные черты
моральных предпочтений группы, коллектива,
класса и всего общества. В м. отражает
степень нравственной свободы личности
и общества, суть которой выразил Ф. Энгельс,
говоря о способности принимать решения
со знанием дела. Предпочтение одного
поступка др. обязывает соотнести В. м
с обстоятельствами, слить целесообразность
с моральной принципиальностью, выбрать
необходимые средства (Цели и средства),
обеспечивающие достижение цели и органическое
единство мотива и последствий. Особенно
отчетливо В. м. проявляется в конфликтной
ситуации, когда сталкиваются между собой
интересы личности и общества (личная
склонность и долг), собственные и чужие
интересы (соображения эгоизма и альтруизма),
или же вступают в противоречие различные
моральные требования (напр., когда выполнение
обязательства может причинить ущерб
обществу или отдельным лицам, когда требование
благодарности влечет за собой нарушение
принципиальности и т. п.). Конфликтные
ситуации и необходимость В. м. возникают
при столкновении различных ценностей
и норм, обусловленных социальными противоречиями,
несогласованностью разных обязанностей,
непродуманными действиями отдельных
лиц или случайными обстоятельствами.
Моральные требования, предъявляемые
к лицу, находящемуся в ситуации выбора,
предполагают учет последствий принимаемого
решения и повелевают предпочесть выбор,
имеющий результатом минимум зла и максимум
добра Коммунистическая нравственность
требует, чтобы В. м. совершался по внутреннему
убеждению (Убежденность, Совесть), а не
просто по указаниям др. лиц, осуждает
стремление избежать личной ответственности,
пытается оправдать свои поступки ссылками
на чей-либо авторитет, на официальное
распоряжение, принуждение окружающих
или на то, что «так поступают другие».
В то же время само личное убеждение, являющееся
основой того или иного В. м., должно соответствовать
общим требованиям коммунистической нравственности.
Марксистско-ленинская этика отвергает
индивидуалистическую точку зрения.
экзистенциализма, который придает значение
не моральному содержанию выбранного
поступка, а лишь самостоятельности самого
В. м., «аутентичности» действия, совершаемого
без учета общественных норм.
Агрессивность - поведение и действие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия — реакция на негативные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это — устойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.
В момент фрустрации
агрессивный импульс направлен,
в общем виде, на источник этой фрустрации.
Этот импульс усиливается с увеличением
фрустрации или ужесточением барьера.
Однако не все люди реагируют агрессивно:
для этого нужна первичная склонность
к деструкции или некоторая инфантильность
психики.
Основные разновидности агрессии:
1. Прямая
агрессия – как правило,
2. Косвенная
(смещенная) агрессия –
3. Вымещение
– защитный механизм, направляющий
негативную эмоциональную
Например, людей, на которых направлено действие механизма вымещения, в народе называют "козлами отпущения". Обычно это люди, которые слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.
Механизм вымещения отражен в одной из картин Битсрупа – босс пришел в плохом настроении в контору и как следствие этого "сорвал" его, отругав заместителя, заместитель – клерка, клерк – рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.
Эта форма психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений и ее профилактика может заключаться в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.
4. Пассивная
агрессия. В этом случае субъект
объединяет себя с внешним
агрессором и "принимает на
себя" его роль. Пример этой разновидности
агрессии – измена, предательство или
"потакание" жестокостям другого.
Нарциссизм
— форма выражения эгоистического начала
в человеке, связанная с самолюбованием,
с завышенной самооценкой своих физических,
интеллектуальных данных и творческих
возможностей. По древнегреческой мифологии
Нарциссу с детства была уготована долгая
жизнь, если он никогда не увидит своего
лица. Однажды он заглянул в воду и, увидев
свое отражение, влюбился в себя и умер
от этой любви. На месте его гибели вырос
цветок. Имя Нарцисса стало нарицательным.
Лицемерие
— отрицательное моральное качество,
суть которого состоит в том, что заведомо
безнравственное действие, совершаемое
в эгоистических целях, по низменным мотивам,
трактуется как моральное. Лицемерие порождает
вероломство, клевету, хамство.
III. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке.
В
XX веке усиливается
общечеловеческое
начало в нравственности. Экономика, политика,
торговля, средства коммуникации настолько
прочно связали все части света между
собой, что народы все в большей мере осознает
свое единство. У человечества единая
моральная история и каждый народ вносит
свой вклад в общее нравственное развитие.
На протяжении
истории мораль всегда была главным
условием социализации личности, выводя
ее за пределы чисто природной значимости.
Проблемы нравственного прогресса и его
критерии расположены на стыке различных
наук: истории и этики, этнографии и социологии,
психологии и истории права, истории искусства
и эстетики и т. д. Здесь важно и описание
нравственного развития, как отдельных
народов, так и всемирного развития общества.
Объективные показатели нравственного
прогресса, определение его общеисторического
критерия, исследование эволюции нравственности
в масштабе всемирной истории показывают,
что существуют реальные подходы для ответа
на этот вопрос. История развития нравов
показывает, что даже первые нравственные
понятия — добро и зло — крайне «молоды»
в словарном запасе первобытных племен.
С другой стороны, некий порядок бытия
в племени выступал, прежде всего, как
естественно трудовое требование, подчеркивая,
что правила выражают естественно-необходимые
потребности производства, границы жизни
и смерти, которые не нуждаются в особом
нравственном обосновании. Например, инициации
(обряды посвящения), распределение пищи,
половозрастные отношения и т.п.. Таким
образом, «самоочевидность» нравственных
предписаний и непосредственность, «интуитивность»
в определении добра и зла возникли из
их многократного употребления. Критерий
прогрессивности этого процесса вначале
слит непосредственно с общесоциальными
показателями. Лишь с развитием относительной
самостоятельности нравственности появлялись
и относительно самостоятельные исторические
признаки прогрессивности этого движения.
История этических учений свидетельствует,
что нравственный прогресс в обществе
всегда был связан с соответствующими
социальными условиями. В истории развития
морали, как и в истории развития самого
общества не было прямой восходящей линии.
Изучение взаимосвязи морали и состояния
общества свидетельствует, что ее падение
наблюдалось в периоды упадка и духовных
кризисов самого общества. Особенно это
характерно для периодов перехода от одного
общественного строя к другому. История
также свидетельствует, что у человечества
никогда не было «золотого века», но был
медленный прогресс в развитии морального
самосознания личности, появлении новых
моральных достоинств, расширении свободы
выбора и борьбы мотивов, возрастании
роли личного общения и др. Но этот прогресс
сопровождался и появлением новых нравственных
пороков по сравнению с предыдущими (в
настоящее время, например, коррупция,
массовая депрессия, наркомания, распространение
мафиозных структур и др.). Поэтому нравственный
прогресс – это не прямая абстрактная
линия, а постепенные и противоречивые
шаги в регулировании отношений между
людьми на основе морали. Каждый новый
этап в развитии морали достигался через
борьбу добра и зла, ответственности и
безответственности, позитивных и негативных
тенденций. Нравственное развитие человечества
— постепенное восхождение к новым духовным
вершинам. Носителями морального прогресса
всегда являлись передовые классы и слои
общества (в Новое время — буржуазия, затем
рабочий класс; в настоящее время — новый
средний класс). Чем более эгоистичны,
архаичны и ограничены интересы класса,
находящегося у власти, тем больше они
противоречат объективному ходу истории,
духовному прогрессу и тем в большей степени
в интересах всего общества необходимо
их скорейшее преодоление. При этом надо
иметь в виду, что новое в морали появляется
как исключение из правила, как единичное.
Постепенно оно становится из единичного
особенным, а затем из особенного — всеобщим.
О. Уайльд парадоксально заметил: «непокорность
— основная добродетель человека, ибо
благодаря ей стал возможен прогресс».
Прогресс нравов отражает не только требования
социально-экономического развития, но
и активное отношение субъекта истории
к своей деятельности. Рост влияния морали,
совершенствование нравственного самосознания,
расширение возможностей для морального
выбора — все эти черты нравственного
прогресса говорят о развитии индивидуа.
Информация о работе Мораль как гуманистическое основание культуры