Мораль как гуманистическое основание культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:19, реферат

Описание работы

Мораль – это особая внебиологическая культурно-нормативная форма регуляции межчеловеческих отношений. Человечество выработало множество способов освоения действительности: практический, ценностный, научный. Однако только мораль утверждает в обществе подлинно человеческие отношения, делает мир добрее и гуманнее.

Содержание

I. Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов. 3-5.
II. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие. 6-10.
III. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке. 11-13.
VI. Список литературы. 14.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

                                             Содержание. 

I. Понятие морали. Самодостаточность и универсальность моральных принципов.                                                       3-5.                              

II. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.                         6-10. 

III. Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке.                                                         11-13.

VI. Список литературы.                                                        14. 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Понятие морали. Самодостаточность и    универсальность   моральных    принципов. 
 

  Мораль – это особая  внебиологическая культурно-нормативная форма  регуляции межчеловеческих  отношений. Человечество выработало множество способов освоения действительности: практический,  ценностный, научный. Однако только мораль утверждает в обществе подлинно человеческие отношения, делает мир  добрее и гуманнее.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала  как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения  человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное  сознание пронизывает все сферы  деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. 

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.

Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.  

Моральные нормы осуществляются практически  и воспроизводятся повседневно  силой массовых привычек, велений  и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Выполнение  требований Морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.

 Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью  

 В  доклассовом и раннеклассовом  обществе впервые осознаётся  неполное соответствие и даже  противоположность требований морали общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, «...которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества» (там же). 

 Каждая из господствовавших систем нравственности также обладает своими особенностями.     

Для коммунистической нравственности характерны последовательное осуществление принципа равенства  и сотрудничества между людьми и  народами, коллективизм, уважение к  человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что «...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» . Поскольку коммунистической морали чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для неё неприемлемы характерные для буржуазной морали жертвы одним нравственным принципом ради другого (например, жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма 
 

II. Моральный выбор. Негативные архетипы морали: нарциссизм, агрессивность, лицемерие.

Моральный выбор - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки др. (Конфликт моральный). Субъектом В. м. может быть: индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; общество в целом Индивидуальный В. м. воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений группы, коллектива, класса и всего общества. В м. отражает степень нравственной свободы личности и общества, суть которой выразил Ф. Энгельс, говоря о способности принимать решения со знанием дела. Предпочтение одного поступка др. обязывает соотнести В. м с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, выбрать необходимые средства (Цели и средства), обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо В. м. проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма), или же вступают в противоречие различные моральные требования (напр., когда выполнение обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.). Конфликтные ситуации и необходимость В. м. возникают при столкновении различных ценностей и норм, обусловленных социальными противоречиями, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть выбор, имеющий результатом минимум зла и максимум добра Коммунистическая нравственность требует, чтобы В. м. совершался по внутреннему убеждению (Убежденность, Совесть), а не просто по указаниям др. лиц, осуждает стремление избежать личной ответственности, пытается оправдать свои поступки ссылками на чей-либо авторитет, на официальное распоряжение, принуждение окружающих или на то, что «так поступают другие». В то же время само личное убеждение, являющееся основой того или иного В. м., должно соответствовать общим требованиям коммунистической нравственности. Марксистско-ленинская этика отвергает индивидуалистическую точку  зрения. экзистенциализма, который придает значение не моральному содержанию выбранного поступка, а лишь самостоятельности самого В. м., «аутентичности» действия, совершаемого без учета общественных норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Агрессивность - поведение и действие, направленное на нанесение физического или морального ущерба, вреда или уничтожения. Агрессия — реакция на негативные обстоятельства, собственную неправоту, неудачи. Это — устойчивая черта субъекта, в которой кроется архетипическое стремление защитить себя. Фрейд имел в виду, в первую очередь, инстинкты агрессивности и эгоизма, говоря о культурных формах их трансформации и канонизации в обществе.

В момент фрустрации агрессивный импульс направлен, в общем виде, на источник этой фрустрации. Этот импульс усиливается с увеличением фрустрации или ужесточением барьера. Однако не все люди реагируют агрессивно: для этого нужна первичная склонность к деструкции или некоторая инфантильность психики.  
 

Основные  разновидности агрессии:

1. Прямая  агрессия – как правило, обращена  на других. Может проявляться  в поведении (нападение, драка,  физическое воздействие, убийство) или в вербальной форме (брань,  унижающие шутки или высказывания, сарказм, грубые замечания). Возможно обращение агрессии на себя (аутоагрессия): самообвинения, глубокое переживание вины, самоубийство, измождение себя голодом, "умерщвление плоти". Эта форма защиты основана на повышенной значимости социальных эталонов (или восприятии их как слишком жестких), на восприятии барьеров как полностью непроходимых или ситуации как абсолютно безысходной.

2. Косвенная  (смещенная) агрессия – направлена  не непосредственно на нежелательный  или неприятный объект (лицо), а  на доступный объект. Этот доступный объект может быть связан с источником фрустрации (или с барьерами), но может и не иметь к ним никакого отношения. Так, человек может просто "вылить" плохое настроение на первое попавшееся лицо. Агрессия может проявляться по отношению к тем, кто не может ответить, к беззащитным, преследуемым; это могут быть слабый человек, покорная жена или национальные меньшинства.

3. Вымещение  – защитный механизм, направляющий  негативную эмоциональную реакцию  не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Этот механизм создает как бы "замкнутый круг" взаимовлияния людей друг на друга.

Например, людей, на которых направлено действие механизма  вымещения, в народе называют "козлами  отпущения". Обычно это люди, которые  слабее, обязаны или зависят от личности, находящейся в психологической защите.

Механизм  вымещения отражен в одной  из картин Битсрупа – босс пришел в  плохом настроении в контору и  как следствие этого "сорвал" его, отругав заместителя, заместитель  – клерка, клерк – рассыльного, рассыльный, выходя из офиса, пнул собаку, собака укусила выходящего в то время из офиса босса.

Эта форма  психологической защиты широко растространена в различного типа взаимоотношений  и ее профилактика может заключаться  в развитии и формировании умений находить компромиссы в конфликте, сохранять консенсус или спокойно отказываться от взаимоотношений с кем-то, если они уже изжиты. В современной психологии и конфликтологии разработаны разнообразные системы превенции, профилактики и разрешения межличностных конфликтов, с помощью которых личность может нейтрализовать, а то и вовсе отказаться от такого защитного механизма как вымещение.

4. Пассивная  агрессия. В этом случае субъект  объединяет себя с внешним  агрессором и "принимает на  себя" его роль. Пример этой разновидности агрессии – измена, предательство или "потакание" жестокостям другого. 
 

Нарциссизм — форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих физических, интеллектуальных данных и творческих возможностей. По древнегреческой мифологии Нарциссу с детства была уготована долгая жизнь, если он никогда не увидит своего лица. Однажды он заглянул в воду и, увидев свое отражение, влюбился в себя и умер от этой любви. На месте его гибели вырос  цветок. Имя Нарцисса стало нарицательным. 

Лицемерие — отрицательное моральное качество, суть которого состоит в том, что заведомо безнравственное действие, совершаемое в эгоистических целях, по низменным мотивам, трактуется как моральное. Лицемерие порождает вероломство, клевету, хамство.  
 
 
 
 

III.  Проблема нравственного прогресса. Нравственное сознание в XX веке.

  В  XX веке усиливается общечеловеческое начало в нравственности. Экономика, политика, торговля, средства коммуникации настолько прочно связали все части света между собой, что народы все в большей мере осознает свое единство. У человечества единая моральная история и каждый народ вносит свой вклад в общее нравственное развитие.  

На протяжении истории мораль всегда была главным  условием социализации личности, выводя ее за пределы чисто природной значимости. Проблемы нравственного прогресса и его критерии расположены на стыке различных наук: истории и этики, этнографии и социологии, психологии и истории права, истории искусства и эстетики и т. д. Здесь важно и описание нравственного развития, как отдельных народов, так и всемирного развития общества. Объективные показатели нравственного прогресса, определение его общеисторического критерия, исследование эволюции нравственности в масштабе всемирной истории показывают, что существуют реальные подходы для ответа на этот вопрос. История развития нравов показывает, что даже первые нравственные понятия — добро и зло — крайне «молоды» в словарном запасе первобытных племен. С другой стороны, некий порядок бытия в племени выступал, прежде всего, как естественно трудовое требование, подчеркивая, что правила выражают естественно-необходимые потребности производства, границы жизни и смерти, которые не нуждаются в особом нравственном обосновании. Например, инициации (обряды посвящения), распределение пищи, половозрастные отношения и т.п.. Таким образом, «самоочевидность» нравственных предписаний и непосредственность, «интуитивность» в определении добра и зла возникли из их многократного употребления. Критерий прогрессивности этого процесса вначале слит непосредственно с общесоциальными показателями. Лишь с развитием относительной самостоятельности нравственности появлялись и относительно самостоятельные исторические признаки прогрессивности этого движения. История этических учений свидетельствует, что нравственный прогресс в обществе всегда был связан с соответствующими социальными условиями. В истории развития морали, как и в истории развития самого общества не было прямой восходящей линии. Изучение взаимосвязи морали и состояния общества свидетельствует, что ее падение наблюдалось в периоды упадка и духовных кризисов самого общества. Особенно это характерно для периодов перехода от одного общественного строя к другому. История также свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но был медленный прогресс в развитии морального самосознания личности, появлении новых моральных достоинств, расширении свободы выбора и борьбы мотивов, возрастании роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождался и появлением новых нравственных пороков по сравнению с предыдущими (в настоящее время, например, коррупция, массовая депрессия, наркомания, распространение мафиозных структур и др.). Поэтому нравственный прогресс – это не прямая абстрактная линия, а постепенные и противоречивые шаги в регулировании отношений между людьми на основе морали. Каждый новый этап в развитии морали достигался через борьбу добра и зла, ответственности и безответственности, позитивных и негативных тенденций. Нравственное развитие человечества — постепенное восхождение к новым духовным вершинам. Носителями морального прогресса всегда являлись передовые классы и слои общества (в Новое время — буржуазия, затем рабочий класс; в настоящее время — новый средний класс). Чем более эгоистичны, архаичны и ограничены интересы класса, находящегося у власти, тем больше они противоречат объективному ходу истории, духовному прогрессу и тем в большей степени в интересах всего общества необходимо их скорейшее преодоление. При этом надо иметь в виду, что новое в морали появляется как исключение из правила, как единичное. Постепенно оно становится из единичного особенным, а затем из особенного — всеобщим. О. Уайльд парадоксально заметил: «непокорность — основная добродетель человека, ибо благодаря ей стал возможен прогресс». Прогресс нравов отражает не только требования социально-экономического развития, но и активное отношение субъекта истории к своей деятельности. Рост влияния морали, совершенствование нравственного самосознания, расширение возможностей для морального выбора — все эти черты нравственного прогресса говорят о развитии индивидуа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Мораль как гуманистическое основание культуры