Модернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 18:07, реферат

Описание работы

Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма. И все же к столь несхожим явлениям, как немецкий экспрессионизм, русский авангард, французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм и прочее – современники применяли одно и то же название. Термин «модернизм» происходит от французского слова «modernizme» (от лат. modernus – новый, современный).

Содержание

1. Введение. Общее понятие модернизма……………………………………...3
2. Основные направления в искусстве модернизма …………..……………....5
2.1 Экспрессионизм ..………………………………………………………..5
2.2 Кубизм…………….……………………………………………………...9
2.3 Абстракционизм …...…………………………………………………….11
2.4 Сюрреализм .………..…………………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………...18
Список использованной литературы ...……………………………………..…19

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      Художественная  концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись. Нет ничего определенного, все искажается, смещается, расплывается. Мир – беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее «Я» и где оно заканчивается, где мир, и что он такое.

      Принцип сюрреалистической поэтики – сверхметафоричность. Метафоричность абсолютизируется сюрреализмом и доводится до неожиданного сопряжения несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно эта поэтика делает мир расплывчато зыбким: предмет, сравниваясь со многими явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и создает образ таинственной реальности.

      Интуитивистская сверхреальная связь с миром  является программой не только художника, но и воспринимающей искусство публики. Интуитивизм – основа творческого метода сюрреализма, утверждающего безграничную свободу воображения художника, неконтролируемость творческого процесса какими-либо логическими началами.  Личность в творчестве движима сексуальными влечениями и воспринимает увиденное сквозь отверстие в тазобедренной кости (так изображен пейзаж на одной из картин С. Дали).

      Литературные  и поэтические опыты сюрреализма  также отличает автоматизм сцепления свободных ассоциаций . Сюрреалистическая поэзия проигрывает отсутствием юмора, самоиронии, напыщенной серьезностью, что, впрочем, не было характерно для сюрреалистического кинематографа.

      В 1926 и 1928 гг. испанские сюрреалисты  – будущий великий художник Сальвадор  Дали и будущий великий режиссер Луис Бунюэль – создали два знаменитых скандальных киношедевра: «Андалузская собака» и «Золотой век». Помимо того, что в этих фильмах представлена обычная для сюрреализма техника свободных ассоциаций, образов бессознательного и т.д., эти фильмы задали особую традицию сюрреалистического киноязыка. Вот знаменитые кадры, предварябщие классические картины Дали: режиссер, разрезающий бритвой глаз героини; рояль, к которому привязана туша быка и два монаха; корова в шикарной спальне; женская волосатая подмышка на губах у мужчины и пр.

      В конце 20-х гг. сюрреализм претерпел кризис. Его лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что сюрреализм – это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и исторического материализма. По-видимому, из этого кризиса сюрреализм вышел именно благодаря тому, что перестал осмыслять себя как чисто идеологическая система и стал уделом таких крупнейших профессионалов, как бельгийский художник Рене Магритт и Сальвадор Дали. Об автоматизме в живописи позднего сюрреализма уже не может идти речь, их произведения имеют четко выраженную композицию. Основная художественная проблема, которую решают поздние сюрреалисты, это проблема соотношения иллюзии и реальности и поиски границ между ними. Таков сюжет большинства картин Магритта. Так, например, на картине «Запрещенное изображение» (1937) запечатлен человек, который стоит спиной к зрителю и смотрится в зеркало, но отражение в зеркале при этом показывает его затылок и спину, то есть то, что он видеть не может и что доступно лишь тому, кто наблюдает за ним.

      Изощренная  техника соединения несоединимого  и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В обществе действуют многие силы, и  красота, искусство – лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда общественно-разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство.

      Высшая  цель искусства – всестороннее развитие социально значимой личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества – через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества – смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу – высшее гуманное назначение искусства. 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М., 1988.
  2. Власов В. Г. Стили в искусстве. – М., 2000.
  3. Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 1993.
  4. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1974.
  5. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.
  6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск, 1996.
  7. Турчинин В. С. В лабиринтах авангарда. – М., 1993.

Информация о работе Модернизм