Многозначность понятия культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 02:42, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то, что слово «культура» в лексиконе практически любого человека, каждый вкладывает в это понятие свой, самый различный смысл. Для кого-то культурой являются исключительно ценности духовной жизни; для кого-то это более узкая характеристика, к которой относятся лишь явления искусства, литературы; для третьих это определенная идеология, призванная обслуживать, обеспечивать хозяйственные задачи.

Содержание

1. Введение.
2. Происхождение термина культура и его современное толкование.
3. Культура как «вторая природа».
4. Подходы к определению культуры.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки республики Татарстан

Альметьевский государственный  нефтяной институт 
 
 
 

Кафедра гуманитарного образования  и социологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу «Культурология»:

На  тему:

«Многозначность понятия «культура»». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студент гр.19-11

Гареева Л.А.

Проверила:

Бурханова Н.А. 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2010

Содержание: 

  1. Введение.     
  2. Происхождение термина культура и его современное толкование.
  3. Культура как «вторая природа».
  4. Подходы к определению культуры.
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Несмотря  на то, что слово «культура» в лексиконе практически любого человека, каждый вкладывает в это понятие свой, самый различный смысл. Для кого-то культурой являются исключительно ценности духовной жизни; для кого-то это более узкая характеристика, к которой относятся лишь явления искусства, литературы; для третьих это определенная идеология, призванная обслуживать, обеспечивать хозяйственные задачи.

     Явление культуры чрезвычайно богато и разнообразно. Культура – это многогранная проблема исторического развития, и само слово обозначает разные понятия. Это и является причиной невозможности однозначно охарактеризовать термин. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге "Социодинамика культуры" (1968г.) насчитывает уже 250 определений. К настоящему времени, насчитывается около пятисот определений культуры.

     В современных гуманитарных науках понятие  «культура» относится к разряду  фундаментальных, она является многоуровневой системой, изучающей множество конкретных наук. Археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Рассматривается культура ведущих регионов мира (Европа, Восток, Америка) и ведущих стран разных эпох (первобытный мир, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время); даются анализ культурного развития регионов и краткая характеристика особенностей протекания этих процессов по этапам. И каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. 
 
 
 
 

Происхождение термина культура и его современное толкование.

     В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах  и письмах Древнего Рима. Понятие  “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство”  и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов, культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин “цивилизация”. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений. Долгое время понятия “культура” и “цивилизация” были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ И. Кант, а в начале ХХ века немецкий философ О. Шпенглер и вовсе противопоставил их.

     Римский писатель М. Кантон написал трактат  о земледелии, что в переводе “агрикультура”. Речь в нем шла об уходе за участком земли. Возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры. Затем слово “культура” отрывается от земной почвы. Оно метафорически соотносится с разумностью. Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность. Он вел речь о необходимости культуры души и духа.

       К понятию культуры близок и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает, но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

     Оригинально расшифровал понятие “культура” Н.К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света. Духовный, сокровенный, тайный аспект понятий культуры развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. В античном сознании понятие культуры отождествляется с понятием “пайдейя”, то есть “образованность”. Пайдея по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. В эпоху средневековья слово “культ” употреблялось чаще, чем “культура”. Оно выражало способность человека раскрыть собственный творческий потенциал в любви к богу. В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре. Оно выражает, прежде всего, активное творческое начало в человеке.

     В качестве самостоятельного слово “культура” появилось в трудах немецкого  юриста С. Пуфендорфа. Теоретически, его обобщенное определение возникает в новое время (XVII в.), и представляет собой, по своей сути, искусственный мир, надстроенный человеком над дикой природой, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д.

     А кроме этого, надо подчеркнуть еще и то, что на сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Т.е. культура представляет собой: результат, процесс, деятельность, способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного), отношения, норма, и, наконец, система.  
 
 
 

Культура  как «вторая природа». 

     Культуру  часто определяют как “вторую  природу”. Культура, прежде всего, природный  феномен потому, что ее творец –  человек – биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры.

     Культура  – это сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность. Культура – надприродна, искусственна. Человек претворяет и достраивает природу. Культура – это формирование и творчество. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого. Чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней, человеческой природой, то есть приобрести дар, которым не обладает никакое другое живое существо.

     Культура – это природа, которую создает человек, утверждая посредством этого себя в качестве человека. Культура определяется как результат всей человеческой деятельности. Но не всякая человеческая деятельность, а только определенная ее разновидность ведет к творению культуры.

     Понять  сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

     Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может  быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам. 
 
 
 

Подходы к определению  культуры.

     Перечислить все значения культуры невозможно, однако, можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важных групп.

     В современной культурологии, по А.И.Кравченко, существуют два основных подхода к описанию понятия «культура»: научный (специализированный) и повседневный (обыденный).

     Обыденный уровень в повседневной жизни  понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

     Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом  чиновников, средние специальные  и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

     Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.)

     В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).

     Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввиду  общепринятые и устоявшиеся формы  жизни – обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение).

     В научном мире понятие, категорию  и термин "культура" анализируют  более детально и пытаются найти  наиболее верное определение. Западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832—1917): «Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».

     По утверждению теоретика культуры Л.Е.Кертмана существует свыше 400 определений культуры, и по его мнению есть три основных подхода к определению культуры: антропологический, социологический и философский.

     Суть  антропологического подхода — в  признании ценности культуры каждого  народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Это означает, что культура представляет собой способ существования человечества в виде многочисленных локальных культур. Данный подход ставит знак равенства между культурой и историей всего общества. (Л. Бернард: «Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация»; К. Уислер: «Культура – это способ жизни, которому следует общность или племя»).

        Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Организующим началом считается система ценностей каждого общества. Культурные ценности создаются самим обществом, но они же затем и определяют развитие этого общества. Над человеком начинает господствовать то, что создано им самим (У. Беккет: «Культура – прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыт»; А. Радклифф-Браун: «Культура - это язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи»).

     Философский подход стремится выявить определенные закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и  особенности развития культуры. В  рамках этого подхода не просто дается описание или перечисление явлений культуры, но идет проникновение в их сущность. Как правило, сущность культуры видят в сознательной человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей (Г. Зиммель: «Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству»;

Г. Беккер: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации»).

     Но  выделение  всего трех подходов к определению культуры не представляется удачным, так как каждый из этих подходов, в свою очередь, дает самые разные варианты определений. Поэтому была разработана более развернутая классификация, в основе которой лежит самый первый анализ определений культуры, проделанный А. Крёбером и К. Клакхоном. Они написали книгу "Culture: A critical Review of concepts and Definitions" в 1952 году. (На русском языке она вышла в 1992 году под названием "Культура: Критический анализ концепций и дефиниций"). Ученые в своей работе собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по "упору" или "акценту" (на преемственность, на генезис и так далее). Таким образом, они разделили их на шесть основных типов от А до F, причем некоторые из них в свою очередь разделяются на несколько групп.

Информация о работе Многозначность понятия культура