Многообразие определений культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:58, доклад

Описание работы

Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности.

Работа содержит 1 файл

Многообразие определений культуры.docx

— 24.43 Кб (Скачать)

     Многообразие  определений культуры. 

     Предметом культурологии выступает понятие  культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана  с обществом. Если под обществом  понимается совокупность людей, то под  культурой — совокупность результатов  их деятельности.

     Культура  представляет собой весьма сложное  явление, что находит своё отражение  в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. Наиболее распространёнными являются следующие подходы к пониманию  культуры как явления общественной жизни:

     - технологический подход: культура-совокупность  всех достижений в развитии  материальной и духовной жизни  общества.

     - деятельностный подход: культура-осуществляемая  в сферах материальной и духовной  жизни общества творческая деятельность.

     -ценностный  подход: культура-практическая реализация  общечеловеческих ценностей в  делах и отношениях людей.

     Ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей.

     Наиболее  полная аналитика определений культуры (если иметь в виду доступную учебно-научную  литературу) дана в работе Л. Ионина. Он, опираясь на известную книгу  американских антропологов А. Крёбера  и К. Клакхона "Культура. Критический  обзор концепций и дефиниций", которая до сих пор не переведена на русский язык, обозначил шесть  основных типов определений культуры:

     — описательные определения, в которых  перечисляется все то, что охватывает понятие культуры;

     — исторические определения, в которых  акцентируются процессы социального  наследования, традиции;

     — нормативные определения, подчеркивающие роль ценностей и норм;

     — психологические определения, делающие акцент на процессы адаптации к среде, научения;

     — структурные определения, акцентирующие  внимание на структуре культуры;

     — генетические определения, в которых  культура определяется с позиции  ее происхождения.

     Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом  и руками,— одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и  обычаи, оружие и проездные билеты,—  а также все, что делает человек  как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.

     В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в  трех значениях.

     Во-первых, под культурой подразумевают  определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

     Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

     В-третьих, культура выражает высокий уровень  качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый»  смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем  бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или  человека, лишенных культуры.

     В Древнем Риме, откуда пришло это  слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XIX веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.

     Хотя  слово «культура» впервые зафиксировано  в «Карманном словаре иностранных  слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, ДИ. Писарев, а И.В. Киреевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в научной и художественной литературе.

     Интересно, что в европейских языках —  немецком, английском и французском  — слово «культура» поначалу служило  сельскохозяйственным термином, а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал исто-рическое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.

     В европейский научный оборот понятие  культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два  оттенка: первый — господство над  природой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личности.

     В XX веке антропологи, изучающие примитивные  народы, придали этому слову новое  значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих  по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у  них есть то, что объединяет их с  самыми цивилизованными народами мира,—  система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

     «В  современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно  в двух значениях — "широком" и "узком". В широком смысле культура – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. К культуре в этом смысле относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».*В этом смысле процесс активной творческой деятельности в ходе которой создаются распределяются и потребляются духовные ценности.

     *Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 22.

     Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

     Классическим  считается определение культуры, которое в 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии; хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, суть культуры остается неизменной. Ее можно сформулировать так:

     Культура  — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

     Культура* — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

     *Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 7.

     В культуру входят также социально-бытовые  установки, принятые в обществе жесты  вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор —  все это имеет этническую тональность  и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи  в подъезде и на заборах, далеко не всегда со-ответствующие нормам литературного  языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. 

     Материальная  и духовная культура.

     В связи с существованием двух типов  деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы  основания и развития культуры.

     Материальная  культура включает в себя физические объекты созданные руками человека.Их называют артефактами. Они отличаются тем, что несут на себе определённое символическое значение, выполняют  определённую функцию и представляют известную ценность для группы или  общества. Материальная культура связана  с производственным освоением предметов  материального мира, с изменением физической природы человека.

     Духовная  культура-это совокупность духовных ценностей и творческрй деятельности по их производству, освоению и применению.Духовная культура сотворена не руками,а разумом  людей. Она существует в нашем  сознании и поддерживается человеческим общением.

     Объекты материальной культуры существуют очень  долго,а объекты духовной культуры только то время,пока их помнят и соблюдают. Церемонии как и любой другой объект духовной культуры нуждается  в материальном посреднике.Поэтому  деление культуры на материальную и  духовную весьма условно, и провести грань между ними порой очень сложно.Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинтсво исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует. 

     Обыденная и специализированная культура.

     По  степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную  и специализированную.

     Обыденная культура охватывает небольшой объем  мира (микромир). Человек осваивает  ее с первых дней жизни — в  семье, в общении с друзьями. Через  тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.

     Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье  и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка.

     Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению  в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению  общего образования; средствам массовой информации.

     Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного  поведения осваиваются — в  разной мере — через все три  источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим  и т. п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и  т. п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.

Информация о работе Многообразие определений культуры