Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:58, доклад
Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности.
Многообразие
определений культуры.
Предметом
культурологии выступает
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит своё отражение в существующих на сегодняшний день сотнях её определений и трактовок. Наиболее распространёнными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
- технологический подход: культура-совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
-
деятельностный подход: культура-осуществляемая
в сферах материальной и
-ценностный
подход: культура-практическая
Ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей.
Наиболее полная аналитика определений культуры (если иметь в виду доступную учебно-научную литературу) дана в работе Л. Ионина. Он, опираясь на известную книгу американских антропологов А. Крёбера и К. Клакхона "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций", которая до сих пор не переведена на русский язык, обозначил шесть основных типов определений культуры:
— описательные определения, в которых перечисляется все то, что охватывает понятие культуры;
— исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции;
— нормативные определения, подчеркивающие роль ценностей и норм;
— психологические определения, делающие акцент на процессы адаптации к среде, научения;
— структурные определения, акцентирующие внимание на структуре культуры;
— генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.
Можно видеть, что в культуру включают все, что создано человеческим разумом и руками,— одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты,— а также все, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудиться, отдыхать, общаться и т. д.
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII—XIX веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения.
Хотя слово «культура» впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине XIX века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, ДИ. Писарев, а И.В. Киреевский в понятие «просвещение» включал все то, что сегодня мы подразумеваем под словом «культура»: вопросы религии, науки, языка, государственности, образования. Только в 60-е годы XIX века новый термин входит в русские словари, а в 80-е утверждается в научной и художественной литературе.
Интересно, что в европейских языках — немецком, английском и французском — слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином, а в философской, научной и художественной литературе употреблялось скорее как метафора. В Европу слово «культура» пришло чуть ли не на столетие раньше, чем в Россию. В философский, а затем научный и повседневный обиход первым его запустил немецкий просветитель И.К. Аделунга, выпустивший в 1782 г. книгу «Опыт истории культуры человеческого рода». А спустя два года вышел в свет первый том книги его выдающегося соотечественника И.Г. Гердера (1744—1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется теоретическим и философским содержанием. Гердер проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал исто-рическое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Он первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.
В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый — господство над природой с помощью знания и ремесел, второй — духовное богатство личности.
В XX веке антропологи, изучающие примитивные народы, придали этому слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов, живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира,— система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.
«В
современном языке термин "культура"
употребляется очень часто
*Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 22.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Классическим
считается определение
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Культура* — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
*Зеленов Л.А., Дахин А.В., Ананьев Ю.В., Кутырев В.А. Культурология: Учеб. пособие. Нижний Новгород, 1993. С. 7.
В
культуру входят также социально-бытовые
установки, принятые в обществе жесты
вежливости и приветствия, походка,
этикет, гигиенические привычки. Домашняя
утварь, одежда, орнамент, фольклор —
все это имеет этническую тональность
и передается из поколения в поколение,
образуя этнический стиль. Надписи
в подъезде и на заборах, далеко не
всегда со-ответствующие нормам литературного
языка, также выражают определенную
культуру, а точнее сказать, молодежную
субкультуру.
Материальная и духовная культура.
В связи с существованием двух типов деятельности материальной и духовной можно выделить две основные сферы основания и развития культуры.
Материальная культура включает в себя физические объекты созданные руками человека.Их называют артефактами. Они отличаются тем, что несут на себе определённое символическое значение, выполняют определённую функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Материальная культура связана с производственным освоением предметов материального мира, с изменением физической природы человека.
Духовная культура-это совокупность духовных ценностей и творческрй деятельности по их производству, освоению и применению.Духовная культура сотворена не руками,а разумом людей. Она существует в нашем сознании и поддерживается человеческим общением.
Объекты
материальной культуры существуют очень
долго,а объекты духовной культуры
только то время,пока их помнят и соблюдают.
Церемонии как и любой другой
объект духовной культуры нуждается
в материальном посреднике.Поэтому
деление культуры на материальную и
духовную весьма условно, и провести грань
между ними порой очень сложно.Понимая
всю относительность различия между материальной
и духовной культурой, большинтсво исследователей
тем не менее полагают, что оно все же существует.
Обыденная и специализированная культура.
По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализированную.
Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.
Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка.
Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации.
Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учителя, и журналисты учат детей (да и взрослых) основам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т. п. На телевидении помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т. п. Еще одним каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Такую же роль играет армия.