Мировые религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:28, реферат

Описание работы

Возникновение мировых религий — результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям, в какой-то степени, свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Содержание

Введение………………………………………………………...................3
Буддизм……………………………………….............................................4
-Беззаботная жизнь…………………………………………………….4
-Просветление……………………………………………………….....5
-Новая религия…………………………………………………………6
-Суть буддизма…………………………………………………………7
Христианство………………………………………………………………8
-Возникновение христианства……………………………..................8
-Библия как источник познания христианства………………...….....9
-Основные идеи христианства………………………………………..10
-Основные направления и течения современного христианства….11
Ислам……………………………………………………………………….12
-Зарождение ислама…………………………………………………...13
-Коран…………………………………………………………………..13
-Исламская картина мира……………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………..17
Приложение*

Работа содержит 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 583.26 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный  аграрный университет

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра истории, политологии  и культурологии

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Мировые религии»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 8106 группы

Держаленко Юлия

Проверил: Ляпина Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………...................3

Буддизм……………………………………….............................................4

      -Беззаботная  жизнь…………………………………………………….4

      -Просветление……………………………………………………….....5

      -Новая  религия…………………………………………………………6

      -Суть  буддизма…………………………………………………………7

Христианство………………………………………………………………8

      -Возникновение  христианства……………………………..................8

      -Библия  как источник познания христианства………………...….....9

      -Основные  идеи христианства………………………………………..10

      -Основные  направления и течения современного  христианства….11

Ислам……………………………………………………………………….12

      -Зарождение  ислама…………………………………………………...13

      -Коран…………………………………………………………………..13

      -Исламская  картина мира……………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………..17

Приложение*

 

 

 

 

2

Введение

Слово «религия»  буквально переводится с латинского как «соединение». Соединение человека с Богом. Соединение с мирозданием.

Мировая религия  — религия, распространившаяся среди  народов различных стран и  континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три  религии (приведены в порядке  хронологии возникновения):

  • буддизм
  • христианство
  • ислам.

Иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, несмотря на большую  численность своих последователей, являются национальными религиями.

Возникновение мировых  религий — результат длительного  развития политических, экономических  и культурных контактов между  различными странами и народами. Космополитический  характер Буддизма, Христианства и  Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному  шару. Мировым религиям, в какой-то степени, свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего  Бога, он как бы соединяет в одном  образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Каждая из трех мировых  религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются  многие их характерные особенности. В этом реферате будут подробно рассмотрены три мировых религии.

 

 

3

 

Буддизм

   История Древней Индии полулегендарна. С трудом можно проследить крупные социальные изменения. Приход арийских племен датируется около 1500 г. до н. э. Чтобы не смешаться с местными племенами, они ввели кастовую систему со строгими запретами, сохранявшими архаичный строй. Но в середине 1-го тысячелетия до н. э. здесь происходили стремительные перемены. Сельские поселения и города, жители которых занимались торговлей и ремёслами, начали объединяться. На востоке и юге, вдоль долины Ганга, возникали монархии. Их князья, наделяемые божественными чертами, правили, опираясь на прилегированные касты населения. У подножия Гималаев и в северо-западной  Индии создавались независимые республики. Именно здесь приблизительно в одно и то же время пришли в мир создатели двух  важнейших религий – Будда и Вардхамана Махавира.

 

Беззаботная жизнь

   В республике, созданной племенем шакьев около  560 года до н. э., родился Сиддхартха Гаутама. Его отец Шиудходан исполнял в то время функции начальника (отсюда и легенды о царском происхождении Просветлённого). По имени племени Будду часто называют Шакьямуни («отшельники из шакьев»). Рождение Будды было чудесным; его мать Майя видела сон, что в бок ей вошел белый слон – это означало, что ребенок  вырастет великим человеком. А вскоре после рождения ребенка в доме начальника появился подвижник, предсказавший мальчику большое будущее: «Если царевич останется во дворце, будет великим государем, который покорит мир. Если же оставит двор и выберет духовную жизнь, станет Буддой, Спасителем мира». Отец немедленно приказал, чтобы Сиддхартху воспитывали дома, вдали от повседневных забот, окружив роскошью. Мальчик, однако, был очень старательным в учебе, работоспособным, справедливым и доброжелательным ко всем. Когда Будде было 16 лет, он полюбил прекрасную Рахуанда, на которой в скором времени женился и которая родила ему сына Рахулу. Несмотря на семейное счастье и достаток, Сиддхартху интересовал мир, находящийся за стенами его дворца.

4

С преданным слугой он четыре раза убегал в город. Во время этих путешествий он встретил старца, прокаженного, покойника, которого несли к месту сожжения, и странствующего аскета. Три первые встречи открыли для Сиддхартхи существование старости, болезней и смерти. Сознание мимолетной жизни лишило его покоя и радости. Богатство, роскошь и даже семейное счастье абсолютно утратили для него свою ценность. Молодого Сиддхартху мучило беспокойство. Наконец, когда он в четвертый раз оставил дом, то встретил странствующего аскета, не имеющего ничего кроме  скромных одежд и маленькой монашеской мисочки. В противоположность другим людям он выглядел спокойным и примиренным со своей судьбой. Вдохновленный этой встречей, будущий Будда  решил познать смысл человеческого существования и найти путь к вечному счастью и духовному освобождению.

Просветление

  И вот в возрасте 29 лет Сиддхартха оставил жену и ребенка, обрил голову в знак отказа от земных удовольствий и дал обет, что не вернется в родные места, пока не достигнет духовного мира и освобождения. Одетый в желтые одежды кающегося грешника, он отправился на поиски смысла жизни. Разочарованный в отшельничестве, он решил искать собственный путь к истине. Через семь лет и семь дней после ухода из дома Сиддхартха прищел в Урувелу вблизи Патны. Здесь, утомленный путешествием, он остановился на отдых под гигантским фикусовым деревом. Однако, перед тем как присесть, он обошел вокруг ствола семь раз со словами: «Пусть моя кожа скорчится, а моя рука усохнет, пусть мои кости рассыплются – пока не будет мне дано истинное знание, не сойду с этого места». Через семь недель медитации он открыл причину страдания и способ его преодоления  - он достиг просветления (бодхи). Мара – повелитель демонов – послал к Гаутаме легионы своих подданных, которые нашептывали ему: зачем все это? Полчища устрашающих созданий были обращены в прах одним словом  Будды. Но Мара послал к нему демониц - апсар, которые стали искушать его своей женской прелестью. И тут Гаутама сказал: « Раб женщин далек от познания». Наконец и сам Мара явился к царевичу и пообещал ему все царства мира в обмен на отказ от мудрости. Но Гаутама отказался от этого и сказал, что получит знание помимо Мары. Дождь из цветов, посыпавшихся с дерева, освежил мудреца, который почувствовал себя Просветленным.

5

По традиции считается, что просветление наступило в 531г. до н. э., и эту дату принимают за рождение буддизма. С этого дня  Будда становиться странствующим  проповедником. Его учение говорило о дхарме, а также четырех нравственных истинах буддизма, которые сводились к следующим утверждениям: жизнь – это страдание; причиной страдания являются различные желания, которые приводят к тому, что человек вынужден заново воплощаться (реинкорнация); единственная возможность освобождения – это отказ от желаний. К достижению нирваны – состояния отсутствия каких-либо желаний, должен вести благородный путь, состоящий из восьми правил: правильное осуждение, правильное решение, правильное действие (поступок), правильная жизнь, правильное стремление, правильное сосредоточение, правильная медитация. Пять товарищей Будды приняли дхарму и вместе с ним основали первую общину последователей буддизма – сангху. Будда отправился в Магадху (государство в северо-восточной Индии), где собирал вокруг себя учеников. Он учил, что сумма поступков человека составляет его карму, которая влияет на последующие воплощения. За 45 лет проповеднической жизни Будда приобрел много последователей. В деревне Пава вблизи Кушинагары Будда умер. Его прах был роздан верующим. Поэтому до сегодняшнего дня по всей Индии встречаются прославляющие его память ступы с частичками праха.

Новая религия

   Будда, можно  предполагать, не имел намерения  создавать новую религию. Его  учения – это, скорее, философская  система, помогающая достичь счастья,  понимаемого как состояние нирваны.  Превращение буддизма в религию  произошло после его смерти. Однако, даже тогда буддизм был почти  революционной доктриной. Акцент в нем был сделан не на йогу – умерщвление плоти и аскетизм, а на драхму. В отличие от индуизма буддизм не требовал долгого и сложного обучения. В столкновении с другими религиями буддийское учение претерпело изменения. Культ Будды превратился в его обожествление, а буддийские монастыри (вихары) стали храмами, в которых поклонялись изображениям Учителя. В рамках буддизма развились два направления: «малая колесница» (хинаяна) и «большая колесница» (махаяна), которая наряду с собранием магических формул (матраяна) стала основой тибетского буддизма – ламаизма. Оба названия – отражение метафоры: мир – горящий дом. Кто хочет спасти только себя нужна «малая колесница».

6

 

А кто хочет спасти других, тому необходима «большая колесница». В стране своего рождения буддизм проиграл индуизму. Однако сохранился в странах Дальнего Востока, где подвергся дальнейшим изменениям. Принципиально новым стало мировоззрение китайской школы чань, в Японии получившей название дзэн. Дзэн учит, что достижения просветления достигается мгновенно, а не путем долгого постижения. Он оказал огромное влияние на всю японскую культуру, включая чайную церемонию. В России буддизм приняли буряты, калмыки и тувинцы. Это тибетский вариант буддизма (ламаизм).

Суть буддизма

   В списке мировых религий буддизм занимает одно из главных мест. Да только вот религия ли это?

Ведь обычно, когда  говорят "религия", подразумевают  веру в некое высшее существо, которому можно помолиться и все исправится. В буддизме этого нет. Будда никогда  не призывал во что-либо верить и никогда  не говорил о Боге. Более того, он строго-настрого велел своим ученикам не углубляться в вопросы существования  и природы Бога. Он говорил, что  такие расследования практически  бесполезны и только отвлекут их: "Я учу вас одному и только одному - как освободиться от страдания - сказал он ученикам - Знайте, что главное - внутри вас".

Все вещи непостоянны  по своей природе. В этих словах - главная истина буддизма, настолько  простая, что все ее упускают из вида. Людям  что-то нравится, они  цепляются  за это и хотят, чтобы так происходило  всегда. "Я так хочу, чтобы лето не кончалось...". Но если лето не кончится, не будет больше ни осени, ни зимы, ни весны, ни нового лета, природа перестанет обновляться и начнется застой, гниение  и смерть.

Когда что-то пришло – нужно радоваться этому, а когда  придет время уходить - отпустить, чтобы  пришло что-то новое. Но люди все время  цепляются  за старое, и в этом причина всех страданий. Поняв это, понимаешь учение Будды.

 

 

7

Христианство

Христианство является второй после буддизма по времени  возникновения мировой религией. Оно сегодня в качестве государственной  религии принято в 156 странах мира. Это крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Возникновение христианства

  Первые христиане  по национальности были евреями,  по прошлому религиозному мировоззрению  - иудеями. Но уже во второй  половине I века христианство стало  интернациональной религией. Языком  интернационального общения у  первоначальных христиан стал  греческий язык (как и в государстве  того времени). С точки зрения  служителей культа, главной и  единственной причиной возникновения  христианства была проповедническая  деятельность Иисуса Христа, который  был одновременно и Богом, и  человеком. Иисус Христос, говорят  служители культа, в образе человека  пришёл на землю и принёс  людям истину. О его пришествии  на землю рассказывается в  четырёх священных книгах, которые  называются Евангелиями.

Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария  в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали  Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное  учение, главными идеями которого были следующие. 1.надо верить, что он Иисус  является Христом. 2.надо верить, что  он Иисус - сын Божий. Наряду с этими  двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал  и многие другие: о своём будущем  втором пришествии, о воскрешении  мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов  и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя

8

небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и  др.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную  книгу иудеев Танах христиане  считают и своей священной  книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили  Новым Заветом, а вместе они составили  Библию. Из иудейской религии христиане  приняли идею Мессии. Само слово  Христос - перевод еврейского слова  Мессия на греческий язык. У римлянина  Сенеки христиане позаимствовали этические  идеи о равенстве всех людей перед  Богом, о спасении души как цели жизни, о презрении к земной жизни, о  любви к врагам, о покорности судьбе. Кумранская община (в прошлом - конфессия  в иудаизме) пропагандировала идеи об уже состоявшемся первом пришествии Мессии и ожидаемом втором, о наличии  у Мессии человеческой природы. Эти  идеи также вошли в христианство.

Информация о работе Мировые религии