Мирчи Элиаде “Аспекты мифа”

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 08:47, реферат

Описание работы

Данная работа представляет собой обзор книги известного философа и историка Мирчи Элиаде “Аспекты мифа”.
“Аспекты мифа” представляют интерес прежде всего потому, что Элиаде убедительно показывает, каким образом некоторые стороны мифологического мышления образуют важную составную часть самого человеческого существа. Исследование подкреплено впечатляющим количеством фактического материала; приведено большое количество примеров из мифологий самых различных культур, как первобытных, так и современных.

Работа содержит 1 файл

Культурология Реферат.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

            В целом для всех первобытных  культур, оперировавших понятием  “высшее существо” (“верховное  существо”) можно выделить три  особенности:

  1. Бог создает человека, затем удаляется на небо;
  2. Это удаление порой сопровождается разрывом связей между небом и землей, либо значительным отделением неба. В некоторых мифах первоначальная близость неба и присутствие бога на земле составляют синдром рая (дополняемого первородным бессмертием человека, его дружескими отношениями с животными и отсутствием необходимости работать);
  3. Место этого более или менее забытого бога оказывается занятым различными божествами, имеющими одну общую черту – они ближе к человеку, помогают ему или, напротив, преследуют его более непосредственным образом.

                                    Величие и упадок мифов

        Часть работы, называющаяся “Величие и упадок мифов” и посвященная изучению эволюции мифов, является одной из наиболее интересных и глубоко проработанных не только с фактической, но и с логической точки зрения.

            С одной стороны, любой миф  представляется прочной и непоколебимой конструкцией, устойчивой в первую очередь благодаря постоянному повторению и передаче из поколения в поколение с помощью определенных ритуальных действий. Может даже показаться, что мифы парализуют инициативу человека (именно в силу своей кажущейся непоколебимости), в то время как в действительности они побуждают человека к творчеству, являясь моделью и платформой, отправной точкой для человека-творца.

           Миф  дает полную уверенность человеку  в том, что все, что он  готовится сделать, уже было  когда-то сделано, он помогает  прогнать сомнения, которые могут  зародиться у человека относительно  предпринимаемых действий.  Процесс же творчества, осуществляемый человеком, неизбежно в той или иной степени оказывает некоторое слияние на сам миф, определенным образом его реформируя. Тем не менее, базовая основа мифа, его каркас остается неизменным и постоянным, поскольку, как было сказано ранее, все мифы сводятся к (вернее, подчиняются) мифам космогоническим, которые дают вполне конкретное и определенное толкование основ и принципов мироздания, которые, естественно, не могут подвергаться сомнению членами сообществ, в которых распространены эти мифы.

           Однако, с изменением общественно-социального  строя в любом человеческом  сообществе изменяются и позиции  мифа. Во многих случаях мифология  подавляется и вытесняется концепциями,  предлагающими какой-либо принципиально  иной подход к объяснению различных аспектов бытия. В качестве наиболее ярких примеров в исследовании Элиаде фигурируют христианская религия (которая в огромном количестве человеческих сообществ заменила собой традиционные языческие верования и связанную с ними мифологию, хотя и далеко не всегда целиком) и развитие рационалистического мышления (причем зачатки его Элиаде приписывает уже древнегреческим философам, хотя традиционно основоположником рационализма считается Рене Декарт).

           Фактором, оказавшим едва ли не самое мощное влияние на мифологию, Элиаде считает письменность, поскольку ее возникновение привело к тому, что вся сфера живого культового, народного религиозного опыта оказалась недоступной. Причину Элиаде видит в отсутствии правильной и регулярной записи этого опыта в исторических документах. Иными словами, мифы всех народов, знакомых с письменностью, дошедшие до нас в письменном виде, представляют собой победу литературных произведений над собственно мифами, такими, какими они были изначально.

            Трансформации мифов и формам их существования в современном мире посвящена последняя глава “Аспектов мифа” - “Пережитки и скрытые формы мифа”. Основное внимание уделено проблеме взаимодействия христианства и мифологий языческих народов, по ходу истории обращавшихся в христианскую веру. Вывод, к которому приходит Элиаде, заключается в том, что как раннее, так и современное христианство не может быть полностью отделено от мифологического мышления никакими усилиями.

                                                   Заключение

        “Аспекты мифа”, безусловно, являются одной из наиболее полных работ в области изучения природы мифов, как в плане оперирования богатым фактическим материалом, так и в плане анализа этого материала.

            Следует, однако, отметить, что, пожалуй, наиболее интересный с точки зрения науки вопрос в работе “Аспекты мифа” оставлен без ответа. Элиаде ограничивается исследованием мифа как явления лишь с момента его окончательного формирования либо отслеживает незначительные изменения структуры и смысла мифа в ходе развития той или иной культуры; собственно же происхождение мифов и степень их взаимосвязи с реальными событиями остается загадкой. Сам по себе миф представляет лишь констатацию событий, реальных или воображаемых, подлинный же интерес вызывает не столько сам миф, сколько его источник, причина возникновения. Отсутствие попыток глубокого анализа истоков мифа – наиболее слабое место работы Элиаде. Впрочем, ради справедливости надо сказать, что этот вопрос вряд ли может быть разрешен самостоятельно без решения вопроса об изначальной природе человека (по сути, вопроса о возникновения жизни).

 

 

 

 

 

 

Ссылки

 

М. Элиаде “Аспекты мифа”. –М.: Академический Проект, 2001. –240 стр.

 

 


Информация о работе Мирчи Элиаде “Аспекты мифа”