Мир исламской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:09, реферат

Описание работы

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные - в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение ислама 5
1.1. Распространение ислама 8
1.2. Картина мира 9
1.3. Система мусульманских ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков
15
2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира 20
3. Вклад исламской культуры в развитии мировой культуры 26
Заключение 33
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Ислам нашел и особую форму оповещения верующих  о времени намаза. В час молитвы раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко,  нараспев читает стихи азана: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед - посланник Аллаха. Вставайте на  молитву, идите к спасению. Молитва полезней сна». . Стихи повторяются несколько раз. Заканчиваются словами: «Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха».

     При сотворении молитвы должны соблюдаться  правила. Одно из главных условий: молящийся  должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низменными желаниями.

     Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благославление Аллаху - провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.

     Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д.

     Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа - молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу к Аллаху: маулид - благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь - хутба, в которой трактуются не только религиозные или нравственные вопросы, но и освещаются с позиций ислама политические дела.

     Особое  место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.

     Пост  предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно  браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

     Пост, прежде всего, нацелен на укрепление веры в Аллаха. Каждый день до наступления рассвета мусульманин должен произносить особую формулу - нийа, в которой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен.

     Общей ночной молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана - «ночь предопределения», когда, по преданию, с неба Мухаммеду  спустился Коран. (Рамадан (рамазан) - девятый месяц мусульманского лунного года хиджры. В это время мусульмане должны соблюдать пост (уразу)).

     Совершив  ряд ритуальных действий, паломники  получают право вернуться домой  в зеленой чалме, арабском бурнусе  или белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует свершение хаджжа.  Наряду с признанием Аллаха единственным богом и  Мухаммеда - его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа  жизни и мышления включается и пятый элемент - налог в пользу бедных.

2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира

     Исламская культура богата философскими и художественными  традициями. Философия (фалсафа), представленная Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и  другими, внесла весомый вклад в  мировую мысль. Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. К нему восходит распространенное в средневековой арабо-исламской философии деление рассуждений на пять типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении философии, теологии и религии. Фараби разрабатывал учение об идеальном обществе. Оно должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу. Естественно, что это учение отличалось энциклопедичностью.

     Ибн-Сипа (Авиценна) жил в XI в. Он автор фундаментальных  трудов, в которых систематизировались  все современные ему научные здания. В этой систематизации он - последователь Аристотеля. Философское и медицинское наследие Ибн-Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.

     Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) - араба-испанский  философ. Большинство его философских трудов - комментарии к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами. Ибн Рушд доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, первоначало сущего (бога) отождествлял с природой вещей.

     В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Отдавая должное  Платону и другим древнегреческим  философам, представители фалсафы  главным достижением считали учение Аристотеля. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики - в качестве способа ее получения и обоснования.

     Но  в философии Востока существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX в. в Аббасидском халифате суфизма. Суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама. В нем переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма м мистики каббалы. Зороастризм предшествовал исламу на территории Ирана. Назван по  имени пророка Зороастра. Священный канон - «Авеста». В зороастризме противопоставляется  добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание исторического процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каббала- мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатонизма   учение об эманации и дополнившее это учение верой в то, что можно при помощи особых ритуалов вмешиваться в божественно-космический процесс.

     Суфизм  конкурировал с с отодоксальной  мусульманской  философией, доказывая, что божество порождает  мироздание путем излияния (эманации) и что цель чевовеческой жизни - в полном растворении в божестве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока.

     Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. Халифы,  шахи и султаны содержали армию придворных поэтов  и  не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные  стихи сразу же становятся достоянием базара - средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.

     Показательно  в этом отношении творчество Абуль-касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского  поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»). В ней он воспевал иранских  царей - мифических и исторических, но в центре находится  эпический герой Рустам, сын своего народа.

     Полны восточной мудрости и философской  глубины слова Фирдоуси из «Речи  в похвалу разума»;  
      О мудрый, не надо, поэтому слов.  
      Поведай нам лучше начало миров.  
      Верховным создателем ты сотворен  
      И в явном и в тайном равно умудрен.  
      Пусть разум твои наполняет дела;  
      Он душу твою не допустить до зла.  
       По слову изведавших путь избери,  
      Ходи по вселенной, с людьми говори.  
      Какую б науку твой ум не постиг,  
      Покоя в ученье не знай ни на миг.  
      Но, ветви увидев, поймешь все равно.  
      Что знанью до корня дойти не дано.

     Всемирно  известно творчество Омар Хайяма (1040- 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма - это маленькая поэма с философским подтекстом.

     Много лет размышлял я над жизнью земной.  
      Непонятного нет для меня под луной.  
      Мне известно, что мне ничего не известно! -  
      Вот последняя правда, открытая мной.

     О.Хайяма приглашали многие тогдашние правители  мусульманского мира. Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, «сажал его  с собой рядом на престол в  знак наивысшего уважения». Султан сельджукской империи Низам-ул-мульк пригласил  Хайяма в Исфаган и даже предложил ему в управление одну из своих областей. Ноf Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом. Он отклонил предложение сельджукского султана. Ему были милей поэзия, математика и философия.

     Погиб от ножа Низам-ул-мульк, как это часто бывало на исламском Востоке, и жизнь Хайяма круто изменилась. Чтобы не погибнуть от рук завистников, он совершает хадж. После этого поэт возвращается в  свой родной Нишапур и там умирает в окружении искренних почитателей его философско-поэтического таланта.

     Современник Хайяма пишет: «Однажды в городе Балхе, на улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой беседой наш  учитель Омар Хайям сказал: «Меня  похоронят в таком месте, где  всегда в дни весеннего равноденствия  свежий ветер будет осыпать цветы плодовых ветвей». Через двадцать четыре года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на кладбище Хайры, и я увидел могилу у подножия садовой стены, осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними. Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного ему».

     Вот его гениальные рубаи:  
     Я познание сделал своим ремеслом,  
      Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.  
      Все тугие узлы я распутал на свете,  
      Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.  
        Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,  
      Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,  
      Ни былой, ни грядущей минуте не верь,  
     Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!  
        Лучше впасть в нищету, голодать или красть.  
      Чем в число блюдолизов презренных попасть.  
      Лучше кости глодать, чем прельститься сластями  
      За столом у мерзавцев, имеющих власть.

     Творчество  Джами (1414-1492) является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения, начатого Рудаки и Фирдоуси. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. Всю свою жизнь он провел в Герате.

И в поэзии Джами  преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий:  
   
      В огне страстей я сердце сжег,  
      Искал я тщетно, сердце не берег.  
      Лишь под конец, вниманья недостойный,  
      Истерзанный, пришел на твой порог.  
      Я без тебя поднес бокал к губам,  
      Но пью вино с печалью пополам.  
      Ты черным оком дни мои смутила, -  
     Расстались мы, конца нет черным дням.

     Воспевая  соловья и розу, вино и красавиц, Джами. восклицает:  
     По душе себе Джами верования искал, -  
      Все религии отверг, лишь любовь ему нужна.

     Однако, восторгаясь поэтичностью, образностью, тонкостью описания любовных настроений и тоски ожидания встречи с  любимой, социальное значение этой поэзии нельзя переоценивать. Это поэзия узкого круга эстетствующих интеллектуалов исламского мира. В жизни совершалось иное.

     В жизни женщина в мусульманском  мире - униженное существо. Мусульманин  должен быть покорным Аллаху и, умирая в битве за веру, он становится шахидом и идет прямо в рай. Женщина должна быть покорной мужчине, и неизвестно, обладает ли она душой.

     Воспевая  мельчайшие детали красавиц, поэты-мусульмане не отвергали многоженство, плату  за невесту и обряд развода. Достаточно мужу трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей «ты свободна» или три раза произнести слово «таляк» (развод), и жена должна безропотно покинуть дом мужа и очутиться на улице.

     «Луноликая», «кипарисоподобная» жить должна только на своей половине дома. Видеть ее могут  муж, отец, свекор, сыновья, рабы и евнухи. Изменившую мужу забивали камнями. Бесплодие женщины считается наказанием Аллаха, огромным несчастьем. Намеренная бездетность, как и безбрачие, - тяжкий грех. Конечно, все это провозглашается лишь в Шариате.

     Тем не менее, исламская культура - одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то она стала достоянием различных немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране.  

3. Вклад исламской культуры в развитии мировой культуры

Информация о работе Мир исламской культуры