Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 07:32, доклад
Греческие мифы (от греч. mythos - предсказание, сказание) - это повествование о богах и героях, пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Сказания передавались устно из поколение в поколение, поэтому существуют различные варианты. В преданиях часто отражены реальные исторические события. Троя, известная по поэмам Гомера, считалась выдуманной, но когда Шлиман открыл этот легендарный город, пораженное человечество получило доказательство правдивости древних сказаний.Мы не будем здесь останавливаться на вопросе, кто были эти боги и были ли они вообще. Для кого-то греческая мифология - это красивая сказка, для кого-то история. Людей искусства она вдохновляет на величайшие произведения. Людям философского склада открывается суть вещей. Каждый находит что-то свое, понятное и дорогое ему одному.
“Сизифов труд” – за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. “Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.” Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы.
Не отдавая
себе отчета, мы порой говорим о
титанических усилиях и гигантских
размерах (а ведь титаны и гиганты
– порождения богини Земли, боровшейся
с греческими богами), о паническом
страхе (а это проделки бога Пана, любившего
наводить безотчетный ужас на людей), об
олимпийском спокойствии (которым обладали
древние боги – обитатели священной горы
Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный
громовой смех богов, описанный поэтом
Гомером). К общепринятым сравнениям можно
отнести и уподобление могучего и сильного
человека Геркулесу, а смелой и решительной
женщины – амазонке.статья о взаимодействии
литературы и мифологии
Возрожденные
в сознании образованных европейцев,
олимпийские боги стали духами радости,
красоты, полноты чувств. Они были очищены
от культа, не имели храмов и жрецов, не
требовали материальных жертв, но им воздвигали
невидимые храмы, жертвовали лучшие порывы
души. Яркостью красок и совершенством
форм на картинах художников XV-XVI вв. олимпийские
боги открывали новый мир, оказавшийся
хорошо забытым античным миром. Так олимпийские
боги вошли в современный мир и продолжают
в нем жить, ни в чем не препятствуя людям
и обогащая их красотой, доблестью, душевной
широтой, любовью к жизни.
Литература:
1) Ю.М. Лотман, З.Г. Минц, Е.М. Мелетинский, "Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 58-65
2)cтатья
о появлении и развитии
"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1980; том I, стр. 321-335
3)Анакреонт: лирика
4)Гомер, "Илиада"
5)Еврипид: произведения
6)Эсхил: произведения
7)Лосев А. Ф., «Античная мифология в её историческом развитии», М., 1957.
8)Грейвз Р. Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992.
9)Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. — Киев: СИНТО, 1993. —
10)Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. — Томск: «Водолей», 1996. —
Мифологический словарь