Мифология прошлое и настоящее

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Мифы, одно из важных составляющих человеческого бытия. Мифология важна на разных этапах развития личности. Искусство мифотворчества позволяет человеку знакомиться с историем прошлых лет для более уверенного изучения современного этапа общественного развития.

Содержание

1. Мифы как отражение желаемого мира...................3



2. Значение божественной религии для древних народов...4


3. Современная трансформация античной мифологии........6


Список литературы.....................................13

Работа содержит 1 файл

Мифология прошлое и настоящее.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

    В перечисленных выше произведениях  античных писателей сохранились  до настоящего времени целые мифические повествования; отдельные же упоминания божеств, тех или иных героев встречаются в подавляющем большинстве произведений отдельных авторов.

    Как отмечалось выше, образы богов и  героев воспроизведены в многочисленных произведениях античного, особенно древнегреческого искусства. Таким  образом, “...греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву...”(К. Маркс).

    Античная  греко-римская культура оказала  сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов, и “...без того фундамента, который  был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы...”(Ф. Энгельс).

    Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а  вместе с ними и образы древнегреческой  мифологии вновь привлекли внимание дворян и буржуазии. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран вновь стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”)и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

    В XVII-XVIII вв. заимствование сюжетов  из древнегреческой мифологии деятелями  европейского искусства получило широкое  распространение. На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины выдающиеся фламандские, французские, голландские художники: Рубенс (“Персей и Андромеда”, “Венера и Адонис”), Ван-Дейк (“Марс и Венера”), Рембрандт (“Даная, “Голова Паллады Афины”), Пуссен (“Эхо и Нарцисс”, “Нимфа и сатир”, “Пейзаж с Полифемом”, “Пейзаж с Гераклом” и др.), Буше (“Аполлон и Дафна”) - и многие другие.

    На  сюжеты, заимствованные из греческой  мифологии, написана пьеса В. Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера  и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях Шекспира.

    На  заимствованные из греческой мифологии  сюжеты писали произведения и выдающиеся французские драматурги второй половины XVII в. - Корнель и Расин.

    На  мифологические сюжеты написаны многие оперные произведения XVI-XVII вв. Таковы первые итальянские оперы конца XVI в. - ”Дафна” и “Эвридика”; оперы композиторов XVII в.: Перселла - “Дидона и Эней”, Люлли - “Тезей”, Монтверди - “Орфей” и “Ариадна”. В XVIII в. были созданы оперы Рамо - “Кастор и Поллукс”, Глюка - “Ифигения в Авлиде”, “Орфей” и др., “Идоменей” - гениального Моцарта.

    Русские писатели, художники и музыканты VIII-начала XIX в. зачастую также обращались в поисках сюжетов для своих  произведений к образам и эпизодам древнегреческой мифологии. Одной  из ранних опер, поставленных в России (1755 г.), была опера “Цефал и Прокрис” (“Кефал и Прокрида”). Выдающийся русский скульптор Ф. Толстой создал замечательный бюст греческого божества сна Морфея, а художник К.П.Брюллов написал некоторые из своих картин на сюжеты античной мифологии (“Встреча Аполлона и Дианы”, “Сатурн и Нептун на Олимпе”).

    Отдельные эпизоды древнегреческой мифологии  привлекли внимание выдающихся русских  художников конца XIX-начала X в. - В.А.Серова (“Похищение Европы”, “Одиссей и Навсикая”), М.А.Врубеля (“Пан”).

    Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв. Величественный портик колоннады Большого театра в Москве украшен бронзовой скульптурной группой, изображающей древнегреческого бога Аполлона, мчащегося на колеснице, запряженной четверкой коней. Такая же скульптурная группа возвышается и над портиком театра имени А.С.Пушкина в Петербурге.

    Мифологические  персонажи многократно упоминаются  в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других.

    В современной астрономии названия многих планет солнечной системы, неподвидных  звезд и целых созвездий взяты  из античной мифологии4.

    В XVII-XX вв. многие военные суда различных европейских стран назывались именами божеств и героев античной мифологии. Русский героический шлюп “Меркурий”, фрегат “Паллада” в XIX в., крейсеры эпохи первой мировой войны - “Аврора”, “Паллада”, “Диана”, английский корабль начала XIX века “Беллерофонт”, доставивший Наполеона на остров святой Елены, многие корабли английского флота начала XX в. (эскадренные миноносцы “Нестор” и “Мельпомена”, крейсер “Аретуза”, броненосцы “Аякс”, “Агамемнон” и т.д.). В германском флоте крейсер “Ариадна”, во французском - “Минерва” также носили названия, заимствованные из древнегреческой мифологии.

    Зачастую  в обыденной речи употребляются  имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят  о “титанической борьбе”,”гигантском размере”, “яблоке раздора”, “паническом страхе”, “олимпийском спокойствии”, “ахиллесовой пяте”, “муках Тантала”, “сизифовом труде”. Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.5 

    Список  литературы: 

    1. А.Крамор. Религия  как контур культуры, СПб:2000
    2. Энциклопедия Кругосвет. Изд.дом. Кругосвет.М.,2001
    3. С.Найденов Философская сага древних народов. Ярославль,1991

Информация о работе Мифология прошлое и настоящее