Мифология и религия древнего междуречья

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

Мифологические образы понимаются как реально существующие. Они в высшей степени символичны, являясь продуктом соединения чувственно-конкретного и понятийного аспектов. Миф — средство снятия социокультурных противоречий, их преодоления. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.

Содержание

Введение 3
1. Обзор цивилизаций Древнего Междуречья 5
1.1. Древний Шумер 5
1.2. Вавилон 7
2. Религия Древней Месопотамии 9
2.1. Месопотамские божества и мифологические существа 11
2.2. Космогоничекие мифы Древнего Междуречья 17
2.3. Жречество 20
2.4. Демоны 21
2.5. Магия и мантика 22
Заключение 24
Библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

Междуречье.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

   Необходимо  отметить, что отнюдь не все стороны  жизни, не вся система идей и институтов древней Месопотамии обуславливались  религиозными представлениями. В богатой  вавилонской литературе можно найти некоторые проблески критического взгляда на религиозные традиции. В одном философском тексте – о «невинном страдальце» - автор его ставит вопрос о несправедливости порядка, при котором божество наказывает человека без всякой его вины, и никакие религиозные ритуалы ему не помогают. Также тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т.е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Не исключено, что это сыграло определенную роль в появлении свободомыслия в античности.

   История культур Междуречья дает пример противоположного типа культурного процесса, а именно: интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.

   Месопотамская религия представляет собой сложный  комплекс, состоящий из многих слоев. На протяжении долгих веков в культуре Междуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими. Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

 

    Библиографический список

 
  1. Авдиев  В.И. История Древнего Востока. - М., 1970.
  2. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.
  3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высш. шк., 1988.
  4. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. Для студентов вузов: в 2-х томах. – М.: Высш. шк., 2001.
  5. Козырева Н.В. Культура народов Востока: Старовавилонская культура. - М.: Издательство «Наука», 1988.

Информация о работе Мифология и религия древнего междуречья