Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:45, реферат
Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф — яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Мифология античности…………………………………………………………... 4
1.1 Понятие мифа…………………………………………………………………… 4
1.2 Функции мифа…………………………………………………………………... 6
1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима……………………………….. 7
2 Религия античности………………………………………………………………. 9
2.1 Понятие религии………………………………………………………………... 9
2.2 Ранние формы религий………………………………….……………………… 9
2.2.1 Фетишизм……………………………………………………………………… 9
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………………………. 11
2.2.3 Анимизм……………………………………………………………………….. 12
2.2.4 Магия…………………………………………………………………………... 13
2.3 Формы культового действия…………………………………………………… 13
2.3.1 Культ животных………………………………………………………………. 13
2.3.2 Промысловый культ………………………………………………………….. 14
2.3.3 Культ растений………………………………………….…………………….. 14
2.3.4 Культ предков…………………………………………………………………. 14
2.4 Религия Древней Греции и Древнего Рима…………………………………… 16
Заключение………………………………………………………………………….. 16
Список литературы…………………………………………………………………. 18
АКДЕМИЯ
МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра
«Регионоведения
и связей с общественностью»
Мифология и религия античности
реферат
по дисциплине «Культурология»
Выполнила: студентка группы 11-Э-01
Черепанова О.В.
Научный руководитель: к.и.н., доцент
Машитлев
Р.М.
Краснодар
2011
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Мифология
античности…………………………………………………… |
4 |
1.1 Понятие мифа…………………………………………………………………… | 4 |
1.2 Функции
мифа…………………………………………………………………. |
6 |
1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима……………………………….. | 7 |
2 Религия
античности…………………………………………………… |
9 |
2.1 Понятие
религии…………………………………………………………… |
9 |
2.2 Ранние
формы религий………………………………….……… |
9 |
2.2.1 Фетишизм………………………………………………………… |
9 |
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………… |
11 |
2.2.3 Анимизм…………………………………………………………… |
12 |
2.2.4 Магия………………………………………………………………… |
13 |
2.3 Формы
культового действия…………………………… |
13 |
2.3.1 Культ
животных………………………………………………………… |
13 |
2.3.2 Промысловый культ………………………………………………………….. | 14 |
2.3.3 Культ
растений………………………………………….…………… |
14 |
2.3.4 Культ
предков…………………………………………………………… |
14 |
2.4 Религия Древней Греции и Древнего Рима…………………………………… | 16 |
Заключение…………………………………………………… |
16 |
Список
литературы…………………………………………………… |
18 |
Введение
Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.
В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.
Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных и общим уровнем общественно-культурного развития, и конкретно-историческими факторами.
Хотя мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже пости отсутствовала (например, в конфуцианстве). Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.
Таким
образом, мифология тесно связана
с религией, но в тоже время она остается
самостоятельной, сохраняет известную
независимость от религии.
1
Мифология античности
1.1
Понятие мифа
Мифология
(от греч. mifos — предание, сказание и
logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания,
способ понимания мира, характерный для
ранних стадий общественного развития.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
Миф — это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Мифы разделяются на:
Миф — явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».
Мифы
возникли из настоятельной потребности
людей объяснить происхождения природы,
людей, устройство мира, предсказать судьбу
человечества. В мифе человек и общество
не выделяют себя из окружающей природной
стихии. Природа, общество и человек слиты
в единое целое, неразрывное, единое. В
мифе нет абстрактных понятий, в нем все
- очень конкретно, персонифицировано,
одушевлено. Мифологическое сознание
мыслит символами: каждый образ, герой,
действующее лицо обозначает стоящее
за ним явление или понятие. Миф мыслит
образами, живет эмоциями, ему чужды доводы
рассудка, он объясняет мир, исходя не
из знания, а из веры.
1.2
Функции мифа
Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что миф – это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:
Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции: