Мифология и религия античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

Мифология — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф — яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Мифология античности…………………………………………………………... 4
1.1 Понятие мифа…………………………………………………………………… 4
1.2 Функции мифа…………………………………………………………………... 6
1.3 Мифология Древней Греции и Древнего Рима……………………………….. 7
2 Религия античности………………………………………………………………. 9
2.1 Понятие религии………………………………………………………………... 9
2.2 Ранние формы религий………………………………….……………………… 9
2.2.1 Фетишизм……………………………………………………………………… 9
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………………………. 11
2.2.3 Анимизм……………………………………………………………………….. 12
2.2.4 Магия…………………………………………………………………………... 13
2.3 Формы культового действия…………………………………………………… 13
2.3.1 Культ животных………………………………………………………………. 13
2.3.2 Промысловый культ………………………………………………………….. 14
2.3.3 Культ растений………………………………………….…………………….. 14
2.3.4 Культ предков…………………………………………………………………. 14
2.4 Религия Древней Греции и Древнего Рима…………………………………… 16
Заключение………………………………………………………………………….. 16
Список литературы…………………………………………………………………. 18

Работа содержит 1 файл

мифология и религия античности .doc

— 147.00 Кб (Скачать)

АКДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

Кафедра «Регионоведения  и связей с общественностью» 
 
 
 
 
 
 

Мифология и религия античности

реферат по дисциплине «Культурология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка группы 11-Э-01

                  Черепанова  О.В.

Научный руководитель: к.и.н., доцент

Машитлев  Р.М. 
 

Краснодар

2011

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Мифология  античности…………………………………………………………... 4
1.1 Понятие  мифа…………………………………………………………………… 4
1.2 Функции  мифа…………………………………………………………………... 6
1.3 Мифология  Древней Греции и Древнего  Рима……………………………….. 7
2 Религия  античности………………………………………………………………. 9
2.1 Понятие  религии………………………………………………………………... 9
2.2 Ранние  формы религий………………………………….……………………… 9
2.2.1 Фетишизм……………………………………………………………………… 9
2.2.2 Тотемизм………………………………………………………………………. 11
2.2.3 Анимизм……………………………………………………………………….. 12
2.2.4 Магия…………………………………………………………………………... 13
2.3 Формы  культового действия…………………………………………………… 13
2.3.1 Культ  животных………………………………………………………………. 13
2.3.2 Промысловый  культ………………………………………………………….. 14
2.3.3 Культ  растений………………………………………….…………………….. 14
2.3.4 Культ  предков…………………………………………………………………. 14
2.4 Религия  Древней Греции и Древнего  Рима…………………………………… 16
Заключение………………………………………………………………………….. 16
Список  литературы…………………………………………………………………. 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.

     В процессе передачи из поколения в поколение знаний, сведений об обычных и необычных явлениях формируется особая форма закрепления памяти человечества — миф. Мифы представляют собой сложное культурное явление. В них своеобразно запечатлена древняя история человечества, и каждое новое поколение современных людей прочитывают её в духе усвоенных (или утраченных) культурных традиций.

     Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание — это познание эзотерическое, или, иным словом, — тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

     В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися  самостоятельными. Источники религии  и мифологии различны: корни религии – в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии – в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных  и общим уровнем общественно-культурного  развития, и конкретно-историческими факторами.

     Хотя  мифология играет и важную роль в истории религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом религии. В древних религиях основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Вера в мифы не была обязательной. Известны и религии, в которых мифологическая сторона играла  совсем неприметную роль и даже пости отсутствовала (например, в конфуцианстве).  Мифы – это произведение народной фантазии, наивно объясняющее факты реального мира. Они рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется ее содержание. Имея различные корни, мифология и религия имеют общее – олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних стадиях развития способствует включению мифологических представлений в область религии.

     Таким образом, мифология тесно связана  с религией, но в тоже время она остается самостоятельной, сохраняет известную независимость от религии. 

     1 Мифология античности 

     1.1 Понятие мифа 

     Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,  
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

       Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

     Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.

     Миф — это яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.

     Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений  и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.

     Мифы  разделяются на:

  • теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
    • космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
  • космологические, описывающие построение и развитие мира;
    • антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
  • сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
  • эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.

     Миф — явление  многозначное, совмещающее в себе два аспекта – взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).

     Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.

     Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:

  • космогонические мифы – мифы о происхождении мира и вселенной;
    • антропогонические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;
    • мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
  • эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен;
  • космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

     Антропогонические мифы являются составной частью мифов  космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).

     Мифы  о культурных героях повествуют о  том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.

     Эсхатологические  мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии «конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления, сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: «Грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям».

     Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.  

     1.2 Функции мифа 

     Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что  миф – это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:

  • аксиологическая, или ценностная – выражает качественное состояние предмета или идеи;
  • семиотическая, или знаковая – чтение текстов на специфическом языке знаков;
  • гносеологическая, или познавательная – опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;
  • коммуникационная (функция трансляции) – механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

     Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции:

  • энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом;
  • созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Например, коллективы рабочей бригады на заводе или хоккейной команды, коллективы целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа;
  • формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление;
  • воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов;
  • формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.

Информация о работе Мифология и религия античности