Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:40, доклад
Мифы и легенды нашего мира - величайшее культурное наследие человечества, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. И не только потому, что они сами по себе - шедевры человеческого гения, собранные и обобщенные многими поколениями великих поэтов, писателей, мыслителей. Знание этих легенд и мифов дает ключ к пониманию поэзии Гёте и Пушкина, драматургии Шекспира и Шиллера, живописи Рубенса и Тициана, Брюллова и Боттичелли.
Введение
Мифы и легенды
нашего мира - величайшее культурное наследие
человечества, интерес к которому
не угасает на протяжении многих столетий.
И не только потому, что они сами
по себе - шедевры человеческого
гения, собранные и обобщенные многими
поколениями великих поэтов, писателей,
мыслителей. Знание этих легенд и мифов
дает ключ к пониманию поэзии Гёте
и Пушкина, драматургии Шекспира
и Шиллера, живописи Рубенса и
Тициана, Брюллова и Боттичелли.
Каждый период в
истории культуры по-своему ценен. Но
не случайно особую роль исследователи
отводят античной (особенно греческой)
культуре. И литература, и искусство,
и философия Древней Греции стали
отправной точкой в развитии европейской
культуры. Древняя Греция открыла
человека как прекрасное и совершенное
творение природы, как меру всех вещей.
Наше знакомство с мировой культурой
начинается с великолепных образцов
греческого гения, проявившегося во
всех сферах духовной и социально-политической
жизни - в поэзии, архитектуре, скульптуре,
живописи, политике, науке и праве.
Греки создали науку, которые
некоторые исследователи
В целом
для античной культуры
отличалась от Востока,
где развитие культуры протекало
в основном в форме
комментирования древних
учений, ставших каноническими, в
форме увековечивания традиции.
Мифология
Древней Греции оказала
античной культуры, так и на формирование общечеловеческой цивилизации в целом.
Миф как культурное
наследие
Подобно Эдипу перед
Сфинксом, уже много веков стоит
наука перед феноменом
определения мифа, но
ни одно из них не является удовлетворительным,
поскольку исследователи
То, что мы называем «греческой
мифологией», - это комплекс преданий
и легенд, изустно сложившихся
на территории Балканского
Место мифа в изобразительном
искусстве
Миф как слово (таково
значение греческого «mythos») рождался вместе
с живописью на стенах палеолитических
пещер вместе с пением и пляской
их обитателей как часть ритуала.
Развитие греческого мифа происходит
в иных условиях - пещеры давно сменились
хижинами, домами, дворцами и храмами,
каменные орудия - металлическими, вместо
пальцев художники стали
Миф дает темы
для керамики, подчас используемой
в погребальных обрядах.
На аттическом кратере
VIII века до нашей эры изображен
сорокавесельный корабль с
К первой четверти VII
века до нашей эры относится самый
крупный сосуд геометрического
стиля, подписанный именами Клития
и Эрготима, названный «царицей ваз»
или, по имени открывателя, - вазой
Франсуа. Он представляет собой энциклопедию
греческой мифологии. В шести
поясах изображений представлены Калидонская
охота, игры в честь Патрокла, погоня
Ахилла за Троилом, битва пигмеев
с журавлями и многие другие сюжеты.
Ваза Франсуа, созданная
греческими художниками, найдена в
этрусской монументальной гробнице.
В Этрурии греческий миф обрел
для себя благоприятную почву. Независимо
от того, кто был художником - грек-переселенец
или коренной этруск, трактовка одного
и того же мифа в Этрурии и в
собственного Греции отличается не столько
тем, что греческие имена
направленностью, учитывающей
среду, в которой изображения
должны были бы иметь хождение, настроение
общества в целом и отдельных
его прослоек -аристократии, простонародья,
а также локальные пристрастия
к тем или иным героям.
В V-IV веках до нашей
эры, когда в Греции существовали
различные художественные типы расписной
керамики, миф широко проникает в
греческий быт. Изображаемые на стенках
сосудов боги и герои становятся
участниками греческих застолий
и излюбленной игры в коттаб. Вместе
с питьем и пищей обогащались
зрение, воображение, дух. Грек узнавал
своих богов и героев «в лицо»
и привыкал к их новому для него
реалистическому облику.
В это же время
на сюжеты греческих мифов были написаны
монументальные картины Полигнотом,
Паррасием, Апеллесом и многими
другими художниками, выставлявшиеся
на обозрение в публичных местах.
Ни одно из этих произведений не сохранилось.
Но до нас дошли их детальные описания
в труде Павсания «Описание Эллады»
и книге Филострата «Картины», позволяющие
нам представить не только мастерство
и манеру художников, но и различные
варианты мифов. Монументальная живопись
оказала влияние на изображения
мифологических сюжетов на вазах.
Созданием новой
полисной эпохи стал храм, мыслимый
местом обитания божества и космосом
в миниатюре. Его колонны, первоначально
деревянные, виделись множеством богинь
и богов наподобие нимф, куретов,
корибантов. Да и статуи богов сохраняли
долгое время колоннообразную форму.
Треугольник, образуемый крайними бревнами
кровли, фронтон, стал использоваться
для выражения средствами искусства
тех или иных мифологических идей
и мотивов.
На фронтоне
храма Артемиды на Керкире
изображена Горгона в
В самом храме
выделили место для статуарных изображений
обитавших в них божеств. Во второй
половине V века до нашей эры появились
грандиозные камни из мрамора, золота,
слоновой кости, создающие величественный
облик Зевса, Афины и других олимпийских
богов, сопоставимый по силе воздействия
на верующих с произведениями Гомера.
Колоссален изобразительный
фонд греческой мифологии. Это культовые
статуи и статуэтки, служившие приношениями
(вотивами), мифологические сцены, воспроизведенные
на фризах и фронтонах храмов, сосудах,
погребальных стелах, мозаиках, фресках,
зеркалах, разных камнях (геммах), монетах
и множестве предметов
Разумеется, художники,
скульпторы, граверы, создававшие произведения
на мифологические темы, испытывали влияние
классических мифологических текстов.
Но в том случае, если они создавали
не предметы античного «ширпотреба»,
а работали на храмы, на дворцы, общественные
здания, на богатых заказчиков, то давали
мифам свою трактовку. Они создавали
великие творения, соперничавшие
с литературными произведениями
на мифологические темы.
Отсюда возникает
ряд сложных проблем при
Имя - источник мифа
Знакомство с греческими,
да и любыми другими мифами начинается
с имен задействованных в них
персонажей.
Боги и герои
так же, как и их древние почитатели,
отличались друг от друга именами, и
установление смысла этих имен едва ли
не главный путь к истокам религиозно-
Этот феномен может
быть объяснен представлениями, восходящими
к тому времени, когда предки греков
пользовались другим языком, отличным
от языка Гомера, Гесиода и иных
авторов, сохранивших мифологические
сюжеты. В них задействованы боги
и герои с загадочными для
нас и для самих греков именами
или именами, заимствованными у
других народов. Здесь поле действия
лингвистов, археологов языка, для которых
имя бога - это реликт, исследуемый
на материале других, более древних,
чем древнегреческих, мертвых языков,
как родственных, так и чуждых
ему. Сравнивая, например, имя «Персефона»
с этрусским героем Ферсу, изображаемым
в маске в сцене схватки, подобной
гладиаторскому бою, мы понимаем, что
элемент имени богини «перс» не имеет
никакого отношения к персам, как
истолковывалось в древности
имя Персей, а ближе к слову
этрусского происхождения «персона»,
имевшему значение «маска». Персефона
так же, как и Персей, скорее всего,
были персонажами особого
Миф как основа культуры
Древней Греции
По самой своей
сути миф - одна из форм истории, и в
этом едва ли не главное отличие
от сказки. Он призван удовлетворить
присущую роду человеческому потребность
в собственной идентификации
и ответить на
возникающие вопросы
о происхождении мира, жизни, культуры,
отношений, складывающихся между людьми
и природой. Характер ответов на
эти и другие подобные вопросы
зависит от многих причин, но, прежде
всего, от состояния самого общества
и объема находящейся в его
распоряжении информации.