Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 19:40, реферат
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Воображение – великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало Парфенон и величественные египетские пирамиды, ибо, до того как строители своими руками возвели их и сделали фактом реальности, они уже жили в мечте, в воображении архитектора.
Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
1.Миф как явление культуры. Культурологические концепции изучения мифа.
2.Функции мифа.
3.Современные мифы и их роль в культуре.
4.Список используемой литературы.
1.Миф как явление
культуры. Культурологические концепции
изучения мифа.
2.Функции мифа.
3.Современные
мифы и их роль в культуре.
4.Список используемой
литературы.
1.Миф как явление
культуры. Культурологические концепции
изучения мифа.
Целая эпоха
духовной жизни человечества, формирование
и расцвет древних цивилизаций была царством
мифа, созданного воображением человека.
Воображение – великий дар природы, драгоценное
качество людей, их творческая энергия.
Оно создало «Илиаду» и «Рамаяну», «Эпос
о Гильгамеше» и «Энеиду». Оно создало
Парфенон и величественные египетские
пирамиды, ибо, до того как строители своими
руками возвели их и сделали фактом реальности,
они уже жили в мечте, в воображении архитектора.
Воображение древнего
человека создало царство мифа. Люди
искали ответы на волнующие их философские
вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной,
человека и самой жизни. Когда действительность
не давала ответа, на помощь приходило
воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические
потребности людей.
Миф – не сказка.
Сказка – вымысел и осознается как вымысел,
увлекая человека мечтой об иной действительности.
Миф отождествляет мечту с реальностью.
Сказка – дитя уже более поздней эпохи.
Миф – древнее. Он не мирится с сомнением.
Человек, создавая его, как бы осуществлял
свое абсолютное знание истины. Кто из
современников Гомера мог сомневаться
в реальности Зевса? Кто из древних индийцев
осмелился бы оспаривать существование
грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений.
Миф соединяет
в себе рациональное и иррациональное.
Рациональное — поскольку современный
человек пытается достичь ясной картины
окружающего мира, и в мифе он находит
успокоение. Иррациональность проявляется
в том, что мифологическое не проверяется,
ему нет соответствия в действительности.
Однако эффективное воздействие мифологического
проявляется как раз в том, что это, как
правило, повторение уже случавшегося
ранее.
В современной
культуре и в современной культурологии
слово «миф» является одним из
наиболее популярных и общеупотребительных.
Им пользуются философы, политики, литературоведы,
психологи; и, тем не менее, это слово, которое
до сих пор является неразгаданным глубоко
таинственным. Для историка культуры миф
— это, прежде всего совокупность странных,
фантастических повествований, на которых
построена вся духовная жизнь древнейших
цивилизаций и так называемых «примитивных»
народов.
Миф — это
яркая и подлинная
Миф — собственно
повествование, сказка, особенно история
богов. Мифы содержат религиозно окрашенные
изображения явлений и процессов природы
и миро, воплощенных в человеческих образах.
Духовные и природные силы выступают в
них как боги и герои, совершающие поступки
и переживающие страдания наподобие человеческих.
Мифы разделяются на теогонические, изображающие
рождение и возникновение богов, космогонические,
где описывается возникновение мира благодаря
действиям богов, космологические, описывающие
построение и развитие мира, антропологические,
повествующие о сотворении человека, ею
сущности и предназначенной им богами
судьбе, сатериологические, имеющие своей
темой спасение человека, и эсхатологические,
где говорится о конце света, человека
и богов. В более широком смысле под мифом
понимается изображение метафизических
связей природной и человеческой жизни,
собранное из элементов реальности и использующее
эти элементы кок символы божественных
и метафизических сил и субстанций, причем
сущность явлений изображается в образах,
о не в понятиях; таковы созданные Платоном
мифы, при помощи которых он мог легче,
ярче и в более доступной форме выразить
свои метафизические идеи. Кроме того
миф — это своеобразный способ духовного
освоения действительности, взгляда на
мир характеризуется тем, что все вещи
и явления воспринимаются в нем как сопричастные
друг другу.
Миф — явление
многозначное, совмещающее в себе
два аспекта - взгляд из прошлого или
в прошлое (диахронический аспект) и
средство объяснения настоящего (синхронический
аспект).
В изучении мифологического
материала можно выделить несколько подходов
. Во времена античности преобладало аллегорическое
толкование мифов, позже развитое в трактатах
Боккаччо и сочинениях Ф. Бекона. Романтическую
концепцию развивали немецкие ученые
филологи Ф. Шеллинг, Я. и В.Гримм, трактовавшие
миф как эстетический феномен. В XIX веке
друг другу противостояли две основные
концепции — лингвистическая (М. Мюллер)
и антропологическая (Э. Тейлор, Г. Спенсер).
В XX веке возникли функциональная (Б. Малиновский),
социологическая (Л. Леви-Брюль), архетипическая
(К.Г. Юнг), структуралистская (К. Леви-Стросс).
Большое внимание
в мифах уделяется рождению, смерти,
испытаниям. Особое место занимает
добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание
животных. Миф - это не первоначальная
форма знаний, а вид мировоззрения, образное
представление о природе и коллективной
жизни. В мифах объединились зачатки знаний,
религиозных верований.
Для первобытного
сознания мыслимое должно совпадать
с переживаемым, действительное с
тем, кто действует. Генетический принцип
- сводится к выяснению кто кого породил.
Мифы построены на установлении гармонии
между миром и человеком.
Сегодня большинство
ученых склоняются к тому мнению, что
секрет происхождения мифа следует
искать в том, что мифологическое
сознание явилось древнейшей формой понимания
и осмысления мира, понимания природы,
общества и человека. Миф возник из потребности
древних людей в осознании окружающей
его природной и социальной стихии, сущности
человека.
Среди всего
множества мифических преданий и рассказов
принято выделять несколько важнейших
циклов. Назовем их:
- космогонические
мифы - мифы о происхождении мира
и вселенной,
- антропогонические
мифы - мифы о происхождении человека
и человеческого общества,
- мифы о культурных
героях - мифы о происхождении и введении
тех или иных культурных благ,
- эсхатологические
мифы - мифы о «конце света», конце
времен.
Космогонические
мифы, как правило делятся на две
группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические
мифы являются составной частью мифов
космогонических. Согласно многим мифам,
человек сотворяется и самых разнообразных
материалов: орехов, дерева, праха, глины.
Чаще всего, творец создает сначала мужчину,
потом женщину. Первый человек обычно
наделен даром бессмертия, но он утрачивает
его и становится у истоков смертного
человечества (таков библейский Адам,
вкусивший плодов с древа познания добра
и зла). У некоторых народов бытовало утверждение
о происхождении человека от предка-животного
(обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных
героях повествуют о том, как человечество
овладевало секретами ремесла, земледелия,
оседлой жизни, пользования огнем - иначе
говоря, как в его жизнь внедрялись те
или иные культурные блага. Самый знаменитый
миф подобного рода - древнегреческое
сказание о Прометее, двоюродном брате
Зевса. Прометей (в дословном переводе
– «мыслящий прежде», «предвидящий») наделил
разумом жалких людей, научил их строить
дома, корабли, заниматься ремеслами, носить
одежды, считать, писать и читать, различать
времена года, приносить жертвы богам,
гадать, внедрил государственные начала
и правила совместной жизни. Прометей
дал человеку огонь, за что и был покаран
Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он
терпит страшные мучения - орел выклевывает
ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Эсхатологические
мифы повествуют о судьбе человечества,
о пришествии «конца света» и наступлении
«конца времен». Наибольшее значение в
культурно-историческом процессе сыграли
эсхатологические представления, сформулированные
в знаменитом библейском «Апокалипсисе»:
грядет второе пришествие Христа - Он придет
не как жертва, а как Страшный Судия, подвергающий
Суду живых и мертвых. Наступит «конец
времен», и праведники будут предопределены
к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
Сказанного достаточно,
чтобы подтвердить сформулированную выше
мысль: мифы возникли из настоятельной
потребности людей объяснить происхождения,
природа, людей, устройство мира, предсказать
судьбу человечества. Сам способ объяснения
имеет специфический характер и коренным
образом отличается от научной формы объяснения
и анализа мира.
В мифе человек
и общество не выделяют себя из окружающей
природной стихии: природа, общество
и человек слиты в единое целое,
неразрывное, единое.
В мифе нет абстрактных
понятий, в нем все - очень конкретно,
персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое
сознание мыслит символами: каждый образ,
герой, действующее лицо обозначает
стоящее за ним явление или
понятие.
Миф живет в
своем, особенном времени - времени
«первоначало», «первотворения», к которому
неприложимы человеческие представления
о течении времени.
Миф мыслит образами,
живет эмоциями, ему чужды доводы
рассудка, он объясняет мир, исходя
не из знания, а из веры.
2.Функции мифа.
Русский ученый
Б.Л. Борисов полагает, что миф
— многоуровневая система. Среди множества
ее функций наиболее существенны следующие
:
- аксиологическая,
или ценностная. Выражает качественное
состояние предмета или идеи.
- семиотическая,
или знаковая. Это чтение текстов
на специфическом языке знаков.
- гносеологическая,
или познавательная: опыт человеческих
поколений, способность накапливать знания
о мире.
- коммуникационная
(функция трансляции). Это механизм
передачи опыта от поколения
к поколению, социальная
Известный российский
культуролог Л.Г. Ионин полагает, что «миф
есть фундаментальная форма строения
реальности». Миф формирует жизнь как
единство. Это значит, что он обеспечивает,
с одной стороны, единство субъекта и объекта,
с другой — единство представления и действия.
При этом Л.Г. Ионин выделяет несколько
функций мифа .
1. Энергетическая.
Миф связывает и канализирует
социальную энергию. Миф
2. Созидание
коллективов. Коллективы
3. Формирование
идентичности. Обеспечивая специфическую
для коллектива координацию