Миф как выражение синкретизма первобытного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:30, контрольная работа

Описание работы

Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У историков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями.

Работа содержит 1 файл

реферат 3.rtf

— 436.75 Кб (Скачать)

    3. Миф как выражение синкретизма первобытного сознания 

     Мифология - совокупность мифов разных эпох и народов, где миф (с греч. - сказание, предание) является повествованием о первопредках, богах, духах, героях. Мифотворчество возникает в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства, причем мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: о происхождении мира (космогонические мифы), богов (теогонические мифы), человека (антропогонические мифы), солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы), различных человеческих навыков и умений, обычаев и обрядов, жизни и смерти и др. Мифы объясняют устройство вещей и явлений, ход времени, повествуют о конце света, словом, дают единую картину мира древнего человека. В первобытном обществе все мифы являлись основным способом познания мира. В мифологических сказаниях накапливался опыт и знания многих поколений. При этом, может быть, ни в одной науке не содержится так много различных гипотез. Со второй половины XIX века черты мифологического объяснения реальности стали обнаруживаться даже там, где их меньше всего ожидали увидеть. Так, мифологические идеи о строении космоса, о возможности во Вселенной разных миров, неоднородности времени и пространства, диалектики прошлого и настоящего, материальности времени, взаимосвязи всего живого, противоречивости бытия, природно-духовной сущности человека, продления человеческой жизни, космичности и вечности жизни, единства живого и косного, их взаимопревращений, искусственного создания жизни, пределов человеческих возможностей и др. в значительной степени стимулировали развитие современной научной мысли. Мифы также выполняли аксиологическую функцию: в них сконцентрированы основные духовные ценности древнего человека - добро и зло, справедливость, любовь, счастье, красота, бог, душа, мудрость и т.д. Мифы устрашают, учат, воспитывают, напоминают. Общая черта мифов - синкретичность человека и природы, прошлого и настоящего, вымысла и реальности, естественного и сверхъестественного, вещи и слова, существа и его имени, а также наивное очеловечивание всей природы. Главное для мифологического сознания - вера в излагаемые факты, поэтому и невариативность мышления, т.е. недопустимость иных толкований и мнений. Все мифы очень образны, наглядны: объясняемые явления персонифицированы, но в то же время в какой-то степени и обобщены. При этом использование архетипов, или смысло-образов в мифах свидетельствует о высоком уровне обобщений: абстрактные идеи принимают форму наглядно-чувственного образа, символа, аллегории. Таким символом может стать не любой образ, но только тот, который несёт универсальную объяснительную нагрузку (яйцо, вода, земля, огонь, гора, лабиринт, лестница, круг или квадрат и др.). Мифы можно считать знанием, предшествующим философии. 

 

      Список использованных источников 

  1. Полищук В.И. Культорология: Уч. пособие. - М.: Гардарини. - 1999. - 446 с.
  2. Шалютин Б.С. Общество произошло от обезьяны» // Человек. №3, 2003, 12 с.
  3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 608 с.
  4. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1983. - 170 с.
  5. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М.: Правда, 1989. - 397 с.
  6. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. - Саранск, 1996. - 350 с.
  7. Юнг К.Г. О психологии бессознательного. - М.: Канон, 1998. - 286 с.
  8. Лосев А.Ф. Форма - стиль - выражение. М.: Мысль, 1995. - 316 с.
  9. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1998. - 163 с.
  10. Касавин И.Т. Магия: её мнимые открытия и подлинные тайны // Заблуждающийся разум? М., 1990. - 81 с.
  11. Ерёмина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. - 165 с.
  12. Малиновский Б. Магия, наука и религия. - М.: Рефл-бук, 1998. - 297 с.
  13. Культурология для технических вузов. Ростов: Феникс, 2001. - 448 с.

Информация о работе Миф как выражение синкретизма первобытного сознания