Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:30, контрольная работа
Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У историков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями.
3.
Миф как выражение синкретизма первобытного
сознания
Мифология
- совокупность мифов разных эпох и народов,
где миф (с греч. - сказание, предание) является
повествованием о первопредках, богах,
духах, героях. Мифотворчество возникает
в первобытном обществе. В мифах переплетены
ранние элементы религии, философии, науки
и искусства, причем мифам разных народов
присущи сходные и повторяющиеся темы
и мотивы: о происхождении мира (космогонические
мифы), богов (теогонические мифы), человека
(антропогонические мифы), солнца (солярные
мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные
мифы), различных человеческих навыков
и умений, обычаев и обрядов, жизни и смерти
и др. Мифы объясняют устройство вещей
и явлений, ход времени, повествуют о конце
света, словом, дают единую
картину мира древнего человека. В
первобытном обществе все мифы являлись
основным способом познания мира. В мифологических
сказаниях накапливался опыт и знания
многих поколений. При этом, может быть,
ни в одной науке не содержится так много
различных гипотез. Со второй половины
XIX века черты мифологического объяснения
реальности стали обнаруживаться даже
там, где их меньше всего ожидали увидеть.
Так, мифологические идеи о строении космоса,
о возможности во Вселенной разных миров,
неоднородности времени и пространства,
диалектики прошлого и настоящего, материальности
времени, взаимосвязи всего живого, противоречивости
бытия, природно-духовной сущности человека,
продления человеческой жизни, космичности
и вечности жизни, единства живого и косного,
их взаимопревращений, искусственного
создания жизни, пределов человеческих
возможностей и др. в значительной степени
стимулировали развитие современной научной
мысли. Мифы также выполняли аксиологическую
функцию: в них сконцентрированы основные
духовные ценности древнего человека
- добро и зло, справедливость, любовь,
счастье, красота, бог, душа, мудрость и
т.д. Мифы устрашают, учат, воспитывают,
напоминают. Общая черта мифов - синкретичность
человека и природы, прошлого и настоящего,
вымысла и реальности, естественного и
сверхъестественного, вещи и слова, существа
и его имени, а также наивное очеловечивание
всей природы. Главное для мифологического
сознания - вера в излагаемые факты, поэтому
и невариативность
мышления, т.е. недопустимость иных толкований
и мнений. Все мифы очень образны,
наглядны: объясняемые явления персонифицированы,
но в то же время в какой-то степени и обобщены.
При этом использование архетипов, или
смысло-образов в мифах свидетельствует
о высоком уровне обобщений: абстрактные
идеи принимают форму наглядно-чувственного
образа, символа, аллегории. Таким символом
может стать не любой образ, но только
тот, который несёт универсальную объяснительную
нагрузку (яйцо, вода, земля, огонь, гора,
лабиринт, лестница, круг или квадрат и
др.). Мифы можно считать знанием, предшествующим
философии.
Список использованных источников
Информация о работе Миф как выражение синкретизма первобытного сознания