Миф и религия в системе культурных ценностей.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать существование мифа и религии в системе культурных ценностей. Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями современного российского общества в сохранении самобытных национальных культур Российской Федерации. Культурная функция религии одновременно и консервативна, и динамична: она освящает традицию культуры и также обеспечивает общую цель, объединяющую различные социальные элементы в культуре.

Содержание

1.Введение
2. Типология религий
3. Современные мировые религии
4. Религиозное сознание в культуре ХХ века
5.Заключение
6.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология на печать.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

     Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий — Сунна о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

     На основе Корана был разработан шариат — свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, поэтому его год на И дней короче христианского. Главный праздник мусульман — курбан-байрам (жертвоприношение). В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.

    Рассуждая о религии, следует сказать, что ее история свидетельствует о том, что всегда рядом с верующими жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).

     После 1917 г. в России Церковь была отделена от государства, и в обществе впервые за всю историю стала вестись активная пропаганда атеизма, которая впоследствии приняла форму атеистического воспитания населения. Это в значительной мере ослабило позиции Церкви в формировании религиозного мировосприятия у части населения, дало возможность просвещения общества с позиций науки. Общество нацеливалось на познание законов функционирования природы и его самого. Творцом своей судьбы провозглашался сам человек без упования на различные сверхъестественные силы.

     В наше время, особенно после 1991 г., в России усилилась пропаганда религии, религиозной истории средствами массовой информации, включая телевидение. По всей стране восстанавливаются для функционирования молитвенные здания, строятся новые, регистрируется множество новых религиозных образований всяческих вероисповеданий, вплоть до таких, которых традиционно в российской истории не существовало.

    Всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, необходимо рассматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины. Можно взять примеры из православия в России. Принятие его диктовалось социальной действительностью, язычество противилось объединению русских княжеств в единое государство. Также конкретно-исторически следует оценивать влияние на жизнь общества любой религии. Каждая из них оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей.

    В настоящее время в России провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрелигиозным человеком

 

 

4.РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ В КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА

     Чтобы определить место и значимость религии в современной культуре, необходимо рассмотреть взаимодействие религии с наукой, моралью, искусством. В истории культуры отношение «религия – наука» представлено как взаимосвязь, взаимодействие веры и истины.  

          Вера и истина, имея единый  латинский корень, в религиозном  сознании отождествлялись. В христианстве  считается, что Бог есть высшая  добродетель, истина и красота. Но в процессе исторического развития культуры произошло размежевание между верой и истиной. Хотя и первая, и вторая стремились объяснить миропорядок, но каждая со своей точки зрения. Проблема веры и знания – одна из острейших в гуманитарном знании. Были времена, когда религиозная вера стимулировала образование и просвещение. В период ускорения христианства этому процессу сопутствовало открытие церковных школ, создание монастырских библиотек, позднее университетов.

          Наука сыграла существенную роль в секуляризации культуры. Секуляризация – характерный признак современности. Секуляризация – это процесс, при котором падает былое социальное величие религии, значимость ритуалов, появляется скептицизм в отношении религиозной веры. Процессу секуляризации способствовали следующие факторы: развитие науки, развитие государства, развитие капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии.

          Под воздействием этих факторов  сформировалась светская культура. Понятие светской культуры не есть отрицание религии. Светская культура ассимилирует элементы религиозной культуры. Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его интересами. Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

          Светская культура, в которой  религия играет немаловажную  роль, сохраняет церковные традиции  – обряды, праздники, их нравственный  смысл и значение. Бывает так,  что люди, на первый взгляд неверующие, формально исполняют некоторые религиозные ритуалы. В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы веры. Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха. А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине – символом звезды Вифлеема, символом Рождества. На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

          Религия как элемент духовной  культуры имеет не только уровень  обыденного существования, но  и теоретического, выраженного в определенной идеологии. В настоящее время широкое распространение получили идеи экуменизма. Экуменизм – религиозное движение в поддержку духа мира и любви в обществе христиан различных конфессий. Экуменисты стремятся преодолеть различия, характерные для существующих христианских доктрин. Экуменизм – путь, ведущий к единению всех христиан.

     Религия  как явление современной духовной  культуры, дающая человеку веру  в потустороннюю вечную жизнь,  не может быть истолкована  как форма классической утопии. Все религиозные обещания связаны с тем, что будет когда-то, после земной жизни. Все, что ожидает верующего, ожидает его после смерти, в его неземном бытии. Классическая утопия – несбыточность заявленных целей в реальном мире. Любая утопическая концепция рано или поздно развенчивается. Это определяющий ее признак. Именно потому, что религия никогда не обещала рая в мире земном, она не может быть развенчана, опровергнута.

          Религия и искусство. В различные  культурно-исторические эпохи связь между искусством и религией была не одинакова. Иногда искусство настолько сливалось с религией, что рождалось то, что именуется религиозным искусством. Понятие религиозного искусства имеет широкое и узкое толкования. В широком значении религиозным является такое искусство, в котором обнаруживается влияние той или иной религиозной системы: в сюжетах, темах, идеях, образах, общей направленности. В этих случаях эстетическое может превалировать над религиозным и приближаться к искусству мирскому.

         Культовые действия носят сакральный характер и потому нуждаются в особым образом организованном пространстве (храм, мечеть, пагода). Необходимость создания такого пространства привела к появлению специфической, культовой архитектуры, в которой внешние формы строения выражают философию соответствующей религии.

          Особое значение придается внутреннему  убранству храма. Так, наряду  с культовым зодчеством, возникает  культовое изобразительное искусство:  живопись – иконы, фрески, мозаика,  иллюстрации, скульптура, мелкая пластика, а также религиозная литература, драматургия и музыка.

      Культовое произведение искусства не всегда может быть художественно ценным. Однако даже такая вещь будет предметом культа. Но чтобы, например, икона воздействовала подобающим образом, она должна быть действительно художественным произведением, чтобы эстетическое чувство укрепляло чувство религиозное. Поэтому многие великие художники обращались к культовому искусству, в результате чего рождались шедевры.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод о том что, миф и религия играют немаловажную роль в жизни человека. Обе формы сознания – мифологическая и религиозная – достаточно самостоятельны, несмотря на их переплетение.

    Миф актуализирует мир значений, придавая им витальность, превращая их в соучастника человеческой деятельности. Действия мифических персонажей расшифровывают для человека окружающий мир, объясняют его происхождение через деятельность первопредка, какое-либо событие, обозначение и т.д. Мифологическое боги и герои вступают между собой в сложные отношения, что порождает смешение мифов, в результате чего возникают пантеоны и циклы, дающие всестороннее объяснение мира. Миф используется как для подтверждения высокого статуса религиозных ценностей, так и для их ниспровержения. Именно через мифологические сюжеты и мотивы велась в литературе борьба за снижение статуса религиозных уста­новок и за утверждение иных, прямо им противостоящих.

   Очевидно, что миф может стать вторичным порождением как религии, так и идеологии, если в них усиливается тенденция внушения в сознание общества превратного понимания действительности. Примеры такого рода внушения можно черпать не только в древности или средневековье. Новейшее время содержит до­статочно таких примеров.

    Следовательно, религиозно-мифологические представления специфичны своей направленностью на непостижимое, принципиально находящееся за пределами компетенции разума, опорой на веру как высшую инстанцию по отношению к любым теологическим аргументам. Вера сопряжена с экзистенциальной активностью субъекта, попыткой осмыслить свое существование. Обрядовые действия и практика индивидуальной жизни базируются на ней, служат ее продолжением. Одновременно они стимулируют веру и делают религию возможной. Мифологические представления получают статус религиозных не только через их ориентацию на непостижимое, но и благодаря их связи с обрядами и индивидуальной жизнью верующих.

    Из вышеизложенного следует, что религия – весьма многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.История религии в 2-х т.т. Учебник /под ред. Яблокова И.Н./ - М.: Изд-во «Современный литератор», 2004 г.

 

2.Радугин А.А. Культурология. – М., 2005.

 

3.Миронова М.Н., Кефели И.Ф. Религия в системе культуры

 

4.Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики


Информация о работе Миф и религия в системе культурных ценностей.