Международный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблема конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.
Международный конфликт воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

Содержание

1. Общественная суть и особенности международного конфликта
2. Типы международных конфликтов
3. Понятие, виды и особенности межгосударственных конфликтов
4. Фазы международного конфликта
5. Урегулирование и предотвращение международного конфликта
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Международный конфликт.docx

— 35.77 Кб (Скачать)

Шестая фаза международного конфликта - это фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных интересов. При этом урегулирование конфликта может стать следствием усилий одной или всех сторон конфликта либо начаться вследствие давления со стороны "третьей" стороны, в роли которой может оказаться крупная держава, международная организация либо мировое сообщество в лице ООН. Более подробно данную фазу рассмотрим в следующем параграфе реферата.

На любой из рассмотренных  первых пяти фаз международного конфликта  может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалирующий ход развития, воплощающийся в мирном зондаже и перерыве в военных действиях, переговорах об ослаблении или ограничении данного конфликта. При подобном альтернативном развитии может произойти ослабление, "замораживание" или ликвидация данного кризиса или даже конфликта на основе достижения компромисса между сторонами по поводу лежащего в основе конфликта противоречия. Вместе с тем на этой фазе возможен - при определенных условиях - новый цикл эволюционного или взрывного развития конфликта, например от мирного к вооруженному, если конкретное противоречие, лежащее в его основе, не будет "изжито" целиком и на достаточно длительный период.

Возможное развитие международного конфликта весьма сложно втиснуть в рамки какой-либо схемы, особенно в виде сетевого графика. Однолинейная схема не в состоянии передать всей сложности реального развития событий: перехода от сотрудничества сторон к конфронтации, изменений их интересов, целей и стратегии в ходе конфликта, применения ими разнообразных комбинаций мирных и военных средств, степени вовлечения других участников в борьбу и сотрудничество в данном конфликте, непосредственного развития вооруженного конфликта, эволюции и самих международных условий и т.д. Иначе говоря, процесс развития международного конфликта - это не простое восхождение от одной фазы конфликта к другой, а сложная диалектика политических и других отношений сторон по поводу объективных и субъективных противоречий, интересов и целей в ходе международного конфликта с разветвленной сетью вариантов альтернативного развития и, что не исключено, возможностью обратного хода. [5]

5. Урегулирование и  предотвращение международного  конфликта  

Наиболее приемлемая форма урегулирования международного конфликта - это достижение баланса  интересов его сторон, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при благоприятных внутренних и международных условия снова возродить конфликт.

В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной  среды каждой сторон, а также уровня и характера развития системы  международных отношений. В соответствии с этим выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная  и ролевая. Гегемонистская модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение  сторон с установками "центра силы" и ориентирована на использование  насилия или угрозы насилия, а  в стратегии решения склонна  к игре с "нулевой суммой", в  которой выигрыш одной стороны  равен проигрышу другой. Статусная  модель урегулирования международного конфликта структурно соизмеряет поведение  с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; она процессуально  расширяет конфликтное поле до включения  в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна  к урегулированию на основе паритета или правовых норм. Ролевая модель международного конфликта структурно соразмеряет физическое поведение  с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны: процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта.

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого  общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного  общественного развития;

• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение  проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает  максимальное снижение негативных последствий  потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Основные направления  предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация  жизни мирового сообщества в  хозяйственно-экономической, политической  и культурной сферах. Свидетельство  тому — существующие уже десятилетия  и вновь создаваемые экономические  союзы, сообщества, совместные предприятия. 

2. Строгое соблюдение  всеми странами и народами  принципа мирного сосуществования  Главное в содержании этого  принципа — признание всеми  субъектами международных отношений  права каждого народа на свободный  выбор пути развития и недопустимости  его навязывания любому государству  и обществу, а также признание  объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижение уровня  военного противостояния — непрерывное,  последовательное и равномерное  сокращение вооружений, прежде всего  оружия массового поражения. Это  одно из важнейших направлений  в предотвращении конфликтов  с применением вооруженных сил,  снижении их разрушительных последствий.  Разоружение может стать основой  более интенсивного социально-экономического  прогресса, который поднимет международную  безопасность на более высокий  уровень, улучшит условия жизни  людей, снизив, таким образом,  и опасность внутриполитических  конфликтов. Во-первых, разоружение  должно быть взаимное, равномерное  и равноценное для всех конкурирующих  сторон. Во-вторых, недопустимость монополии  одной из сторон в разработке  нового оружия, в том числе  имеющего оборонительный характер. В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный  контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и сотрудничества в этих областях

4. Усиление роли  международных межправительственных  организаций, таких, как ООН  и другие, в области правового  регулирования взаимоотношений  между странами. Главная задача  этих организаций в контексте  рассматриваемой проблемы — возглавить  строительство системы международной  региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении  межгосударственных конфликтов  могут сыграть объединенные вооруженные  силы ООН. История показывает, что коллективные усилия государств, даже относящихся к различным  социально-политическим системам, почти  всегда были плодотворными. Яркий  пример — антигитлеровская коалиция  в годы Второй мировой войны.  Совместные акции государств  по выполнению решения ООН  позволили блокировать агрессивные  действия Ирака по отношению  к Кувейту. 

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых  актуальных. Решение ее гарантирует  общецивилизационный прогресс и способствует предотвращению конфликтов во внутриполитической жизни государств.

Список использованных литератур: 

1. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. -СПб: Питер, 2008. – 496 с.

2. Глухова А.В.  Типология политических конфликтов. — Воронеж, 2004. – 98 с. 

3. Дмитриев А.В.  Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 411 с.

4. Громова О.Н.  Конфликтология.— М.: Экмос, 2000. -276 с.

5. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2005. – 302 с.

6. Козырев Г.И.  Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 2002. – 331 с.

7. Основы конфликтологии / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 2003. – 212 с.

8. Рыжков О. Политические  конфликты. — М., 2003. – 118 с. 

9. Уткин Э. А.  Конфликтология. Теория и практика.— М.: Экмос, 2001. – 177 с.

Информация о работе Международный конфликт