Междисциплинарные связи культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:17, статья

Описание работы

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук,формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе.

Работа содержит 1 файл

Междисциплинарные связи культурологии.docx

— 25.30 Кб (Скачать)

Второй сосредотачивает  внимание на уровнях культуры различных  групп, видах культурной деятельности, соотношении традиций и новаторства, системе распространения ценностей  культуры, их освоении человеком 

Третий уровень - основан на социологической информации, полученной в результате эмпирических исследований с использованием методов  опроса, интервью, включенного наблюдения, анализа документации и социальной статистики

Следует подчеркнуть,что  достоверность и надежность выводов  и рекомендаций, предлагаемых социологами  по результатам исследований, предполагает их взаимодополнение Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем, призвана не только выдать информацию, но и указать  пути преодоления противоречий, привлечь к их решению широкий круг организаторов, работников учреждений культуры

Достаточно сложной  проблемой социологии культуры является разработка и стандартизация индикаторов  или показателей определения  культурного уровня, изменения духовных потребностей На первый взгляд,здесь  все уникально, своеобразно и  потому внутренне сопротивляется всяческому шаблону,единой мерке, а тем более  какому-либо стандарту И тем не менее, чтобы знать о тенденциях надо исходить из такого набора данных, позволяющих произвести количественное и качественное измере ние. Причем произвольно  выбранный показатель может исказить представление о реальности, создать  ложную, улучшенную или ухудшенную картину действительного состояния. Все это свидетельствует о  большой ответственности социологов за представляемую информацию. Любой  сбор фактов неизбежно предполагает теоретическое осмысление и обобщение, без которых факты теряют смысл. Но между теорией и эмпирией существует и обратная связь, когда здание теории достраивается за счет полученных данных, позволяющих выявить новые тенденции  в развитии культуры.

В силу этой специфики  социология культуры требует от специалиста  освоения методики и техники социологических  исследований, свободное и профессиональное владение методами, умение работать с  компьютером, использование электронно-вычислительных машин. Социология культуры органично  связана с многими специальными социологическими теориями, родственными по своему объекту исследования и  существенно дополняющими представления  о процессах и знаниях. Междисциплинарные  связи устанавливаются с социологией  искусства, социологией морали, социологией  молодежи, социологией преступности и отклоняющегося поведения,социологией  досуга, социологией города и другими  науками. Одйако каждая из них не в  состоянии создать целостное  представление о социокультурной  реальности. В самом деле социология искусства дает богатую информацию, но только о художественной жизни  общества, а социология досуга показывает, как используют свободное время  различные группы населения.

Очевидно, что  невозможно поставить знак равенства  между этими очень важными, но частичными сведениями и культурой  в целом. Вполне понятно, что требуется  более высокий уровень обобщения. И эту задачу выполняет социология культуры.

Культурная антропология- исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления  духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов  в деятельности и ее результатах. Социально-культурная эволюция личности происходит в течение всей жизни, но при этом особую роль играют детство  и молодость, когда закладываются  основы ценностных позиций и интересов. Культурная антропология выявляет 'узловые* моменты социализации человека, специфику  каждого этапа жизненного пути, изучает  влияние социокультурной среды, системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное  внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера,смысл, духовный мир мужчины  и женщины.

В зарубежной науке  эта область исследований близка к психологической антропологии и исторической психологии.Особенно интенсивно она начала развиваться  в 60-е годы, хотя -ее основы были заложены в предшествующие десятилетия XX в. Тлавным  направлением является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияние природной и  культурной среды на духовный мир  человека, особенности национального  характера, взаимодействие экологии и  этноса.

Психоаналитическая  школа З.Фрейда и его последователей (Э.Фромм, А.Кардинер, К.Хорни, А.Адлер, А.Маслоу,К.Юнг) особое внимание уделяла взаимодействию естественно-биологических, энергетических и социокультурных факторов в  определении мотивов поведения  человека, эмоциональных состояний  тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; выяснению  социальных и психологических механизмов творчества, одаренности. Этнологическая школа, которую представляют М.Мид^. Р.Бенедикт, Г.Рокхайм, Дж.Уайтинг и  Б.Уайтинг,проявляет особый интерес  к миру детства как ответственному периоду в освоении культуры.Известные  работы "Культура и мир детства" М.Мид, "Дети шести культур"и "Психокультурный  анализ" Дж Уайтинга и Б.Уайтинга заложили основу научного направления  культурологии детства.

Среди советских  исследователей проблемы взаимодействия кулотуры и личности отражены в работах  Л.В.Выготского, А.А.Бодалева,И.С.Кона, В.Г.Богораз-Тана, Г.Г.Шпета и др.

Культурная антропология исследует индивидуальность личности, ее уникальность и неповторимость, соотношение сознательных действий и бессознательных импульсов, истоки жизненной энергии и притягательную силу влияния на других людей, душевное здоровье и обаяние, фальшь и лицемерие, агрессивность и зло.

Прикладная культурология  исследует организацию и технологию культурной жизни общества; деятельность учреждений культуры, культурных центров  досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение  реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.

Деятельность  театров,кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек; просветительная работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других общественных организаций  и ассоциаций -все это является объектом научного анализа.

Прикладная культурология  имеет практический характер, а специалисты  обладают организационными умениями и  навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий  населения.

Перечисленные разделы определяют общие контуры  культурологии как науки. Каждый из них требует углубленного исследования. Научные интересы могут быть сосредоточены  на различных аспектах, отражать индивидуальное своеобразие предпочтений.

Культурология - это не набор сведений о культуре, а импульс для гуманитарной ориентации сознания и поведения,для понимания  отечественной и мировой культуры.

Список  литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.countries.ru

Информация о работе Междисциплинарные связи культурологии