Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает, и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.

Содержание

Исторические условия и этапы становления массовой культуры 3
Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры. 11
Философские основы массовой культуры 14
Список Литературы: 16

Работа содержит 1 файл

Массовая культура.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

     Экономические предпосылки и  социальные функции "массовой" культуры.

 

     Истоки  широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются  в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще  К. Маркс в "Капитале". В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через  призму понятия "товар" все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

     Стремление  видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное  производство - все это во многом означает перенесение в сферу  художественной культуры того же финансово-индустриального  подхода, который царит п в  других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации  тесно связаны с банковским и  промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В  свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру -это массовая аудитория больших  залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных  и киноэкранов.

     В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс". Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизировано, изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена "Дух времени" (1962 г.). Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

     Массовая  культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в  человеческом обществе. Происходит отказ  от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального  общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает  личность, которая достаточно легко  поддается манипулированию. Другими  словами, происходит манипулирование  человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной  сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

     Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно  не может охватить все процессы в  развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей  степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые  образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа или стереотипа) - это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные "звезды искусственного Олимпа" насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.

     Массовая  культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта  и несбыточных грез. И все это  сочетается с открытой или скрытой  пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к  существующим условиям, конформизм.

     Отсюда  и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные "версии жизни", которые сводят социальное зло к психологическим  и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как "добродетель всегда вознаграждается", "любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает  все".

     Несмотря  на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая  базируется на определенных философских  основаниях.

 

     Философские основы массовой культуры

 
 

     Одной из старейших философских школ прошлых  веков была греческая школа - киренаиков, основанная в V веке до н. э. другом Сократа - Аристипом. Это школа создала  этическое учение - гедонизм. Гедонисты  утверждают, что чувство наслаждения  является целью всего поведения  человека. Идеи гедонизма развили  эпикурейцы. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что только одни технические средства породили, якобы, в XX веке новый тип "глобальной культуры". Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо-методологические основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента восхождения  на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента развлекательная  ветвь гедонистической функции  художественной культуры становится одной  из определяющих в массовой культуре.

     В качестве идейной основы современной  массовой культуры выступает философия  позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм. Для  него характерно сведение социального  к биологическому.

     В рамках позитивистской концепции социального  дарвинизма реанимируется и так  называемый "культ казенного оптимизма", перерастающий, порой, в настоящей  национал-шовинизм. По всему миру ведутся  ожесточенные кампании за создание парадных произведений художественной культуры. Это, как правило, ведет лишь к  появлению отлакированных картин вымышленной  жизни, которые не всегда адекватны  реальной ситуации. Данная позитивистская концепция реализует и концепцию  так называемой "американской мечты". Американская мечта - это совокупное представление об "исключительности" развития Америки и то, что каждый американец имеет равные возможности в достижении счастья и успеха. В контексте американской жизни содержание понятия "американская мечта" менялось, наполнялось различным смыслом, превратилось в официальный лозунг, в своего рода эквивалент "американского образа жизни".

 

     Список  Литературы:

 
     
  1. Арон Р. Этапы развития социологической  мысли. М., 1992.
  2. Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965.
  3. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
  4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2., М,1990.
  5. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  6. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  7. Загладин Н. Новейшая история зарубежных стран. XX век
  8. Массовая культура на рубеже веков. Сборник статей. М.,СПБ, 2005 

Информация о работе Массовая культура