Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:40, контрольная работа

Описание работы

Культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно совершенствуется, и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

Содержание

Введение
Исторические условия и этапы становления массовой культуры
Социальные функции массовой культуры
Негативное влияние массовой культуры на общество
Положительные функции массовой культуры
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 40.39 Кб (Скачать)

 Не менее негативные  последствия можно отметить и  в развитии музыкальной культуры. Такая разновидность массовой  культуры, как рок-музыка, сначала  в нашей стране была запрещена  на официальном уровне, а потом  так же неумеренно превознесена  и идеализирована. Зачем же выступать  против той рок-музыки, которая  связана с народными традициями, традициями политической и авторской  песни? Есть и такие направления,  как панк-рок, тяжелый металл и другие, которые, несомненно, несут контркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направления отличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха и отчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгом, нарочно изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосов женоподобными, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Положительные  функции массовой культуры

 

Важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества»  является "массовая культура".

Отвечая общему духу времени, она, в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с  середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» - появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга». У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Для выполнения своей функции - снятия сильных производственных стрессов - «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с  недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует  такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и  преобладающая тематика «массовой  культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как  любовь, семья, карьера, преступность и  насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.

Массовая культура в состоянии  сегодня играть и положительную  роль, приобщая массы к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в  адаптированном виде. Но оставит ли отдельная личность дальнейшие поиски культурных музыкальных ценностей, или будет довольствоваться обретенными  суррогатами массовой культуры –  это уже напрямую зависит от самой  личности. Исключительная роль здесь  принадлежит воспитанию, художественно-эстетическому  образованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Отношение к массовой культуре чаще всего неоднозначно: ее высокомерно  презирают, высказывают обеспокоенность в связи с ее натиском, в мягком варианте относятся снисходительно, но еще никто не избежал с ней контакта.

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное  удовольствие, она дает человеку возможность  забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако, произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.

Распространение массовой культуры не означает исчезновения культуры элитарной. Было бы упрощением, однако, представлять массовую культуру только негативно, как  чудовище, пожирающее в человеке все  человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать ее и исключительно  в ключе идеологическом, как это  было еще совсем недавно.

В работах современных  исследователей можно найти разные указания на время появления массовой культуры: некоторые полагают, что  она существовала даже в древнейших цивилизациях. Мы считаем, однако, что  массовая культура - продукт современной  цивилизации с характерными для  нее чертами урбанизации и  всеобщего образования. Почти до начала XX века существовали достаточно четко разделявшиеся элитарная  культура и народная. Первая была распространена в городах, среди тех, кто имел возможности получить соответствующее  образование и воспитание. Вторая создавалась часто людьми неграмотными, но являющимися носителями традиций.

Процесс урбанизации, переселивший значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру, не в состоянии  были приобщиться к городской  культуре, которая требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но гораздо большей образованности, времени и материальных возможностей. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры.

Таким образом, массовая культура – многофункциональное, объективное  явление современного этапа культуры, в которую неизбежно вовлечены  все слои населения, и проблема заключена  в управлении динамикой массовой культуры, то есть, выработке эффективных  механизмов отбора необходимых и  перспективных ее направлений и  выбраковке тех, которые приводят к  необратимой деградации культурных ценностей и образцов.

 

Список литературы

 

1. Пархоменко И.Т., Радугин  А.А. «Культурология в вопросах  и ответах», Москва «Центр» 2001 г.

2. Культурология»,// Ред. А.А.  Радугина «Москва «Центр» 2001 г.

3. Смольская Е.П. «Массовая  культура»: развлечение или политика? М.: Мысль, 1986. С.- 40-41.

4. Культурология. История  мировой культуры. Учебник для  вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. www. 5ballov .ru

6. www. bankreferatov.ru


Информация о работе Массовая культура