Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Без всяких преувеличений можно утверждать: мы живем в эпоху массовой культуры. Достаточно оглянуться вокруг, присмотреться к окружающему нас миру, чтобы признать непреложность данного факта: на телевизионных экранах, на подмостках сцен, в радиоэфире, на рекламных уличных щитах, во время работы и отдыха, в словах случайных попутчиков, в нашей собственной речи... везде правит бал и задает тон вездесущий масскульт. От него негде скрыться. Отношение к массовой культуре и у нас, и за рубежом чаще всего негативное, что не совсем справедливо.

Содержание

1. Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры………………………………………………………………………….2
2. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры…………………………………………………………………………7
3. Основные направления массовой культуры нашего времени……….9
4. Сложности массовой культуры в современном мире………………..14
Заключение……………………………………………………………………16
Литература…………………………………………………….…………..….17

Работа содержит 1 файл

культ.docx

— 43.73 Кб (Скачать)

 

4. Сложности массовой культуры в современном мире

Культуру  современного общества можно разделить, по крайней мере, на три уровня качества, устанавливаемых с помощью эстетических, интеллектуальных и моральных критериев. Это, так называемые, «высшая» («изысканная»), «средняя» («посредственная») и «низшая» («вульгарная») культуры.

Отличительными  признаками «высшей культуры» служат серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых вопросов, глубокое проникновение в сущность явлений, утонченность и богатство выраженных чувств. «Высшая культура» никак не связана с социальным статусом, а это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов.

Категория «посредственной» («средней») культуры включает в себя произведения, к которым независимо от усилий их создателей неприменимы критерии оценок произведений «высшей» культуры.

На  третьем уровне стоит «низкая» культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы «средней» или даже «высшей» культуры, но сюда входят и игры, зрелища (бокс, скачки), обладающие минимальным внутренним содержанием. Общая вульгарность ощущения и восприятия — характерная ее особенность.

«Высшая»  культура неизменно богаче по содержанию, чем все другие, ибо она включает в себя и современную продукцию, и многое из того, что было создано в этом плане и в другие эпохи. «Посредственная» культура беднее не только вследствие худшего качества того, что она производит в настоящий момент, но и потому, что эти объекты обладают относительно короткой продолжительностью жизни.

Наибольший  размах приобрело распространение  «посредственной» и «низшей» культур, а пропорциональный запас объектов «высшей» культуры резко сократился. Современное соотношение трех уровней культуры представляет резкий контраст с положением, имевшим место в предшествующие эпохи. Культурная жизнь потребителей «средней» и «низшей» культур протекала тогда в относительном молчании, недоступная глазу интеллектуала.

Сейчас  творческая интеллигенция не может  похвастаться тем энциклопедизмом  мышления, который был свойствен  ей в прошлые века. И все же созидательный слой интеллигенции постоянно обновляется и расширяется.Однако вместе с ростом подлинно творческой интеллигенции в современную эпоху развивается еще один, гораздо более мощный слой производителей «посредственной» культуры. Они вырабатывают собственные традиции, эталоны и критерии.

Общепризнано, что культура массового общества оказывает пагубное воздействие  на общекультурный потенциал не непосредственно, а косвенно: он скорее совращает, чем ограничивает художника, обеспечивая огромные доходы тем, кто соглашается на условия, предлагаемые институтами «посредственной» и «низшей» культур.

Популярность  произведений «посредственной» и «низшей» культур, безусловно, снижает спрос  на произведения «высшей» культуры.

 

Заключение

Хотя  массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных "высоких" областей культуры, не порождает  собственных смыслов, а лишь имитирует  явления специализированной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными  навыками, нередко пародируя их, редуцируя до уровня восприятия "малокультурного" потребителя, не стоит оценивать  это явление однозначно негативно. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации сообществ, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры (сословного типа), аккумулирующей социальный опыт городской жизни в доиндустриальную эпоху, утрачивают свою эффективность и содержательную актуальность, а массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации личности в условиях национального общества со стертыми сословие-классовыми границами. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры, отражающей социальный опыт жизни уже на индустриальном (культурно-национальном) и постиндустриальном (во многом уже транснациональном) этапах развития, и в процессах селекции ее пока еще весьма неоднородных по своим характеристикам форм может вырасти новый социокультурный феномен, параметры которого нам еще не ясны.

Так или иначе, но очевидно, что массовая культура представляет собой вариант  обыденной культуры городского населения (и прежде всего той его части, которая относится или тяготеет к буржуазной в функциональном смысле субкультуре) эпохи "высоко специализированной личности", компетентной только в  своей узкой сфере знаний и  деятельности, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными или одушевленными справочниками, каталогами, "гидами" и иными  источниками экономно скомпонованной и редуцированной "для круглых дураков" информации.

В конце концов эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа". Для человека, имеющего возможность читать Шекспира в подлиннике, это звучит отвратительно. Но можно ли научить все человечество читать Шекспира в подлиннике, как это сделать, как стимулировать его потребность в этом и - главное - нужно ли это вообще? Вопрос, надо сказать, далеко не оригинальный, а лежащий в основе всех социальных утопий всех времен и народов. Массовая культура не является ответом на него. Она лишь заполняет лакуну, образуемую отсутствием какого-либо ответа. И есть подозрение, что это надолго.

 

Литература

1. Каган М.С., Солонин Ю.Н. Культурология : Учебник— М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.

2. Орлова Э.А. Динамика культуры  и целеполагающая активность  человека // Морфология культуры: структура  и динамика. — М., 1994.

3. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие  — М.: Центр, 2001. — 304 с.

4.Флиер  А.Я. Культура как фактор национальной  безопасности // Общественные науки  и современность. 1998. № 3.

5. Фуко М. Слова и вещи. Археология  гуманитарного знания. —СПб., 1994.

 


Информация о работе Массовая культура