Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:13, реферат
Тема моего эссе называется «Массовая культура: Pro et Contra». За и против. Любое современное явление, а тем более такое, как массовая культура, относится к явлениям неоднозначным. Мы вообще живем в мире, где с однозначностью стало плохо. Очень много неоднозначных вещей. И вот одна из них — массовая культура.
Слова эти, это словосочетание слышали все: слышали те, кто учится, те, кто давно учился, кто интересуется проблемами культуры, и просто являются потребителями тех произведений культуры и искусства, которые звучат каждый день. Мы живем в мире массовой культуры уже давно. И если мы говорим о том, что это за мир, то это мир, в котором массовая культура составляет существо этого мира. Мы ведь покупаем ежедневно какие-то вещи, которые относятся к массовой культуре, мы одеты по моде массовой культуры, мы разговариваем в манере массовой культуры. Но, тем не менее, мы очень часто не соглашаемся: нет, как же, мы не принадлежим массовой культуре, все принадлежат, а мы — я и Петя Иванов — нет. Потому что мы — кто? Что противостоит массовой культуре? Элита. Мы — элита, мы — не массовая культура. Массовая культура — это они, а мы — всегда элита.
Второе — это массовая наша родная общеобразовательная школа, которая тоже является элементом массовой культуры. Однако она является элементом массовой культуры в другом смысле, она создает массовое сознание. Поэтому, когда мы видим недостатки какие-то в обществе, недостатки в общественном сознании, - это школа, она чего-то там не доделала.
Наконец, это СМИ, которые сегодня даже демонизируются, они влияют на нас. Но я думаю, что они не настолько влияют, как мы думаем. СМИ все-таки остаются информационным ресурсом.
Следующее — это система идеологии и пропаганды, мы не можем жить в мире без идей, без идеологии. У нас сегодня ряд, несколько идеологий, но они существуют, они входят в нашу жизнь. Это тоже массовая реализация массовой культуры. Массовая социальная мифология, мы живем в мире мифов, мы порождаем эти новые мифы, мы уходим от мифа назад, мы уходим от мифа к реальности и не понимаем, что мы остаемся все равно в мифе. У нас есть миф наших президентов, у нас есть миф друг друга, у нас есть миф любой ситуации, у нас есть мифы городские, у нас есть мифы региональные, у нас есть куча мифов, в которых мы живем. Мы их создаем. Если человеку убрать мифологию повседневности, то ему будет очень трудно жить, это одно из его качеств, он должен иметь миф.
Мы живем в мире политическом, поэтому политические движения, партии, различные организации — это безусловный элемент массовой культуры. И не в том дело, насколько они массовые, а дело в том, насколько многие люди их знают и слышали о них. Значит, это элемент массовой культуры. Там есть все, что связано с продажей товара, только продают, в данном случае, не товар, а идею и себя.
Конечно, массовый потребительский спрос, он весь построен на массовой культуре. Вбрасывание системы массового спроса — это значит создание картины мира. Сначала модельеры создают некую новую визуализированную картину мира, а потом они заставляют всех ее понять, принять. И только после того, как они приняли все эту картину мира, происходит изменение моды. Происходит изменение моды. Оно абсолютно не случайно. Оно создается при помощи гигантских усилий и проектов.
Формирование имиджа — это целая индустрия. Существуют гигантские корпорации, я не говорю фирмы, я не говорю про отдельных людей, имиджмейкеров, я говорю корпорации, которые формируют имидж, и могут создавать новый имидж, могут подправлять старый имидж, могут вообще заново создавать человеку имидж. Человеку, партии, фирме, неважно. Создается имидж, и это платное. Это работа, это труд, работают в этих областях. Это очень даже платная деятельность.
Даже в области физической культуры и спорта массовая культура играет свою гигантскую роль. Посмотрите внимательно, какую сейчас роль стали играть различные спортивные соревнования, особенно большие, такие как Олимпийские игры и чемпионаты мира по футболу. Они стали играть роль, которую раньше никогда не играли.
И, наконец, последнее, но не последнее по значению, - это индустрия досуга.
Вывод
Я очень не хочу, чтобы феномен массовой культуры воспринимался угрожающим явлением. Все зависит от тех целей и задач, которые ставят люди, которые формируют эту культуру, и нашей позиции, позиции тех, кто в этой культуре живет. Агрессивность толпы и неприятие всего индивидуального, личностного, в конечном счете, — это выражение наших, к сожалению, антропологических свойств быть нетерпимыми или агрессивными, а не принадлежность к какой-либо групповой культуре или культуре массовой. Я думаю, что ко всему нужно относиться спокойно и разумно, и это вот — основной вывод, который я могу сделать. И тогда я надеюсь, что одно из основных высказываний Ортеги-и-Гассета останется только футурологическим предположением. И я на этом выражении, на этой фразе, которая, вот дай Бог, никогда не воплотится полностью, и закончу. Ортега-и-Гассет еще в 29-м году писал: «Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» — это еще не все. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств». А чем заканчивает Ортега? «Сегодня весь мир, - пишет он, - становится массой». Вот не надо. В мире должно быть всего разумное количество.
Список литературы