Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 01:04, реферат
Главной целью дано работы является выявление роли массовой культуры в жизни людей, исследование ее свойств и функций. Массовая культура - это не выражение изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.
Введение……………………………………………………………………….
Общее понятие………………………………………………………………...
Массовая культура в XVIII и XIX веках……………………………………..
В ХХ веке……………………………………………………………………….
Основные составляющие………………………………………………………
Элитарная, популярная и массовая культура…………………………………
Постсоветское общество( культура России постсовсетского периода)…….
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..
Национальный
Тема «Массовая культура и постсоветское
Содержание:
Введение
Культура – это многогранник, каждая сторона которого определяет формы существования человека как личность и человеческой деятельности, связанной с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений . Различают несколько видов культур: массовая, элитарная, традиционная и тому подобное , но я хочу остановиться сегодня на массовой культуре.
Что она из себя представляет? Когда она возникла? И в чем ее смысл? На эти вопросы я постараюсь ответить в данном реферате.
Главной целью дано работы является выявление роли массовой культуры в жизни людей, исследование ее свойств и функций. Массовая культура - это не выражение изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как
правило, обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная или
народная культура. Но у нее самая
широкая аудитория и она
Общее понятие
Массовая культура — культура, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима).
Истоки зарождения массовой
культуры появились во времена быстрого
роста экономики в
Затем, быстрое развитие массовой культуры связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Однако, не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений.
Массовая культура в XVIII и XIX веках
Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).
XX век
В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.
Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной
экономики, отмечал коммерциализацию литер
«Мильтон, написавший „Потерянный
рай“ и получивший за него 5 ф. ст.,
был непроизводительным
Говоря об искусстве в
целом, приблизительно аналогичную
тенденцию отмечал Питирим
«Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации».
В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления:
«Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию».
Отношение науки к массовой
культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство
«упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного
искусства «входят в трансэстетическую
сферу симуляции», то эти концепции были
пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих
исследователей противопоставление массовой
и элитарной культур качественного оценочного
смысла. Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусс
В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.
Основные составляющие
К основным составляющим массовой культуры относят:
Элитарная, популярная и массовая культура
Широта распространения и охвата аудитории лежит в основе деления культуры на элитарную и массовую.
Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества — элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный пpoгеpecc и развитие культуры.
Круг потребителей элитарной культуры — высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.
Элитарная культура сознательно ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в ней, на разрушении сложившихся в ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции. В данном случае массовая культура рассматривается очень широко — как культура большинства населения. Поэтому здесь лучше использовать другой термин.
Популярная культура — оппозиция элитарной культуре — область культуры, приемлемая и понятная большинству населения в любую историческую эпоху. Ее унифицированности и тривиальности элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от популярной состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.
Информация о работе Массовая культура и постсоветское общество