Массовая культура и постсоветское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 01:04, реферат

Описание работы

Главной целью дано работы является выявление роли массовой культуры в жизни людей, исследование ее свойств и функций. Массовая культура - это не выражение изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Общее понятие………………………………………………………………...
Массовая культура в XVIII и XIX веках……………………………………..
В ХХ веке……………………………………………………………………….
Основные составляющие………………………………………………………
Элитарная, популярная и массовая культура…………………………………
Постсоветское общество( культура России постсовсетского периода)…….
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Массовая культура.docx

— 50.99 Кб (Скачать)

 

                   Национальный исследовательский  университет «МЭИ»

 

                                    Кафедра истории и культурологи

                                          Институт электротехники

 

             Тема «Массовая культура и постсоветское

                                        общество»

                                             Творческое задание ( реферат)

                                 по учебной дисциплине «Культурология»

 

 

 

                                                                                    Выполнила: 

                                                                                    студентка группы ЭЛ-08-12

                                                                                    Сидикова Наталья

                                                                                    Принял:

                                                                                    Старший преподаватель 

                                                                                    Береснева Жанна Александровна

                                                        

                                                            2012 г.

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………………….
  2. Общее понятие………………………………………………………………...
  3. Массовая культура в XVIII и XIX веках……………………………………..
  4. В ХХ веке……………………………………………………………………….
  5. Основные составляющие………………………………………………………
  6. Элитарная, популярная и массовая культура…………………………………
  7. Постсоветское общество( культура России постсовсетского периода)…….
  8. Заключение……………………………………………………………………...
  9. Список литературы……………………………………………………………..

 

Введение

 

Культура – это многогранник, каждая сторона которого определяет формы существования человека как  личность и человеческой деятельности, связанной с самовыражением и  самопознанием, накоплением навыков  и умений . Различают несколько видов культур: массовая, элитарная, традиционная и тому подобное , но я хочу остановиться сегодня на массовой культуре.

Что она из себя представляет? Когда она возникла? И в чем  ее смысл? На эти вопросы я постараюсь ответить в данном реферате.

Главной целью дано работы является выявление роли массовой культуры в жизни людей, исследование ее свойств  и функций. Массовая культура -  это не выражение изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как  правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или  народная культура. Но у нее самая  широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные  запросы людей, реагирует на любое  новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности  шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного  не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура — культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка — высокой, а популярная музыка — массовой, фильмы Феллини — высокой, а боевики — массовой, картины Пикассо — высокой, а лубок — массовой. Однако существуют такие жанры литературы (фантастика, детективы и комиксы), которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства .

 

 

 

Общее понятие

 

Массовая культура — культура, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима).

Истоки зарождения массовой культуры появились во времена быстрого роста экономики в капиталистических  странах: строительство заводов  и железных дорог, формирование единого  рынка. В России это годы после  отмены крепостного права ( конец 19- начало 20 века). Сначала развивалось такое понятие как «массовое общество», а уж потом из этого вылилась «массовая культура». И все же, термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

Затем, быстрое развитие массовой культуры связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние  на аудиторию. Однако, не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая культура в XVIII и XIX веках


Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии  структуры общества. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоев, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).

 

 

 

XX век

В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных  областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 ф. ст., был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал свое произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала».

Говоря об искусстве в  целом, приблизительно аналогичную  тенденцию отмечал Питирим Сорокин  в середине XX века:

«Как коммерческий товар  для развлечений, искусство все  чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей  красоты, принуждает художников подчиняться  их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации».

В начале XXI века современные  исследователи констатируют те же культурные явления:

«Современные тенденции  имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию».

Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла. Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный.

 

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

 

 

Основные составляющие

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

 

 

Элитарная, популярная и массовая культура

Широта распространения  и охвата аудитории лежит в  основе деления культуры на элитарную и массовую.

 

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества — элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей науки, искусства, религии. Поэтому элитарная культура связана с частью общества, наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего положения. Именно эта часть общества обеспечивает общественный пpoгеpecc и развитие культуры.

Круг потребителей элитарной  культуры — высокообразованная часть  общества — критики, литературоведы, искусствоведы, художники, музыканты, завсегдатаи театров, музеев и т.п. Иными словами, она функционирует в среде интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Поэтому уровень элитарной культуры опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Как правило, она выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве, а ее восприятие требует специальной подготовки, характеризуется эстетической свободой, коммерческой независимостью творчества, философским проникновением в сущность явлений и души человека, сложностью и разнообразием форм художественного освоения мира.

Элитарная культура сознательно  ограничивает круг ценностей, признавших их истинными и «высокими», последовательно  противостоит культуре большинства  во всех ее исторических и типологических разновидностях — фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом и т.п. Более  того, она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку  основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в  ней, на разрушении сложившихся в  ней стереотипов и шаблонов, на демонстративной самоизоляции. В  данном случае массовая культура рассматривается  очень широко — как культура большинства  населения. Поэтому здесь лучше  использовать другой термин.

Популярная культура — оппозиция элитарной культуре — область культуры, приемлемая и понятная большинству населения в любую историческую эпоху. Ее унифицированности и тривиальности элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности — закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств — самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но главное отличие элитарной культуры от популярной состоит в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: только она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Информация о работе Массовая культура и постсоветское общество