Массовая и элитарная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

В настоящее время существует более 1000 определений понятия «культура». Для более ясного понимания культуры в рамках данной работы приведу одно из них. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Следовательно, мы будем рассматривать духовные и материальные богатства, накопленные человечеством за время его существования.

Работа содержит 1 файл

Массовая и элитарная культура.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Массовая  и элитарная культура 

В настоящее  время существует более 1000 определений  понятия «культура». Для более  ясного понимания культуры в рамках данной работы приведу одно из них. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Следовательно, мы будем рассматривать духовные и материальные богатства, накопленные человечеством за время его существования. 

Итак, перейдем к массовой культуре. Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех. 

В развитии этой формы культуры принято выделять три периода: с древнейших времен до XVIII в.; с  XVIII по XIX в. и с XX в. по настоящее время.  

Первый этап можно охарактеризовать как традиционный.  Традиционная культура представлена сказками, преданиями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей (в том числе целых этносов) и вымысел. Чаще всего, образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. В большинстве случаев в них отражаются не реально имевшие место в действительности события, а социальные отношения между людьми, дополненные фантазией рассказчиков, их представлениями о добре и зле, идеальном обществе. Но в эпоху средневековья появляются произведения, являющие собой отдельное явление по отношению к народной культуре, в котором важную роль играют абстрактные понятия — честь, доблесть, верность, представленные в европейской традиции рыцарскими романами, например, цикл о короле Артуре. 

В XVIII-XIX веках в европейской литературе появляется приключенческие, детективные, авантюрные романы. Аудитория читателей значительно расширяется за счет огромных тиражей. В качестве примеРа можно привести творчество двух писателей:  англичанина Даниэля Дефо- — автора широко известного романа “Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова — создателя нашумевшего бестселлера “Повести о приключениях английского милорда Георга”. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком. 

И все-таки все выше изложенное — это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: “Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру”. 

В начале XX в. массовое общество и сопряженная с ним  массовая культура стали предметом  исследований виднейших ученых в  разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), Питирима Сорокина ("Человек. Цивилизация. Общество) и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации. Сорокин:  «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации».  

Отношение науки  к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстэтическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 60—70 гг. в рамках постмодернизма.  Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Хосе Ортега-и-Гассет справедливо говорит о его дегуманизации. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный. 

В настоящее  время сверх-гуманизация в том смысле, в котором ее понимал Ортега-и-Гассет, переходит в деперсонификацию, её героями становятся виртуальные персонажи, наделённые лишь самыми простыми для восприятия эмоциями — Гарри Поттер, Шрек.  

Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.  

Говоря о недолговечности  продукции массовой культуры, следует  выделить особую категорию ее так  называемых «культовых» произведений. Их главная особенность заключается  в том, что они очень глубоко  проникают в массовое сознание и  приобретают достаточную степень устойчивости.  

 Например, книга  «Двенадцать стульев» И. Ильфа  и Е. Петрова – культовое  произведение советской социальной  сатиры, вплавленное в сознание  масс бесчисленным количеством  цитат и афоризмов. Тексты песен  и музыка группы «Битлз» уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой культуры. Художественный фильм «Семнадцать мгновений весны»  уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли В. Тихонов в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется «Штирлицем». 

Причины популярности массовой культуры:

  • необходимость усредненного языка общения
  • нежелание индивида активно участвовать в социальных явлениях и процессах духовно или интеллектуально. Другими словами, изначальная пассивность сознания большинства членов общества.
  • желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины.
  • Желание  найти понимание и сопереживание своим проблемам со стороны другого человека и общества.

Кроме того, известный  английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как  эстетического явления, отмечает и  такие причины ее популярности как: узнаваемость и доступность. «Общество  нуждается в постоянном подтверждении  великих истин, - весьма справедливо замечает он, - хотя делает это массовая культура на низком уровне и безвкусно». 

Массовая культура, учитывая все эти особенности  сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду. 

Теперь несколько  слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация масс-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Правда, как это сделать при нынешнем засилье передач вроде «Дома-2», непонятно. 

Перейдем к  элитарной культуре. Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся  производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Элита, в свою очередь, это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребности. 

Историч. происхождение  элитарной культуры таково: уже в первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны, племенные вожди становятся привилегированными обладателями особых знаний, к-рые не могут и не должны предназначаться для всеобщего, массового пользования. Впоследствии подобного рода отношения между элитарной культурой и культурой массовой неоднократно воспроизводились (в различных религ. конфессиях и особенно сектах, в монашеских и духовно-рыцарских орденах, масонских ложах, в ремесленных цехах, культивировавших профессиональное мастерство, на религиозно-философских собраниях, в литературно-художественных и интеллектуальных кружках, складывающихся вокруг харизматичного лидера, ученых сообществах и научных школах, в политических объединениях и партиях, особенно тех, что работали конспиративно, в условиях подполья и т.д.). В конечном счете, формировавшаяся таким образом элитарность знаний, навыков, ценностей, норм, принципов, традиций была залогом утонченного профессионализма и глубокой предметной специализации, без которых в культуре невозможны исторический прогресс, ценностно-смысловой рост, содержательное обогащение и накопление формального совершенства.  

 Концепцию  элитарной культуры разрабатывали  А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.  В работе «Мир как воля и  представление» Шопенгауэр разделяет  людей на две группы «людей  гения» способных к эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.  

Элементы высокой  культуры:

  • Высшее образование
  • Интеллектуальная литература (в противовес массовой литературе) и авторское кино (в противовес массовому кинематографу)
  • Литература, особенно классическая, поэзия
  • Изобразительное искусство
  • Классическая музыка, опера, балет
  • Философия
  • Театр
  • Правительственные дела, общественные выступления и дебаты
  • Военная служба в качестве офицера царской армии.
  • Этикет
  • Изысканная кухня и хорошее вино
  • Высокая мода
  • Проявление себя как личности
 

В большинстве  своем, элитарная культура опережает  уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры, как правило, и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения, надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры — «Искусство ради искусства». В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполы и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали). 

Но, проанализировав  нынешнюю расстановку сил в мире искусства, можно сделать вывод, что элитарная культура начинает исчезать. Глобализация, технический прогресс- все это ведет к упрощению культурных форм и их стандартизации. Уже сейчас мы не можем назвать скульптора или художника, сравнимого по уровню таланта с Ван Гогом, Моне или Дюрером. А лет через сто, возможно, человек совсем перестанет нуждаться в духовном обогащении.  
 
 
 

Витрувианский человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный  Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещённый в одном из его  журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.  

Информация о работе Массовая и элитарная культура