Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:34, реферат
В настоящее время существует более 1000 определений понятия «культура». Для более ясного понимания культуры в рамках данной работы приведу одно из них. Культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. Следовательно, мы будем рассматривать духовные и материальные богатства, накопленные человечеством за время его существования.
Массовая
и элитарная культура
В настоящее
время существует более 1000 определений
понятия «культура». Для более
ясного понимания культуры в рамках
данной работы приведу одно из них.
Культура понимается как совокупность
материальных и духовных ценностей,
созданных и создаваемых человечеством
и составляющих его духовно-общественное
бытие. Следовательно, мы будем рассматривать
духовные и материальные богатства, накопленные
человечеством за время его существования.
Итак, перейдем
к массовой культуре. Массовая культура,
поп-культура, масскультура, культура
большинства — культура, популярная и
преобладающая среди широкого слоя населения
в данном обществе. Она может включать
в себя такие явления, как быт, развлечения
(спорт, поп-музыка), средства массовой
информации и т. п. Содержание массовой
культуры обусловлено ежедневными происшествиями
и событиями, стремлениями и потребностями,
составляющими жизнь большинства населения
(т. н. мейнстрима). Массовая культура рассчитана
на потребление большими массами населения,
что предполагает стандартизированность
формы и содержания, а также на коммерческий
успех.
В развитии этой
формы культуры принято выделять
три периода: с древнейших времен
до XVIII в.; с XVIII по XIX в. и с XX в. по настоящее
время.
Первый этап
можно охарактеризовать как традиционный.
Традиционная культура представлена сказками,
преданиями, образами героев и другими
явлениями, в которых переплетается память
о значительных событиях в жизни больших
групп людей (в том числе целых этносов)
и вымысел. Чаще всего, образцы народной
культуры отражают житейскую мудрость,
которая дополняется конкретно-историческими
обстоятельствами, закрепляющимися и
передающимися из поколения в поколение
рассказами. В большинстве случаев в них
отражаются не реально имевшие место в
действительности события, а социальные
отношения между людьми, дополненные фантазией
рассказчиков, их представлениями о добре
и зле, идеальном обществе. Но в эпоху средневековья
появляются произведения, являющие собой
отдельное явление по отношению к народной
культуре, в котором важную роль играют
абстрактные понятия — честь, доблесть,
верность, представленные в европейской
традиции рыцарскими романами, например,
цикл о короле Артуре.
В XVIII-XIX
веках в европейской литературе появляется
приключенческие, детективные, авантюрные
романы. Аудитория читателей значительно
расширяется за счет огромных тиражей.
В качестве примеРа можно привести творчество
двух писателей: англичанина Даниэля
Дефо- — автора широко известного романа
“Робинзон Крузо” и еще 481 жизнеописания
людей так называемых рискованных профессий:
следователей, военных, воров, проституток
и т. д. и нашего соотечественника Матвея
Комарова — создателя нашумевшего бестселлера
“Повести о приключениях английского
милорда Георга”. Книги обоих авторов
написаны блестящим, простым и ясным языком.
И все-таки
все выше изложенное — это предыстория
массовой культуры. А в собственном смысле
массовая культура проявила себя впервые
в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский
политолог Збигнев Бжезинский любил повторять
фразу: “Если Рим дал миру право, Англия
— парламентскую деятельность, Франция
— культуру и республиканский национализм,
то современные США дали миру научно-техническую
революцию и массовую культуру”.
В начале XX в. массовое
общество и сопряженная с ним
массовая культура стали предметом
исследований виднейших ученых в
разных научных областях: философов Хосе
Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла
Ясперса («Духовная ситуация времени»),
Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов
Жана Бодрийара («Фантомы современности»),
Питирима Сорокина ("Человек. Цивилизация.
Общество) и других. Анализируя массовую
культуру, каждый из них отмечает тенденцию
к ее коммерциализации. Сорокин: «Как
коммерческий товар для развлечений, искусство
все чаще контролируется торговыми дельцами,
коммерческими интересами и веяниями
моды… Подобная ситуация творит из коммерческих
дельцов высших ценителей красоты, принуждает
художников подчиняться их требованиям,
навязываемым вдобавок через рекламу
и другие средства массовой информации».
Отношение науки
к массовой культуре меняется. Если
Карл Ясперс назвал массовое искусство
«упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр
говорил, что все сферы современного искусства
«входят в трансэстэтическую сферу симуляции»,
то эти концепции были пересмотрены в
60—70 гг. в рамках постмодернизма. Говоря
об искусстве (подразумевая элитарное
искусство) начала XX века, Хосе Ортега-и-Гассет
справедливо говорит о его дегуманизации.
В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного»
массового искусства — процесс закономерный.
В настоящее
время сверх-гуманизация в том
смысле, в котором ее понимал Ортега-и-Гассет,
переходит в деперсонификацию, её героями
становятся виртуальные персонажи, наделённые
лишь самыми простыми для восприятия эмоциями
— Гарри Поттер, Шрек.
Массовая культура
является неотъемлемой частью жизни общества.
Однако продукция массовой культуры недолговечна.
Будучи в значительной мере культурой
потребительской, она мгновенно реагирует
на появляющийся спрос на ту или иную ее
продукцию. С исчезновением спроса исчезает
и продукция, предназначенная для его
удовлетворения.
Говоря о недолговечности
продукции массовой культуры, следует
выделить особую категорию ее так
называемых «культовых» произведений.
Их главная особенность
Например, книга
«Двенадцать стульев» И. Ильфа
и Е. Петрова – культовое
произведение советской
Причины популярности массовой культуры:
Кроме того, известный
английский писатель О. Хаксли, анализируя
специфику массовой культуры как
эстетического явления, отмечает и
такие причины ее популярности как:
узнаваемость и доступность. «Общество
нуждается в постоянном подтверждении
великих истин, - весьма справедливо
замечает он, - хотя делает это массовая
культура на низком уровне и безвкусно».
Массовая культура,
учитывая все эти особенности
сознания, предоставляет продукцию, которая
легко воспринимается, позволяет окунуться
в мир грез и иллюзий, создает впечатление
обращения к конкретному индивиду.
Теперь несколько
слов о возможных социальных перспективах
массовой культуры. По всей видимости,
она прочно укрепилась в современном обществе
и ожидать ее спонтанного исчезновения,
по крайней мере в ближайший исторический
период, не приходится. Очевидно, что если
она продолжит свое существование в настоящем
виде, то общий культурный потенциал цивилизации
не только не возрастет, но может понести
и существенный ущерб. Псевдо-ценности
массовой культуры все же слишком обременительны
и даже разрушительны для личности и общества.
Поэтому необходима идейная трансформация
масс-культуры через ее наполнение более
возвышенными идеями, социально значимыми
сюжетами и эстетически совершенными
образами. Правда, как это сделать при
нынешнем засилье передач вроде «Дома-2»,
непонятно.
Перейдем к
элитарной культуре. Элитарная культура
- вид культуры, характеризующийся
производством культурных ценностей,
образцов, которые в силу своей исключительности
рассчитаны и доступны в основном узкому
кругу людей (элите). Элита, в свою очередь,
это социальная группа, наделенная особыми
духовными способностями. Она не обязательно
совпадает с верхушкой общества, каждый
имущественный, или политически-значимый
слой общества может иметь свою элиту.
Ее отличительной чертой является наибольшая
по сравнению с другими способность к
духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные,
эмоциональные и эстетические способности.
Элита является основным создателем культурных
ценностей и обеспечивает общественный
прогресс. Поэтому художественная культура
должна быть ориентирована на ее потребности.
Историч. происхождение
элитарной культуры таково: уже в
первобытном социуме жрецы, волхвы, колдуны,
племенные вожди становятся привилегированными
обладателями особых знаний, к-рые не могут
и не должны предназначаться для всеобщего,
массового пользования. Впоследствии
подобного рода отношения между элитарной
культурой и культурой массовой неоднократно
воспроизводились (в различных религ.
конфессиях и особенно сектах, в монашеских
и духовно-рыцарских орденах, масонских
ложах, в ремесленных цехах, культивировавших
профессиональное мастерство, на религиозно-философских
собраниях, в литературно-художественных
и интеллектуальных кружках, складывающихся
вокруг харизматичного лидера, ученых
сообществах и научных школах, в политических
объединениях и партиях, особенно тех,
что работали конспиративно, в условиях
подполья и т.д.). В конечном счете, формировавшаяся
таким образом элитарность знаний, навыков,
ценностей, норм, принципов, традиций была
залогом утонченного профессионализма
и глубокой предметной специализации,
без которых в культуре невозможны исторический
прогресс, ценностно-смысловой рост, содержательное
обогащение и накопление формального
совершенства.
Концепцию
элитарной культуры
Элементы высокой культуры:
В большинстве
своем, элитарная культура опережает
уровень восприятия её среднеобразованным
человеком, широкими массами. Творцы элитарной
культуры, как правило, и не рассчитывают
на широкую аудиторию. Чтобы понимать
эти произведения, надо владеть особым
языком искусства. Так, произведения абстракционистов
в виде цветовых композиций сложны для
восприятия человеком, не знакомым с законами
живописи, символическими цветовыми образами.
Девиз элитарной культуры — «Искусство
ради искусства». В современной культуре
к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского,
книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку
Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные
произведения становятся популярными
(например, фильмы Копполы и Бертолуччи,
произведения Сальвадора Дали).
Но, проанализировав
нынешнюю расстановку сил в мире
искусства, можно сделать вывод,
что элитарная культура начинает
исчезать. Глобализация, технический прогресс-
все это ведет к упрощению культурных
форм и их стандартизации. Уже сейчас мы
не можем назвать скульптора или художника,
сравнимого по уровню таланта с Ван Гогом,
Моне или Дюрером. А лет через сто, возможно,
человек совсем перестанет нуждаться
в духовном обогащении.
Витрувианский
человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый
пояснительными надписями, выполненный
Леонардо да Винчи примерно в 1490 году
и помещённый в одном из его
журналов. На нём изображена фигура
обнажённого мужчины в двух наложенных
одна на другую позициях: с разведёнными
в стороны руками и ногами, вписанная в
окружность; с разведёнными руками и сведенными
вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок
и пояснения к нему иногда называют каноническими
пропорциями.