Максим Горький - художник слова, романтик, "отец и наставник человеков на земле"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

На дворе новые времена, настал момент многое переосмыслить, посмотреть с
другой точки зрения. В чем же смысл того семидесятипятилетнего периода,
который мы пережили? Я думаю, что причины этого следует искать в самом начале этого периода, именно тогда создавались его основы, стержень идеи. Быть может, они видели то, что не понимаем мы сейчас. В чем же ошибка «певцов» революции? Необходимо, безусловно, обратиться к публицистике того времени, в силу своих особенностей являющейся непосредственным откликом на происходящие события. И тут мы найдем самый яркий пример у одного из «буревестника» 1917 года – Максима Горького - это его статьи, названные им «Несвоевременные мысли».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
МАКСИМ ГОРЬКИЙ-ХУДОЖНИК СЛОВА…………………………………..4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

каверин.doc

— 122.04 Кб (Скачать)

пустивших к себе Горького.8 Твен поспешил отказаться от банкета; печать

ополчилась против "безнравственности" Горького. Ему пришлось оставить

Америку, все еще не освободившуюся от гнета условной мещанской морали.Вернувшись в Европу, Горький поселился на острове Капри, где, как и вообще во всей Италии, пользуется чрезвычайной популярностью. Став эмигрантом, Горький тесно примкнул к партийной работе  русской социал-демократии, принимая деятельное участие в съездах, изданиях и других начинаниях партии. Было бы очень неосторожно приписать громкую известность Горькому одним непосредственным свойствам его таланта. Тем не менее самый успех заслужен им вполне законно. Он обусловлен прежде всего тем, что у Горького яркое, истинно-художественное дарование, которого не решаются отрицать самые злые ненавистники его. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма. Наблюдательность Горького особого рода: он никогда не тонет в реалистических мелочах, схватывая немного, но зато самые основные черты. Отсюда замечательная сжатость: лучшие вещи Горького очень невелики, это все очерки от 20-ти до 60-ти страниц. В связи с даром чрезвычайно сгущенного творчества находится и удивительная колоритность Горького. Полный романтических порывов, Горький сумел найти живописную яркость там, где до него видели одну бесцветную грязь, и вывел пред изумленным читателем целую галерею типов, мимо которых прежде равнодушно проходили, не подозревая, что в них столько захватывающего интереса. Неизменно воодушевляет Горького природа. Почти в каждом из удачных рассказов его есть прекрасные и чрезвычайно своеобразные описания природы. Это - не обычный пейзаж, связанный с чисто эстетической эмоцией. Как только Горький прикасается к природе, он весь поддается очарованию великого целого, которое ему всего менее кажется бесстрастным и равнодушно-холодным. В какой бы подвал судьба ни забросила героев Горького, они всегда подсмотрят "кусочек голубого неба". Любовь к природе у Горького совершенно лишена сентиментальности; он изображает ее всегда мажорно, природа его подбодряет и дает смысл жизни. При таком глубоком отношении к красоте, эстетизм Горького не может ограничиться сферой художественных эмоций. Как это ни удивительно для "босяка", но Горький через красоту приходит к правде. Заражала его гордая и бодрая вера в силу и значение личности, отразившая в себе один из знаменательнейших переворотов русской общественной психологии. Горький - органический продукт и художественное воплощение того индивидуалистического направления, которое приняла европейская мысль последних 20 - 25 лет. Ничего не значит, что герои его рассказов "босяки" и всяческие отбросы общества. Нет ничего необычного и в том, что устами босяков Горького говорит самая новая полоса европейской и русской культуры.

Из ницшеанства тут взята только твердость воли, из русского народолюбия - вся сила стремления к идеалу. В результате получилось свежее, бодрое настроение, манящее к тому, чтобы сбросить ту апатию, которой характеризуется унылая полоса 80-х годов. Горькому, певцу безграничной свободы, противна мелкобуржуазная привязанность к земле.9 

Устами наиболее яркого героя - Челкаша, он не стесняется даже говорить о мужике с прямым пренебрежением. Один из наиболее удачных рассказов Горького, "Челкаш", построен на том, что романтичный контрабандист Челкаш - весь порыв и размах широкой натуры, а добродетельный крестьянин - мелкая натуришка, вся трусливая добродетель которой исчезает при первой возможности поживиться. Если прежний демократизм русской литературы был порывом великодушного отказа от

прав и привилегий, то в произведениях Горького перед нами яркая "борьба

классов".10 Перед нами настроение, которое собирается само добыть себе

все, что ему нужно, а не выклянчить подачку. Основные черты художественной и социально-политической физиономии Горького определенно и ярко сказались в его первых небольших рассказах. Они вылились без малейшей надуманности и потому свободно и не напряженно, т. е. истинно-художественно, отразили

сокровенную сущность нарождавшихся новых течений. Все, что писал Горький

после того, как вошел в славу - за исключением драм, - ни в художественном,

ни в социально-политическом отношениях ничего нового не дало, хотя многое в

этих позднейших произведениях написано с тем же первоклассным мастерством. В самом крупном по объему произведении Горького - "Фома Гордеев" - романа собственно нет. Перед нами проходят отдельные сцены поволжского быта и купеческой жизни, написанные замечательно сочно и ярко. Гораздо менее удачна идейная сторона романа - обличительные речи озлобленного Ежова, самого Гордеева и других; но, вместе с тем, весь присущий Горькому блеск афоризма сказался в образных речах старого практика Маякина. В литературно-художественной иерархии пьес первого периода деятельности Горького довольно слабы "Дачники", "Дети Солнца". По содержанию все это чрезмерно жестокие нападки на интеллигенцию за отсутствие глубины и искренности и, в лучшем случае, за беспочвенность. Серьезный литературный интерес представляет только первая пьеса Горького, "Мещане", и, несомненно, крупное место в русской драме занимает "На дне". В "Мещанах" интересно разработаны разложение старого мещанско-купеческого быта и трагедия разлада между старым и молодым поколением. Автор выдвигает появление на арене жизни здоровой трудовой интеллигенции, верящей в свои силы и свою способность устроить свою жизнь по собственному идеалу. Представители этой бодрости не лишены, однако, известной дозы самодовольства и впадают, таким образом, в мещанство нового рода. Коронная пьеса Горького "На дне" тесно связана с типами "бывших людей", блестяще разработанными в прекрасном рассказе, так и озаглавленном "Бывшие люди".11 Перед нами опять ночлежка, опять мнимые босяки, ярко и образно философствующие о смысле жизни. С одной стороны, герои пьесы

- большей частью люди, которых никак нельзя причислить к сентиментальной

породе "униженных и оскорбленных". Они нимало не жаждут сострадания, они - принципиальные враги существующего порядка; работу презирают, в благотворность ее не верят. Но, помимо их воли, все существо их проникнуто

тоской по чему-то положительному, хотя бы в форме какого-нибудь красивого

призрака. Центральной фигурой является своеобразный праведник, странник

Лука, создающий целую стройную теорию возвышающего обмана. В лице Луки

индивидуализм доведен до крайних пределов. Все существует постольку, поскольку я тут причастен. Есть ли Бог? "Коли веришь, есть; не веришь, нет... Во что веришь, то и есть". Нужна ли истина даже в смысле простой достоверности? Если она разрушает приятную мне иллюзию - будь она проклята. Проститутка Наташа, начитавшись бульварных романов, с жаром рассказывает сотоварищам по ночлежке, что в нее был когда-то влюблен студент "Гастоша", который от безнадежной любви к ней застрелился. Ночлежники хохочут, но Лука ласково ей говорит: "Я - верю! твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит, была она! Была". Умирающую жену сапожника он с жаром уверяет, что ее ждет рай, и что "смерть нам - как мать малым детям".12 Спившийся актер живет мечтой о чудной санатории с мраморными полами. И это сосредоточение всего мира в сознании личности получает свое центральное выражение в ставшем знаменитым изречении мнимого циника Сатина: "Человек - это звучит гордо!" Яркое сознание личности и составляет тот лейтмотив, который проходит через всю литературную деятельность Горького.13 Но столь же важно для характеристики Горького и то, что сознание личности теснейшим образом связано в нем со стремлением к идеалу. Устами актера из "Дна" он с увлечением повторяет: "Слава безумцу, который навеял человечеству сон золотой". И в общем, лучшею частью своей литературной деятельности, Горький входит в историю литературы как человек, пропевший могучую песнь "безумству храбрых". По возвращении из Америки Горький поселился на острове Капри, не имея возможности вернуться в Россию, как потому, что ему угрожала тюрьма по литературному делу, так и потому, что он все теснее примыкал к учению социал-демократии. Амнистия 1913 г. не изменила его эмигрантского положения. Интерес к личности Горького все еще продолжается, и вилла его на Капри стала местом своего рода паломничества; популярность его в Италии очень велика. Но литературное положение значительно изменилось. С 1906 - 1907 годов против Горького было воздвигнуто формальное гонение со стороны представителей "новых течений" с Мережковским , Гиппиус и Д.В. Философовым во главе, которые выставили тезис: "конец Горького". В такой

форме тезис, безусловно, неверен. Прежде всего очень велика продуктивность

Горького. За время своего изгнанничества он написал ряд вещей, которые, значительно уступая его прежним произведениям, все же, по тем или другим причинам привлекали к себе внимание. Таков слабый в художественном отношении роман "Мать" (1908 - 1909г., в России в целом виде запрещен). Много говорили об "Исповеди" (1908), "Городке Окурове" (1910), "Лете" (1910), "Андрее Кожемякине" (1911) и др.14 Собственно писательская техника не ослабела у Горького. Все так же сочен и колоритен его язык, метки афоризмы, и не чувствуется никакой усталости, этого единственного признака действительного "конца". И благодаря не изменившей Горькому сочности, на долю двух его произведений выпал настоящий успех. Заинтересовала всех "Исповедь" попыткой отразить народный порыв к религии в высшем необрядовом смысле. В ней правильно усмотрели и отражение собственных стремлений автора к весьма своеобразному "богостроительству". Тогда он органически был связан со средой, которую изображал, был плотью от плоти ее, жил ее радостями, ее горем, передавал ее трепетания. За бытом поэтому ясно проступало общечеловеческое, которое и волновало читателя независимо от его социального положения. Даже в своих недостатках Горький захватывал тогда. В нем была масса примитивной романтики, но это было нечто вполне искреннее и естественное, следовательно, литературно интересное. Этой-то силы примитива сейчас совсем нет у Горького-доктринера, у Горького, подавленного требованиями, которые к нему предъявляются в качестве всемирной знаменитости. Он смотрит на изображаемое как-то сверху вниз и, главное, холодно и надуманно. Оттого, в лучшем случае, остался только быт, чем никого взволновать нельзя.15  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1.В. Ф. Боцяновский , М. Горький. СПб., 1901, 2-е изд., 1903.

2. Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский. Критические статьи о произведениях М. Горького. СПб., 1901.

3. Электронный ресурс //biographer.ru/biographies/64.html

4. Электронный ресурс //ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький

5. Электронный ресурс //www.biografii.ru/biogr_dop/gorkiy_m/gorkiy_m.php

6.Электронный ресурс //www.repetitor.org/materials/gorky.html

7.Электронный ресурс //www.kostyor.ru/biography/?n=116

Информация о работе Максим Горький - художник слова, романтик, "отец и наставник человеков на земле"