Любимая героиня Льва Толстого. По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Первые замыслы нового романа возникают у Толстого в конце 50-х годов: роман о декабристе, возвратившемся с семьей из Сибири в 1856 году: тогда главных героев звали Пьер и Наташа Лобазовы. Но этот замысел был оставлен - и вот в 1863 году писатель вернулся к нему.

Содержание

I Вступление.
Первые замыслы романа.
Любовь- часть души.


II Наташа- идеал души.
Любовь Ростовой.
Измена Андрею.
Наташа- пример, достойный подражания.
«Живая жизнь».
Три нераздельные стороны одной сущности.
Противопоставление Наташи с Верой.


III Заключение.
Другая Наташа.
Сложный путь исканий.

Работа содержит 1 файл

referat.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

МОУ «Шербакульский лицей» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

Тема: «Любимая героиня Льва Толстого».

По роману Л.Н. Толстого «Война и мир». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автор: ученик 10 «А»

Владимир  Иванько. 
 

Учитель:

Мосейчук  Г. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 год

I   Вступление. 

  1. Первые  замыслы романа.
  2. Любовь- часть души.
 

II   Наташа- идеал души. 

  1. Любовь  Ростовой.
  2. Измена Андрею.
  3. Наташа- пример, достойный подражания.
  4. «Живая жизнь».
  5. Три нераздельные стороны одной сущности.
  6. Противопоставление Наташи с Верой.
 

III   Заключение. 

  1. Другая  Наташа.
  2. Сложный путь исканий.
 
 
 
 
 
 
 
 

Любимая героиня Толстого 
 

Первые  замыслы нового романа возникают  у Толстого в конце 50-х годов: роман  о декабристе, возвратившемся с семьей из Сибири в 1856 году: тогда главных  героев звали Пьер и Наташа Лобазовы. Но этот замысел был оставлен - и вот в 1863 году писатель вернулся к нему. 

Как А. С. Пушкин показал нам в своем  романе “Евгений Онегин” свой любимый  женский образ, так и Л. Н. Толстой  нарисовал образ женщины, близкой  и дорогой его сердцу. Если у  Татьяны Лариной — главной  героини романа Пушкина — долг преобладает над чувствами, то у любимицы Толстого — Наташи Ростовой — вся сущность ее жизни заключается в любви. Любовь является частью ее души. Все поведение этой героини и ее внутренний мир подчиняются стремлению любить и быть любимой.  
       

Наташа  Ростова — один из самых обаятельных  образов в романе

Впервые мы знакомимся с Наташей, когда она  еще совсем ребенок. Она предстает  перед нами как непосредственная, полная жизненных сил девочка, тонко  чувствующая красоту и правду.  Здесь она ведет себя немного нагловато, чувствуя настроение других. И ничто ей не мешает в середине обеда сказать: «Мама! А какое пирожное будет?» Она знает, что это ей сойдет с рук. 

       С самого начала автор делает ударение на том, что Наташа отнюдь не красавица. Напротив, в ее фигуре, чертах лица мы замечаем даже неправильность. Да и позже, сравнивая с Наташей красавицу Элен, автор говорит: “В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь не определена, руки тонкие...” Но автор и не стремится к детальному описанию внешности героини. Он раскрывает ее душевный мир. И мы видим, как изменяется Наташа в минуты душевных переживаний. В эти минуты холодная красавица Элен, в сравнении с Наташей, становится почти уродом. 

  Все  ее великолепие видно на ее первом балу. Мы замечаем, что все ее поступки исходят из нее самой, и она не волнуется о том, что думают о ней окружающие.

Для сравнения  Наташи с кем-нибудь из героев лучше всего взять Элен Безухову, жену Пьера. Во всем романе писатель не перестает показывать ее физическую красоту. 

  Но  не трудно заметить, что Толстой  представляет нам Безухову идеалом  женской красоты, а Наташу - души. У Ростовой прекрасная душа! Любящая,  сострадающая, понимающая. Она очень  хорошо понимает внутреннее состояние  людей. 

  И все же иногда мы видим Наташу совсем другой. Особенно ярко эта перемена заметна, когда мы видим ее после неудачной попытки побега с Анатолем Курагиным. Или во время войны 1812 года. В такие минуты писатель представляет нам ее особенно уродливой, с большим ртом. 

  Наташа  представлена нашему взору не  очень умной девочкой, но это  не мешает читателю испытывать  к ней симпатии. Ведь в ней  столько прекрасного! Она очень  хорошо поет. Видно, что это  у нее от природы. Наташа  способна помогать людям жить: вдохновляет их, делает лучше, добрее. К примеру, Николай, вернувшись домой с большим проигрышем и упадшим духом, слушая Наташу, возвращается к жизни, чувствует себя лучше. Или ночь в Отрадном. Наташа у открытого окна высказывает свои чувства к природе. Случайно их разговор услышал князь Андрей Болконский, который вот уже некоторое время «ушел в себя». Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни. Очень эмоционально описывает Толстой смену настроений своей любимой героини. Он наблюдает за выражением ее лица в разных ситуациях, за выражением глаз — они то “любопытные”, то “вызывающие и несколько насмешливые”, то “умоляющие”, то “отчаянно-оживленные”, за улыбкой героини — то “задумчивой”, то “торжественной”, то “успокоительной”. И даже в сравнении с красавицей Элен, обладающей улыбкой как “застывшей лицемерной маской”, Наташа — поистине непревзойденная красавица.  
    

Для Толстого очень важна духовная связь  Наташи с народом, он очень ценит  это качество в своей героине. Вспомним хотя бы пляску Наташи у дядюшки. Она, восхищенная и увлеченная пением дядюшки, который “пел так, как поет народ”, сама не заметила, как пустилась в пляс. А в эти мгновения она “умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”. А какое волнение охватывает героиню романа во время чтения Манифеста!” В эти минуты ее душа переполнена чувством огромной любви к родине, она готова ради нее на любые жертвы. 

  «Князь  Андрей... любил встречать в свете  то, что не имело на себе общего светского отпечатка.» Таковой была Наташа. Болконский стал непринужденным и естественным рядом с нею.

 

 Теперь  о самом приятном: о любви Наташи. Ее настоящие чувства, как мне кажется, выражаются во время ее любви к Андрею. Эту любовь действительно можно назвать настоящей. Мы видим, как она страдает во время его отсутствия. Нельзя не сказать и о любви к матери, брату, Пьеру. Ее любовь искренна и неодинакова ко всем.

 

Чем же можно объяснить ее внезапную  заинтересованность Анатолем? Просто у Наташи изменчивый характер, в ней заметны простота, открытость, влюбчивость, доверчивость. И она, уже долго тосковавшая по Андрею, почувствовала, что Курагин возвращает ее к жизни. 

Наташа  чувствует, что для нее прошел период тихого девичьего чувства  с его светлыми радостями. Она не хочет больше ждать своего счастья; оно нужно ей сейчас, сию минуту, и она с горячими слезами кидается на шею матери и просит: «Дай мне его, мама, дай мне!». Но князь Андрей далеко, и неудовлетворенная страсть кидает ее в объятия Анатоля Курагина. Князь  Андрей нашел потом, что все это очень просто и гадко, но вольно же ему было мечтать о неземной деве.  Но Толстой любуется не только благородными поступками Наташи, ее внешностью. Он понимает Наташу в те минуты ее жизни, когда она совершает ошибки, делает неверные шаги. Толстой понимает, что это неизбежно в ее возрасте, в период становления характера, формирования личности. Наташа вовсе не из злого умысла решается бежать с пустословом, гулякой Анатолем Курагиным. Она совершает это по своей неопытности, доверчивости. Хотя и в это время не перестает любить и уважать князя Андрея. Потом, осознав свою ошибку, Наташа остается верна Болконскому до конца его жизни.  
    

Но  как бы жизнь ни испытывала характер героини, все равно все главные  свои достоинства, которые так ценит  в ней Толстой, Наташа не утратила, а, пройдя через все жизненные  испытания, обогатила свой духовный мир, стала еще более сильной  и мужественной.  
    

Несмотря  на большие перемены во внешности (“она пополнела и поширела, так что  трудно было узнать в этой сильной  матери прежнюю тонкую, подвижную  Наташу...”), Наташа осталась все такой  же доброй, нежной, отзывчивой, самоотверженной. Но в ней стало больше рассудительности. Наташа теперь посвятила свою жизнь воспитанию детей. Она отдавала всю любовь им и своему мужу — Пьеру Безухову.  
    

Толстой гордится своей героиней, гордится ее умением любить, ее добротой, самопожертвованием для блага других, ее умом, ее женственностью.  
    Наташа Ростова — пример, достойный подражания. Мне кажется, что любой человек мог бы многому поучиться у Наташи Ростовой. Она пример для каждой девушки, ищущей свой путь в жизни. Слишком быстротечна жизнь, чтобы учиться только на своем опыте. Опыт героев классических, произведений бесценен. А особенно, если это такая героиня, как Наташа.

 

  Напомним, что главная задача  Толстого в романе- заставить   читателя «полюблять жизнь». Наташа  потому и занимает такое исключительное  место в романе, что в ней воплощена живая жизнь, жизнелюбие полнее, чем в любом другом герое. Она «переполненная жизнью» и заражает людей оптимизмом, спасает их от смерти, борется за их жизнь.

Для Пьера переставал существовать «вечно мучивший его вопрос о тщете и  безумности всего земного», как только он вспоминал Наташу. Она не отвечала на мучительные вопросы, но «представление о ней переносило его мгновенно в другую, светлую область душевной деятельности, в которой не могло быть правого или виноватого, в область красоты и любви, для которой стоило жить».

Подчеркнем  еще раз, что действия Наташи направлены на защиту и сохранение жизни. Так  она борется за жизнь Князя  Андрея, когда «и доктор должен был  признаться, что не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым». Да, Наташа была способна на такое, что никто, кроме нее, не мог сделать. Весть о гибели младшего сына убила бы графиню, если бы не она. «Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимал графиню». 

Наташа, потерявшая любимого человека- князя  Андрея, возвращается  к жизни, чтобы  спасти любовью свою мать. «Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг  любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни- любовь- еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь». 

Теми  же чувствами Наташа руководствуется  и в общей жизни. И здесь  она несет жизнь. Когда Наполеон подходил к Москве, жители покидали город. Если бы не Наташа, то раненые, которыми был полон двор Ростовых, остались бы в Москве, занимаемой французской армией. Именно она настояла на том, чтобы ее родители вывезли не имущество, а раненых. 

Те  же качества Наташи отмечены и в  прямых оценках ее.

Для Андрея Болконского она «особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!». Толстой пишет, что «сущность ее жизни- любовь». В этих суждениях обращает на себя внимание соединение любви, жизни и поэзии. Эти три начала слиты в Наташе. Для Толстого это три нераздельные стороны одной сущности. Каждая из них- и любовь, и жизнь, и поэзия- требует от человека особой способности- понимания. Человек любит других людей в такой степени, в какой он может понимать их сущность. Жизнь отдельного человека расширяется только в силу его способности понимания других жизней. Наташа наделена даром понимания в высшей степени. Она обладает не только музыкальным слухом, но и абсолютным слухом на душевные движения окружающих. Отсюда ее удивительный такт. В одном из черновых вариантов романа Толстой так характеризует любимую героиню: «Все, что она делала, плакала, смеялась, капризничала- казалось, так и должно было быть и было кстати». 

Наташе  противопоставлена ее старшая сестра, красавица Вера. «Да, меня совсем иначе  воспитывали, - сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь, как это обычно бывает, напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша, неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но странное дело, все, и гостья, и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость». Само построение фразы говорит об особенно ценимом в мире Толстого такте. Долго перечисляются все достоинства героини: и умна, и красива… и под конец все сводящее насмарку- отсутствие главного качества. Или в другом эпизоде: «Замечание Веры  было справедливо, как и все ее замечания, но, как и от большей части замечаний, всем сделалось неловко». 

Информация о работе Любимая героиня Льва Толстого. По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»