Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:59, реферат
Важным явлением культурной жизни Древней Руси было появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Появление и развитие древнерусской литературы тесно связано с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни, влиянием устного народного творчества — фольклора.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Днепропетровский химико-технологический университет
Реферат
предмет: «История украинской культуры»
тема: «Литература Киевской Руси»
Днепропетровск, 2012
Важным явлением культурной жизни Древней Руси было появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Появление и развитие древнерусской литературы тесно связано с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни, влиянием устного народного творчества — фольклора.
Еще до возникновения письменности
у восточных славян существовало
богатое устное народное творчество: обрядовые
песни, легенды, загадки, сказания, заклинания,
эпические и лирические песни. Особое
распространение получили в древности
эпические песни-былины, исполнявшиеся
под музыку в речетативно-декламационной
форме. В былинах воспевались важные события
из жизни народа и его героев, борьба с
врагами, социально-бытовые явления. Известны
былины киевского и новгородского циклов.
Несмотря на то, что былины записаны в
прошлом веке на русском севере, действие
многих из них происходит в Киеве, при
дворе князя Владимира «Красное солнышко».
Любимыми героями былин были воины-богатыри
— бескорыстные защитники Русской земли
— Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша
Попович, совершавшие героические подвиги
в борьбе с врагами. Величие крестьянского
труда воспевалось в образе популярного
героя народного эпоса Микулы Селяниновича
— крестьянина-хлебопашца. Отражая народную
идеологию, авторы былин стремились воспеть
труд и подвиги простого человека.
Устное народное творчество оказало влияние
на появление древнерусской литературы,
ее форму, язык, стиль. Особенно это заметно
в исторических произведениях, наиболее
ранней литературной форме на Руси.
Первый зафиксированный в
С 60-х гг. XI в. древнерусское летописание
продолжалось в Киево-Печерском
монастыре, где игумен Никон в 1072—1073
гг. составил свод, называемый условно
Начальным. Он уделил много внимания уточнению хронологии,
литературной обработке текста, привлечению
новых материалов. Никон внес в летопись
сообщения о походах на греков киевских
князей Аскольда, Олега, Игоря и Святослава.
Существует мнение, что именно Никон являлся
основным автором текста сводов 1037-1073
гг.
В 1093—1095 гг. в Киево-Печерском монастыре
игуменом Иоанном составлен так называемый
«Второй Киево-Печерский летописный свод».
В нем много места уделено борьбе Руси
с половецкой угрозой и княжеским усобицам.
В 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была написана «Повесть временных лет» — наиболее выдающееся историческое произведение Киевской Руси. Текст «Повести», которым начинается большинство древнерусских летописей, не дошел до нашего времени в оригинале. Лучше и полнее он сохранился в двух списках летописи: Лаврентьевском, который входит в состав Владимиро-Суздальской летописи, переписанной монахом Лаврентием в 1377 г., и Ипатьевском, южнорусском своде начала XV в., названным так по монастырю в Костроме, где он обнаружен. В Ипатьевскую летопись, кроме «Повести временных лет», входят Киевская (XII в.) и Галицко-Волынская (XIII в.) летописи.
«Повесть временных лет» начинается с обстоятельного историко-этнографического обзора. Сведения по мировой истории в значительной степени заимствованы Нестором из византийской хроники Георгия Амартола и его продолжателя. Однако летописец, критически используя источник, дополнил его известными ему местными сведениями. Много внимания он уделил рассказу о расселении славянских племен, географическому описанию Руси. Летописец перечисляет славянские племена, указывает места их проживания, упоминает об их обычаях. В «Повесть временных лет» вошли оригинальные литературные произведения: «Поучение детям» и письмо к Олегу Святославичу Владимира Мономаха; рассказ об ослеплении Василька Теребовльского; отрывки из произведений византийских авторов: «Хроники» Георгия Амартола, «Жития Василия Нового», «Летописца вскоре» Никифора; официальные государственные документы — договоры Руси с греками.
«Повесть временных лет» оказала заметное влияние на дальнейшее развитие древнерусской литературы и летописания. В частности, оно прослеживается в «Слове о полку Игореве», где ряд выражений и мыслей автора совпадают с летописными.
Оригинальных художественных литературных произведений XI— XII вв. сохранилось мало. В большинстве случаев это чудом уцелевшие экземпляры. Некоторые из них в свое время имели большое распространение, а сохранились в единичных экземплярах в составе поздних много раз переписанных произведений.
Одним из наиболее ранних, является «Слово о законе и благодати...» Иллариона. «Слово» Иллариона не только памятник литературы, но и произведение ораторского искусства. Из его содержания следует, что оно было произнесено перед представителями высшей киевской знати во главе с Ярославом Мудрым.
«Слово о законе
и благодати...» Иллариона —
выдающееся произведение древнерусской
литературы первой половины XI в. В нем в художественной форме воплощена
патриотическая идея независимости Руси
во всех сферах общественной и культурной
жизни, прославляются ее выдающиеся политические
и культурные деятели Владимир, Ольга,
Ярослав. «Слово» вышло из культурного
окружения Ярослава Мудрого, поэтому влияние
идей, господствовавших в то время в киевском
обществе, проводимое автором с большой
настойчивостью, заметно не только в литературе
XI в. (в «Слове» и в древнейшей части «Повести
временных лет»), аи в светской монументальной
живописи — ктиторской фреске Софийского
собора и росписях башен.
В 1015 г. умер Владимир Святославич. Во время
борьбы за киевский стол погибли его сыновья
Борис и Глеб, не захотевшие поднять руку
на своего старшего брата — Святополка.
После долгой борьбы в Киеве утвердился
Ярослав — сын Владимира от Рогнеды. Хлопоты
Ярослава о канонизации русских политических
деятелей, известные из «Слова» Иллариона
и других источников, завершились признанием
Византией святости только Бориса и Глеба.
Культ Бориса и Глеба имел важное государственное
и политическое значение на Руси, так как
в нем осуждались княжеские распри и проводился
принцип строгого подчинения , младших
князей старшим. Эти принципы стали главным
содержанием написанного в 80-х гг. XI в.
Нестором «Чтения о житии и погублении... Бориса и Глеба». В «Чтении»
подробно рассказывается о жизни и гибели
Бориса и Глеба.
Примерно к этому же времени относится и другое его произведение — «Житие Феодосия Печерского», написанное согласно требованиям агиографического жанра по определенным традиционным правилам. В нем содержится много красочных описаний быта Киевской Руси, эпизодов из монастырской жизни, взаимоотношений киевского князя с монастырскими властями и др.
Спустя сто лет после гибели Бориса и Глеба, в 1115 г. написано «Сказание о страсти и похвала святую мученику Бориса и Глеба». Автор произведения до сих пор не установлен.
Оба произведения о Борисе и Глебе получили большое распространение на Руси. Впоследствии ими часто пользовались древнерусские писатели, особенно в произведениях на воинскую тематику на них ссылались как на пример почитания старших.
К литературе Киевской Руси относится «Поучение» Владимира Мономаха и его письмо к Олегу Святославичу. Произведения вставлены под 1096 г. в Лаврентьевский список летописи. Автор «Поучения» Владимир Мономах был очевидцем больших социальных потрясений в Киеве, таких, как народное восстание 1068 и 1113 гг., поэтому главным вопросом, который его волновал, являлся социальный мир на Руси. Основная мысль его произведения — тревога о дальнейшей судьбе Руси, призыв к бескорыстному служению родине. Героем Мономаха является идеальный княаь — защитник родной земли. Он противопоставляется князьям, заботящимся только о личном обогащении и стремящимся к власти. Автор, пытаясь затушевать классовые противоречия, настойчиво повторяет свою идею о необходимости внутреннего мира.
Литературная форма «Поучения» — обращение отца к еыну — не нова. Она была хорошо известна и широко распространена в средневековой литературе.
В 1096 г. на Руси вспыхнула борьба между Святополком Изяславичем, Владимиром Мономахом, с одной стороны, и Олегом Святославичем — с другой за Чернигов и муромо-рязанские земли. Во время битвы с Олегом Святославичем был убит сын Мономаха Мстислав, что послужило поводом для переписки между князьями. Письмо Владимира Мономаха к Олегу представляет собой важный образец древнерусского эпистолярного жанра конца XI в.
Шедевром древнерусской художественной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве». Оригинал «Слова» не сохранился до, нашего времени, а единственный его список XVI в. сгорел во время пожара Москвы в 1812 г.
«Слово» написано на юге Руси. Кто был его автором и где именно оно написано — неизвестно.
«Слово» написано в тяжелое для Руси время, ознаменовавшееся нападениями народов степи — половцев. В нем в художественной форме повествуется о трагическом эпизоде борьбы с кочевниками — неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. Цель похода — разгромить половцев и попытаться отвоевать старинную вотчину Руси — Тмутараканское княжество или в крайнем случае пробиться к Дону. Этот смелый план с самого начала был обречен на неудачу из-за явного несоответствия сил и из-за того, что план похода стал известен половцам.
Первый день принес победу русичам, но на другой день половцы, собравшись с силами, окружили войско Игоря. Три дня продолжалась кровавая битва. Русское войско потерпело поражение. Игорь, его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович попали в плен к половцам. Разгром войска Игоря опечалил Русь. Его поражение автор «Слова» видит не в каре божьей за грехи князя, как летописец, а в отсутствии сплоченности и единства князей. Поэт хорошо понимает, что княжеские раздоры губят Русь.
Литературные приемы
«Слова» во многом восходят к народной
поэзии; это — большая задушевность,
лиризм, тесная связь человека с природой.
Черты народной поэзии особенно ярко проявляются
в знаменитом плаче Ярославны — супруги
Игоря. Она обращается к ветру, солнцу,
Днепру-Славутичу — просит помочь Игорю
в беде.Накануне монголо-татарского нашествия
в Киеве составлен «Киево-Печерский патерик».
Это сборник житий монахов Печорского
монастыря, поучений, сказаний, рассказов
о «чудесах». Главное место в «Патерике»
занимают послания суздальского епископа
Симона к печерскому монаху Поликарпу
и Поликарпа к игумену Акиндину. Несмотря
на наивный и во многом фантастический
характер рассказов, они изобилуют интересными
бытовыми зарисовками, показывающими
жизнь монахов в XI—XII вв., взаимоотношения
монастыря со светскими властями города
и др.
Особый интерес представляют рассказы
Симона о постройке большой печерской
церкви, «О Шимоне, князе варяжском», «О
зодчих», «О живописцах», «Рассказ об Иоанне
и Сергии» и др. В рассказах Симона Киев
предстает как общерусский политический
и культурный центр, в который стремятся
политические деятели, воины, зодчие, живописцы
из разных стран, чтобы показать здесь
свои знания и умение.
Перу Поликарпа принадлежат также рассказы,
раскрывающие некоторые стороны культурной
и художественной жизни древнего Киева.
Среди них «О святом Агопите, безмездном
враче», «О Спиридоне — просфорнике и
Алимпии-живописце».
В «Патерик» вошли и