Литература Киевской Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:59, реферат

Описание работы

Важным явлением культурной жизни Древней Руси было появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Появление и развитие древнерусской литературы тесно связано с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни, влиянием устного народного творчества — фольклора.

Работа содержит 1 файл

Литература Киевской Руси.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Днепропетровский химико-технологический университет

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

предмет: «История  украинской культуры»

тема: «Литература Киевской Руси»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила: студентка группы 2-МЕН

                                                                         Досужая Ирина

 

 

 

 

Днепропетровск, 2012

 

Важным явлением культурной жизни  Древней Руси было появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Появление и развитие древнерусской  литературы тесно связано с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни, влиянием устного народного творчества — фольклора.

Еще до возникновения письменности у восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни, легенды, загадки, сказания, заклинания, эпические и лирические песни. Особое распространение получили в древности эпические песни-былины, исполнявшиеся под музыку в речетативно-декламационной форме. В былинах воспевались важные события из жизни народа и его героев, борьба с врагами, социально-бытовые явления. Известны былины киевского и новгородского циклов. Несмотря на то, что былины записаны в прошлом веке на русском севере, действие многих из них происходит в Киеве, при дворе князя Владимира «Красное солнышко». 
Любимыми героями былин были воины-богатыри — бескорыстные защитники Русской земли — Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, совершавшие героические подвиги в борьбе с врагами. Величие крестьянского труда воспевалось в образе популярного героя народного эпоса Микулы Селяниновича — крестьянина-хлебопашца. Отражая народную идеологию, авторы былин стремились воспеть труд и подвиги простого человека. 
Устное народное творчество оказало влияние на появление древнерусской литературы, ее форму, язык, стиль. Особенно это заметно в исторических произведениях, наиболее ранней литературной форме на Руси.

Первый зафиксированный в письменных источниках выход Руси на мировую  историческую арену — уже упоминавшийся поход князя Аскольда на Царьград. Это была так называемая «Летопись Аскольда», небольшие фрагменты которой сохранились в позднейшей Никоновской летописи.

С 60-х гг. XI в. древнерусское летописание  продолжалось в Киево-Печерском  монастыре, где игумен Никон в 1072—1073 гг. составил свод, называемый условно Начальным. Он уделил много внимания уточнению хронологии, литературной обработке текста, привлечению новых материалов. Никон внес в летопись сообщения о походах на греков киевских князей Аскольда, Олега, Игоря и Святослава. Существует мнение, что именно Никон являлся основным автором текста сводов 1037-1073 гг. 
В 1093—1095 гг. в Киево-Печерском монастыре игуменом Иоанном составлен так называемый «Второй Киево-Печерский летописный свод». В нем много места уделено борьбе Руси с половецкой угрозой и княжеским усобицам.

В 1113 г. монахом  Киево-Печерского монастыря Нестором была написана «Повесть временных лет» — наиболее выдающееся историческое произведение Киевской Руси. Текст  «Повести», которым начинается большинство древнерусских летописей, не дошел до нашего времени в оригинале. Лучше и полнее он сохранился в двух списках летописи: Лаврентьевском, который входит в состав Владимиро-Суздальской летописи, переписанной монахом Лаврентием в 1377 г., и Ипатьевском, южнорусском своде начала XV в., названным так по монастырю в Костроме, где он обнаружен. В Ипатьевскую летопись, кроме «Повести временных лет», входят Киевская (XII в.) и Галицко-Волынская (XIII в.) летописи.

«Повесть временных лет» начинается с обстоятельного историко-этнографического обзора. Сведения по мировой истории в значительной степени заимствованы Нестором из византийской хроники Георгия Амартола и его продолжателя. Однако летописец, критически используя источник, дополнил его известными ему местными сведениями. Много внимания он уделил рассказу о расселении славянских племен, географическому описанию Руси. Летописец перечисляет славянские племена, указывает места их проживания, упоминает об их обычаях. В «Повесть временных лет» вошли оригинальные литературные произведения: «Поучение детям» и письмо к Олегу Святославичу Владимира Мономаха; рассказ об ослеплении Василька Теребовльского; отрывки из произведений византийских авторов: «Хроники» Георгия Амартола, «Жития Василия Нового», «Летописца вскоре» Никифора; официальные государственные документы — договоры Руси с греками.

«Повесть временных лет» оказала заметное влияние на дальнейшее развитие древнерусской литературы и летописания. В частности, оно  прослеживается в «Слове о полку  Игореве», где ряд выражений и мыслей автора совпадают с летописными.

Оригинальных художественных литературных произведений XI— XII вв. сохранилось  мало. В большинстве случаев это  чудом уцелевшие экземпляры. Некоторые  из них в свое время имели большое  распространение, а сохранились в единичных экземплярах в составе поздних много раз переписанных произведений.

Одним из наиболее ранних, является «Слово о законе и благодати...» Иллариона. «Слово» Иллариона не только памятник литературы, но и произведение ораторского искусства. Из его содержания следует, что оно было произнесено перед представителями высшей киевской знати во главе с Ярославом Мудрым.

«Слово о законе и благодати...» Иллариона —  выдающееся произведение древнерусской  литературы первой половины XI в. В нем в художественной форме воплощена патриотическая идея независимости Руси во всех сферах общественной и культурной жизни, прославляются ее выдающиеся политические и культурные деятели Владимир, Ольга, Ярослав. «Слово» вышло из культурного окружения Ярослава Мудрого, поэтому влияние идей, господствовавших в то время в киевском обществе, проводимое автором с большой настойчивостью, заметно не только в литературе XI в. (в «Слове» и в древнейшей части «Повести временных лет»), аи в светской монументальной живописи — ктиторской фреске Софийского собора и росписях башен. 
В 1015 г. умер Владимир Святославич. Во время борьбы за киевский стол погибли его сыновья Борис и Глеб, не захотевшие поднять руку на своего старшего брата — Святополка. После долгой борьбы в Киеве утвердился Ярослав — сын Владимира от Рогнеды. Хлопоты Ярослава о канонизации русских политических деятелей, известные из «Слова» Иллариона и других источников, завершились признанием Византией святости только Бориса и Глеба. Культ Бориса и Глеба имел важное государственное и политическое значение на Руси, так как в нем осуждались княжеские распри и проводился принцип строгого подчинения , младших князей старшим. Эти принципы стали главным содержанием написанного в 80-х гг. XI в. Нестором «Чтения о житии и погублении... Бориса и Глеба». В «Чтении» подробно рассказывается о жизни и гибели Бориса и Глеба.

Примерно к этому  же времени относится и другое его произведение — «Житие Феодосия Печерского», написанное согласно требованиям  агиографического жанра по определенным традиционным правилам. В нем содержится много красочных описаний быта Киевской Руси, эпизодов из монастырской жизни, взаимоотношений киевского князя с монастырскими властями и др.

Спустя сто лет после  гибели Бориса и Глеба, в 1115 г. написано «Сказание о страсти и похвала  святую мученику Бориса и Глеба». Автор произведения до сих пор не установлен.

Оба произведения о Борисе и Глебе получили большое  распространение на Руси. Впоследствии ими часто пользовались древнерусские  писатели, особенно в произведениях  на воинскую тематику на них ссылались как на пример почитания старших.

К литературе Киевской Руси относится «Поучение» Владимира  Мономаха и его письмо к Олегу  Святославичу. Произведения вставлены  под 1096 г. в Лаврентьевский список летописи. Автор «Поучения» Владимир Мономах  был очевидцем больших социальных потрясений в Киеве, таких, как народное восстание 1068 и 1113 гг., поэтому главным вопросом, который его волновал, являлся социальный мир на Руси. Основная мысль его произведения — тревога о дальнейшей судьбе Руси, призыв к бескорыстному служению родине. Героем Мономаха является идеальный княаь — защитник родной земли. Он противопоставляется князьям, заботящимся только о личном обогащении и стремящимся к власти. Автор, пытаясь затушевать классовые противоречия, настойчиво повторяет свою идею о необходимости внутреннего мира.

Литературная форма  «Поучения» — обращение отца к  еыну — не нова. Она была хорошо известна и широко распространена в средневековой  литературе.

В 1096 г. на Руси вспыхнула  борьба между Святополком Изяславичем, Владимиром Мономахом, с одной стороны, и Олегом Святославичем — с другой за Чернигов и муромо-рязанские земли. Во время битвы с Олегом Святославичем был убит сын Мономаха Мстислав, что послужило поводом для переписки между князьями. Письмо Владимира Мономаха к Олегу представляет собой важный образец древнерусского эпистолярного жанра конца XI в.

Шедевром древнерусской  художественной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве». Оригинал «Слова» не сохранился до, нашего времени, а единственный его список XVI в. сгорел во время пожара Москвы в 1812 г.

«Слово» написано на юге Руси. Кто был его автором и где  именно оно написано — неизвестно.

«Слово» написано в тяжелое  для Руси время, ознаменовавшееся нападениями  народов степи — половцев. В  нем в художественной форме повествуется о трагическом эпизоде борьбы с кочевниками — неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. Цель похода — разгромить половцев и попытаться отвоевать старинную вотчину Руси — Тмутараканское княжество или в крайнем случае пробиться к Дону. Этот смелый план с самого начала был обречен на неудачу из-за явного несоответствия сил и из-за того, что план похода стал известен половцам.

Первый день принес победу русичам, но на другой день половцы, собравшись с силами, окружили войско Игоря. Три дня продолжалась кровавая битва. Русское войско потерпело поражение. Игорь, его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович попали в плен к половцам. Разгром войска Игоря опечалил Русь. Его поражение автор «Слова» видит не в каре божьей за грехи князя, как летописец, а в отсутствии сплоченности и единства князей. Поэт хорошо понимает, что княжеские раздоры губят Русь.

Литературные приемы «Слова» во многом восходят к народной поэзии; это — большая задушевность, лиризм, тесная связь человека с природой. Черты народной поэзии особенно ярко проявляются в знаменитом плаче Ярославны — супруги Игоря. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру-Славутичу — просит помочь Игорю в беде.Накануне монголо-татарского нашествия в Киеве составлен «Киево-Печерский патерик». Это сборник житий монахов Печорского монастыря, поучений, сказаний, рассказов о «чудесах». Главное место в «Патерике» занимают послания суздальского епископа Симона к печерскому монаху Поликарпу и Поликарпа к игумену Акиндину. Несмотря на наивный и во многом фантастический характер рассказов, они изобилуют интересными бытовыми зарисовками, показывающими жизнь монахов в XI—XII вв., взаимоотношения монастыря со светскими властями города и др. 
Особый интерес представляют рассказы Симона о постройке большой печерской церкви, «О Шимоне, князе варяжском», «О зодчих», «О живописцах», «Рассказ об Иоанне и Сергии» и др. В рассказах Симона Киев предстает как общерусский политический и культурный центр, в который стремятся политические деятели, воины, зодчие, живописцы из разных стран, чтобы показать здесь свои знания и умение. 
 Перу Поликарпа принадлежат также рассказы, раскрывающие некоторые стороны культурной и художественной жизни древнего Киева. Среди них «О святом Агопите, безмездном враче», «О Спиридоне — просфорнике и Алимпии-живописце».

В «Патерик» вошли и произведения, написанные значительно раньше видными  писателями Руси — Нестором и Феодосием  Печерским.




Информация о работе Литература Киевской Руси