Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:46, реферат
Сэр Арнольд Джозеф Тойнби прожил очень долгую жизнь. Для историка это полезно. Особенно полезно увидеть уже сознательным взором три четверти поразительного двадцатого века. Арнольд Тойнби не стал историком этой эпохи. Он смолоду выбрал своей специальностью античную историю; в процветающей Великобритании перед первой мировой войной это было нормально. Бури XX века не заставили его изменить тематику исследований, но они даровали ему особый взгляд на классическую античность.
ТОЙНБИ Арнольд (1889-1975)
— выдающийся английский историк и философ,
общественный деятель, автор теории циклического
развития цивилизаций. Основные труды:
«Постижение (или в некоторых переводах
«исследование») истории» (в 12 томах), «Изменение
и обычай», «Цивилизация перед лицом испытания»,
«Мир и Запад» и др.
Сэр Арнольд Джозеф Тойнби прожил очень
долгую жизнь. Для историка это полезно.
Особенно полезно увидеть уже сознательным
взором три четверти поразительного двадцатого
века. Арнольд Тойнби не стал историком
этой эпохи. Он смолоду выбрал своей специальностью
античную историю; в процветающей Великобритании
перед первой мировой войной это было
нормально. Бури XX века не заставили его
изменить тематику исследований, но они
даровали ему особый взгляд на классическую
античность.
«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты
роковые...»
Сэр Арнольд, наблюдая собственными глазами
одну переломную эпоху в истории человечества,
стал особенно чуток к другим подобным
эпохам, о которых известно лишь по скупым
и противоречивым сообщениям очевидцев.
И еще смолоду решил: он не будет торопиться
писать незрелых книг. В предисловии к
книге «Ганнибалово наследие» Тойнби
пишет:
«Возможность наблюдать крутой поворот
на судьбах Европы, вызванный двумя мировыми
войнами, - бесценный подарок для историка,
изучающего тот перелом в судьбах Рима,
который вызвали две Пунические войны...
К счастью, я не начал писать эту книгу
сразу, как только задумал ее...» Книга
вышла через пятьдесят лет после того,
как была задумана.
Чем же он занимался, молодой Арнольд Тойнби?
Подобно молодому Линнею, он читал и путешествовал,
путешествовал и читал. И вел записные
книжки. Еще до первой мировой войны он
успел обойти пешком большую часть Греции
- после этого одна строка Геродота или
Фукидида говорила ему больше, чем целая
глава из исторической географии Эллады.
Принцип «Лучше один раз увидеть...» он
исповедовал до конца своих дней - многие
области, где разыгрались изучаемые им
события, он не поленился специально посетить,
когда ему было уже под семьдесят.
А когда Тойнби исполнилось «только» сорок
лет, он решил, что пора привести в систему
выработавшийся у него взгляд на историю.
Так родился самый знаменитый его труд
- «Постижение истории». Попросту говоря,
Арнольд Тойнби попробовал критически
разобрать историю всех основных цивилизаций,
созданных человеком, - разобрать с «квазибиологической»
точки зрения, уподобляя развитие цивилизации
развитию биологического вида. Двенадцатитомный
труд Тойнби вызвал и вызывает до сих пор
самые ожесточенные споры. Сэр Арнольд,
однако, совсем не участвовал в полемике
вокруг своего детища! Он исповедовал
то же правило, что и другой выдающийся
англичанин - Резерфорд: «Высказал свое
мнение, выслушал оппонентов - и все; иди
дальше думать и работать».
Огромный труд был для него лишь генеральной
репетицией основной работы: если раньше
он оттачивал свою технику, анализируя
весь список «роковых минут» в истории
человечества, то теперь он сделает обратное
- применит весь накопленный и упорядоченный
арсенал фактов, методов и концепций к
анализу небольшого числа обществ - Эллады.
Рима, Византии. Сэр Арнольд успел выполнить
и эту, заключительную часть своего творческого
плана: его последняя книга вышла в свет,
когда автору было 83 года.
Самая блестящая из книг Тойнби - «Эллинизм»
- содержит всего 250 страниц. Не слишком
ли мало? Но ведь и решающая часть самой
блестящей шахматной партии длится не
более десяти - двадцати ходов. Что привлекает
нас в творчестве крупного шахматиста?
Сочетание позиционной и комбинационной
игры. Это значит, что все фигуры движутся
и бьют вместе, как одна рука; в то же время
виден дерзкий, рассчитанный замысел,
исполняемый этой рукой, несмотря на внешние
помехи. Именно такое впечатление производят
поздние труды Тойнби: историю каждого
общества он рассматривает как часть мировой
истории - и в пространстве, и во времени,
и этот прием порою позволяет осветить
самые, казалось бы, темные места или незначительные
детали исторической картины. Он освещает
это так, что видно: нет ни одной лишней
детали в историческом механизме, работающем
по своим строгим законам, которые нам
- увы? - еще не полностью известны.
Философские воззрения Арнольда Тойнби
весьма эклектичны. Он называл себя идеалистом,
христианином, пацифистом и т. д. - словом,
английским либералом. Он и был таковым,
но не сводился к этому! Дело в том, что
Тойнби был еще (что важнее) стихийным
материалистом и диалектиком, он всегда
стремился к непредвзятому изучению природных
явлений. Непредвзятость Тойнби как исторического
мыслителя особенно ярко проявилась в
конце его жизни, в его переписке с выдающимся
советским историком академиком Н. И. Конрадом.
Это просто вежливый разговор двух крупных
оригинальных личностей. Здесь идет диалог
между представителями двух разных исторических
концепций, и диалог этот ведется разумно:
каждый из партнеров хочет взять у собеседника
все лучшее.
Заимствование Тойнби концепций исторического
материализма особенно заметно в его книге
«Ганнибалово наследие», которую он заканчивал
в годы переписки с Н. И. Конрадом. Это замечательный
анализ экономического переворота в Римской
республике, вызванного переходом к товарному
сельскому хозяйству. Что касается философских
идеалистических гипотез А. Тойнби, богато
представленных в его раннем труде «Постижение
истории», то они заметно подверглись
марксистской критике и почти отсутствуют
в поздних трудах зрелого историка. Тойнби
всегда считал: «Ничто не мешает мне сегодня
быть умнее, чем я был вчера!» И еще одна,
немного забавная, цитата о значении трудов
сэра Тойнби: «К его наследию надо подходить
весьма критично, но целиком отказываться
от него было бы не по-хозяйски» .